Categories: Экономика

Качество топлива в регионе не становится лучше

Эксперт предлагает злостных нарушителей чаще проверять, а не «душить штрафами».

Инспекция государственного надзора Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта (Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии) по Новосибирской области в 2016 году провела 21 проверку субъектов хозяйственной деятельности на соблюдение требований технического регламента к нефтепродуктам. Как рассказала на круглом столе в четверг начальник инспекции Надежда Слесарева, нарушения выявлены в шести случаях. Для сравнения — в первом полугодии прошлого года проведено 24 проверки, нарушения выявлены у 13 субъектов.

 

— В этом году в связи с мораторием на проверки субъектов малого предпринимательства у нас очень мало плановых проверок, но вообще мы последние годы очень много проверяли, — сказала она.

В прошлом году было пять плановых проверок, в этом — три. Первая из них проводится сейчас. Из тех внеплановых, что уже прошли, 18 проводились по обращениям граждан, которые жаловались на качество топлива, три проверки были повторными, их цель — контроль исполнения предписания. Слесарева сообщила, что самое частое нарушение на АЗС — превышение содержания серы.

— При норме не более 10 миллиграммов на килограмм в дизельном топливе доля серы варьировалась от 24 до 1080 миллиграммов, а прошлом году доходило до 3 тыс миллиграммов. Вряд ли можно говорить об улучшении качества, нарушения нормативов все-равно выявляется серьезное, — заявила Слесарева.

Фиксировались и другие несоответствия топлива нормативам, а также отсутствие информации для потребителей, паспортов и деклараций соответствия. В этом году объем выявленной некачественной продукции составил 65,6 тонны, в 2015 году — 183 тонны.

Всего Сибирским межрегиональным управлением Росстандарта за пять месяцев 2016 года проведено 56 проверок, выявлено 15 с нарушений, в том числе 11 — по результатам испытаний.

— Практически все проверки мы стараемся проводить с испытанием продукции, иначе теряется смысл, в том числе по обращениям граждан, которые жалуются на низкое качество топлива, — отметила Слесарева.

Также она сообщила, что за нарушение технических регламентов по статье 14.43 КоАП РФ предусмотрены большие штрафы: для индивидуальных предпринимателей в размере 20-30 тыс рублей, должностных лиц — 10-20 тыс рублей, для юридических лиц — до 300 тыс рублей. При этом за повторные нарушения в частности юрлица штрафуются в размере от 700 тыс рубле до 1 млн рублей.

— Нам кажется, на сегодняшний день государственный контроль недостаточно эффективен, то есть контролирующие органы, Росстандарт, очень ограничены в своих полномочиях в первую очередь в проведении проверок, — заявила в ходе обсуждения темы президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская.

Она отметила, что действующее законодательство предусматривает обязательное уведомление проверяемого, что снижает эффективность проверок, так как недобросовестные участники рынка имеют запас времени для подготовки к ним.

Золотовская считает, что злостных нарушителей надо проверять чаще, а целью контроля со стороны госорганов должно быть предупреждение нарушений, а не сбор штрафов.

Она рассказала, что существуют периоды наплыва суррогатного топлива. Это происходит, когда оптовые цены начинают резко расти, а розничные сдерживаются госрегуляторами. И искушению взять суррогат участникам рынка сложно противостоять.

— Эта ситуация могла бы быть контролируема со стороны органов государственной власти. Давайте смотреть не только на цену на АЗС, но и на оптовые цены, уделять внимание организациям, которые допускают одномоментные резкие скачки. Может быть, устранив эти причины, мы сможем значительно снизить количество суррогатного топлива на рынке, — сказала глава ассоциации.

Также она предложила ввести для нефтепродуктов систему наподобие ЕГАИС, с помощью которой государство контролирует оборот алкогольной продукции.

— Штамп на паспорте качества — это, конечно, здорово, но если конечный потребитель сможет увидеть этот паспорт качества в единой системе, сможет увидеть каждую партию в электронном виде, то, на мой взгляд, это тоже сильно затруднит доступ суррогата на рынок, — считает Золотовская.

Она прокомментировала, как скажутся на рынке оборотные штрафы, размер которых после введения нового административного кодекса может доходить до 15 % с оборота.

— Я не знаю ни одного независимого участника этого рынка, у которого прибыль бы составляла 15 % от оборота. Это к вопросу выживания компаний после установления фактов нарушений. Компания не сможет выжить после такого штрафа однозначно. Карательная функция должна уйти, на смену ей должен прийти нормальный государственный контроль на регулярной основе с сильным элементом внезапности, который бы обязывал участников рынка продавать кондиционное топливо, — считает глава ассоциации.

Фото: Мария Кормильцева

Мария Кормильцева

tkrasnova

Recent Posts

Похититель забыл мобильный в автомобиле жертвы в Новосибирске

Мужчина вернулся на место преступления и был задержан полицейскими.

10 часов ago