Карантин — брутальный стимулятор онлайн-торговли

Ежегодная всесибирская конференция по онлайн-торговле товарами и услугами E-SIB в своем отраслевом медиаполе имеет репутацию события-резюме и события-прогноза. В очередном E-SIB’е неизменным был пул инициаторов (ГК «Обувь России», компания Obuv Rossii Conference и e-commerce клуб «Сибирь»), во всем же остальном E-SIB 2020 олицетворяла очень изменившийся мир.

Изменившийся не радикально (пандемия — это все же не мировая война), но зримо и скоротечно. Фактически, весь контент шестой конференции был одним сплошным ревю свершившихся перемен и вызревающих трендов. Онлайновая сущность конференции (которую прежде из года в год принимал главный офис «Обуви России») — новация из разряда очевидных. Сейчас все публичные проекты таковы, иных и не бывает. «Удаленка» предметной насыщенности мероприятия ничуть не повредила, а аудиторию даже расширила: в E-SIB’e 2020 участвуют Казахстан, Румыния, Чехия. Впрочем, основные поставщики контента и трендов — сибиряки и бизнесмены федеральных столиц.

Конечно, поговорка «Кому война, а кому мать родна» сочится простодушным врожденным цинизмом, но что поделаешь, если отрасли онлайн-ритейла она настолько к лицу?! События 2020-го (те, что уже случились, конечно, ибо високосный год еще даже до медианы своей не добрался) — они как один собирательный супер-стимулятор для отрасли. Все ожидания операторов и экспертов связаны с ростом. Пессимистов в числе созерцателей предмета нет ни одного!

— В 2020-м доля онлайна будет расти, благо драйверы роста есть и есть горизонты роста, — рассуждает Наталья Андреева, управляющий директор ООО «Ситилинк» (Красноярск). — Накоплен положительный опыт дистанционных покупок. Накоплен и быстро, и плотно. Вынужденность дистанционного шопинга по большей части не оставила плохого послевкусия — люди поняли, что это достаточно удобно. Благо, что материальная основа под этот быстро созревший тренд обширна и хорошо оформлена: интернет-покрытие теперь в регионах примерно равное, развиваются каналы коммуникации, растет омниканальность, множатся маркетплейсы, совершенствуется система логистики. К слову, логистика — это вообще особая тема в нашей отрасли, аспект фундаментальной значимости. 40% отказавшихся от дистанционной покупки сделали это из-за неудобной процедуры доставки, 15% — из-за слишком долгих сроков ожидания. В общем, логистика — решающий фактор и в эмоциональном приятии  е-шопинга, и в его отторжении. Для b2b продаж развитие логистики принципиально. И еще до COVID-кризиса наша ставка была сделана именно на прокачку базы онлайновой торговли. Так, в 2019-м мы открыли 43 полноформатных магазина и 133 пунктов выдачи онлайн-заказов. Количественная разница между точками традиционной розницы и системными точками онлайн-ритейла достаточно красноречива. А в 2020-м мы будем открывать хабы. В том числе и в Сибири. Будем продолжать прокачку логистической составляющей. Уже сейчас 80% площадей у нас — под структурированные склады. Чтобы держать оперативный запас и быстро отвечать на запросы корпоративных клиентов.

По мнению Натальи Андреевой, статистическая динамика отрасли достаточно «сложносочиненная», не поддающаяся описанию в простых образах.

— Темпы роста отрасли сейчас замедлились — констатирует Наталья. — Снизились  до 22% в 2019-м (35% было в 2018-м). При этом доля онлайн-продаж имеет яркую восходящую динамику: почти вдвое выросла аудитория онлайн-шоперов. По всему миру растет рынок е-коммерции. Это глобальный тренд, но с большими локально-национальными различиями в параметрах. Например, 40% компаний США имеют онлайн магазины для сегмента b2b, у нас в России пока этот показатель 4%. Это логично: в Европе и Америке онлайновые продажи в b2b начали развиваться раньше. А нам есть куда расти.

Демография и социология е-ритейла становятся все более рельефными. Средний возраст онлайн-клиента — менее 35 лет. Ориентированы они на тотальную доступность сервиса — 24/7 и готовы покупать с любых устройств, позволяющих такое действие. Вариативность оформления заказа — через сайт, по телефону, через Телеграмм и мобильное приложение — естественный для этого поколения, автоматично подразумевающийся аспект. Столь же по умолчанию симпатична монолокация — чтобы все можно было приобрести в одном месте и быстро. Потому торговые агрегаторы и маркетплейсы для операторов отрасли становятся если не приоритетом, то одной из важнейших сфер.

— Два года назад не все менеджеры были готовы работать в Telegram, — вспоминает Наталья Андреева. — А теперь это тотальный менеджерский навык. И очень практичный. Ведь ответ клиенту в этой среде — от 20 секунд до 3 минут. В сегменте b2b начался переход от традиционной менеджерской работы к цифровым личным кабинетам, где большинство процедурных аспектов «на автомате». 75% корпоративных продаж у нас сейчас проходит через личные кабинеты. А в теме маркетплейсов еще есть куда расти. Например, с «Ти-Моллом» сотрудничаем в b2c сегменте, и в европейской части России этот опыт более успешен. В Сибири эта практика пока чуть подтормаживает, запаздывает.

Есть в онлайн-торговле и внутренние, «матрешечные» перемены. Так, по словам Натальи Андреевой, до карантина многие клиенты забирали заказы через ближайшие к себе магазины. Карантин поменял парадигму. Более 35% сейчас приходится на доставку до двери. И эта доля, по ее мнению, будет расти и впредь. Не только в силу обусловленности карантином, а уже по сформировавшейся приязни к такой практике. Потому что понравилось.

— Этот экстраординарный год меняет поведенческие паттерны во всем ритейле, а не только в е-commerce, — резюмирует Наталья.

Фото: базовое — pixabay.com, автор- Tumisu, фото эксперта с сайта ecomsib.ru

 

tkrasnova

Recent Posts

Поставщик спецтехники обманул аграриев на 3 миллиона рублей в Новосибирске

Он подделал паспорта на часть приобретённого оборудования для получения госсубсидий

17 минут ago

Олег Поскачин назначен замминистра строительства Новосибирской области

Он будет курировать восстановление прав дольщиков и работы на новых территориях

26 минут ago

Экс-срочник рассказал о военной части под Новосибирском, откуда сбежали бойцы

Во времена его службы самовольно покинуть часть было легко

47 минут ago

Аналитики составили рейтинг сервисов, обеспечивающих цифровую безопасность

Согласно опросу ВЦИОМ, за последний год 67% россиян сталкивались с мошенничеством, поэтому интерес к сервисам…

2 часа ago