В регионе растет как объем проблемной задолженности, так и количество кредитов с просрочкой более 90 дней.
По итогам 1 квартала 2016 года, 19 % или 316,8 тыс кредитов, из общего количества выданных в Новосибирской области, просрочены. При этом 15,4 % или 257 тыс имеют просрочку более 90 дней. По сравнению с 2015 годом, количество плохих кредитов в регионе выросло на 14 %, из них с просрочкой более 90 дней — на 30 %, сообщили корреспонденту Infopro54 в пресс-службе «Объединенного Кредитного Бюро» (ОКБ).
Объем просрочки, в общем объеме выданных в регионе займов, составил 27,4 млрд рублей или 15,44 %. Из них 26,5 млрд приходится на кредиты с просрочкой более 90 дней. За год объем просрочки в регионе вырос на 32 %, задолженности со сроком более 90 дней — на 51 %. То есть фактически получается, что новосибирцы все хуже платят за кредиты и количество проблемных займов, а также их объем, растут, в том числе за счет пени и штрафов.
Аналитики ОКБ отмечают, что самая большая доля плохих долгов по кредитам наличными — в Новосибирской области это 149 тыс займов (или почти половина) с просрочкой более 90 дней. По 96,5 тыс кредитных карт платежи также просрочены на 3 месяца. В сумма просрочка по кредитам наличными со сроком неплатежа 90 дней составляет 18 млрд (+7 млрд, по сравнению с 1 кварталом 2015 года), по кредитным картам — 5,4 млрд (+1,8 млрд).
По ипотечным кредитам в регионе допустили просрочку по платежам 2539 заемщиков (1 квартал 2015 года — 1 889), из них 983 (729) накопили задолженность уже более 90 дней. Общая сумма просроченной ипотечной задолженности — 1,4 млрд руб. Кроме того, в регионе зарегистрирован 2,8 тыс просроченных автокредитов, из них у 1,9 тыс срок задолженности превышает 90 дней. Объем просрочки — 1,6 млрд руб.
По мнению директора филиала «БКС Премьер» в Новосибирске Григория Сосновского, главная причина формирования просрочки — это общий экономический спад в стране и падение реальных располагаемых доходов населения. Эксперт отмечает, что 2015 год был непростым, у многих резко снизилась заработная плата, существенно выросла безработица. В этой ситуации часть населения утратила возможность выполнять свои обязательства перед кредитными организациями, что и отразилось на статистике.
— Многие люди, которые попали в сложную ситуацию, стараются не пускать ситуацию на самотек, и банки им предлагают различные схемы рефинансирования задолженности, отсрочку платежа и т.д. То есть, к примеру, банк предлагает снизить ежемесячный платеж, увеличив срок кредита или, к примеру, дает возможность без штрафных санкций не платить по кредиту, равномерно распределяя накопленную сумму платежей на следующие периоды, — поясняет Сосновский.
Директор розничного филиала банка ВТБ в Новосибирске Елена Зайцева добавляет, что договор, который заключается между кредитором и заемщиком, — это двустороннее соглашение, поэтому для решения ситуации важна готовность включения в проблему с двух сторон, как клиента, так и банка.
— На сегодняшний день практически все банки готовы сотрудничать и предлагать варианты. Если вдруг у клиента обстоятельства не позволяют исполнять взятые перед банком обязательства, в полном объеме или частично, в срок и в ранее зафиксированном объеме, обязательно нужно обращаться в банк, и вместе со специалистами искать выход: реструктурировать или отложить платежи, в каждом индивидуальном случае банк поможет найти выход из ситуации, — говорит Зайцева.
По ее словам, на каждом этапе взаимодействия с клиентом, при возникновении трудностей, банк предлагает заемщику варианты реструктуризации долга, на условиях увеличения срока возврата кредита или снижения ежемесячного платежа.
— Реструктуризация долга по кредиту — оптимальный вариант для решения проблемы со своим долгом, а также сокращения долговой нагрузки на время возникших финансовых трудностей. В розничном филиале банка ВТБ действуют программы как по рефинсированию кредитов для клиентов других банков (за счет увеличения сроков, снижения платежа), так и программы по отсрочке платежей для добросовестных плательщиков, — перечисляет банкир.
К сожалению, отмечает Григорий Сосновский, большинство розничных клиентов предпочитают самоустраниться от проблемы, и именно поэтому появляется так много негативных новостей о деятельности коллекторов.
Эксперты ОКБ прогнозируют, что объемы просроченных долгов продолжат расти, так как рост происходит в основном за счет «старых» долгов с неплатежами более 90 дней. На их долю приходится более 95 % всех объемов просроченной задолженности.
— В настоящий момент мы не видим предпосылок к резкому росту объемов розничного кредитования в этом году, поэтому, скорее всего, при сохранении текущей макроэкономической ситуации доля просроченных кредитов продолжит расти умеренными темпами до конца года, — резюмирует генеральный директор Объединенного Кредитного Бюро Даниэль Зеленский.
За три месяца 2016 года в Новосибирской области банки выдали более 116 тыс кредитов на сумму свыше 10,7 млрд рублей. Это на 34 % и 54 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, — ранее сообщала пресс-служба ОКБ в ответ на запрос Infopo54.
Объединенное Кредитное Бюро (ОКБ) входит в тройку крупнейших кредитных бюро России. Акционеры: ОАО «Сбербанк России», ведущий мировой оператор кредитных бюро Experian и ЗАО «Интерфакс». По данным на 1 апреля 2015 г. в базе данных ОКБ хранится 203 млн. кредитных историй по 64,5 млн. заемщиков. В числе клиентов ОКБ более 600 кредитных организаций, МФО, страховых компаний и операторов связи.
Фото: wistechcolleges
Юлия Данилова
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%