Categories: Общество

Коллекторам определяют рамки общения с должниками

Законопроект «О деятельности по взысканию задолженности» перешел в публичную плоскость.

Документ готовился около десяти лет, пишут федеральные СМИ. У него было несколько разных версий, однако его принятие тормозилось на разных уровнях власти. 15 сентября содержание нового законопроекта стало доступно общественности – он размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Как говорится в документе, взыскатель «не может применять к должнику физическую силу или угрожать применить ее, уничтожать или повреждать имущество, а также угрожать сделать это. Не может применять методы, опасные для жизни и здоровья людей, а также своими словами или действиями унижать честь и достоинство должника».

Правительство предлагает запретить коллекторам «сообщать кому-то, кроме должника, информацию о задолженности и о взыскании, а также делать эту информацию публичной, например размещая в интернете или в (на) жилом помещении или доме должника». Эта работа, а также контакты с членами семьи или работодателем должника могут быть возможны только «при наличии предварительного письменного согласия должника, предоставленного не ранее чем через один месяц после просрочки».

Кроме того, коллекторов могут существенно ограничить в частоте общения с должником. Взыскателю может быть запрещено приходить к должнику, звонить или писать ему в ночные часы (с 22:00 до 8:00 в будни и с 20:00 до 9:00 в выходные и праздники), а сами посещения и звонки правительство предлагает ограничить одним разом в сутки, не более трех раз в неделю и не более десяти раз в месяц. Дневной лимит на СМС-ки и голосовые сообщения – 2 раза в сутки, недельный – 4 раза, месячный – 10 раз.

– Вряд ли этот законопроект понравится абсолютному большинству сегодняшних коллекторских фирм. Запрещается то, что стало «фирменным» почерком отечественных коллекторов, – пишет в своей группе «В контакте» новосибирский программист, разработавший нашумевшее бесплатное приложение «Антиколлектор» Евгений Пятковский.

Он также обращает внимание, что законопроект вводит запрет на обращение коллекторов к должникам, которые находятся на лечении, беременным женщинам и матерям, чьи дети не достигли полутора лет. Запрещено давление на инвалидов первой группы и граждан старше 70 лет.

– Должник же теперь наделяется правом вообще не общаться с коллекторами, если передаст контакты своего представителя. А еще законопроект вводит государственную регуляцию института коллекторов, что очень важно, так как сегодня выбивают долги все кому не лень. По новому закону заниматься коллекторской деятельностью смогут лишь те организации, которые войдут в госреестр, – комментирует нормативный акт Пятковский.

Директор ООО ФПК «АЛЬТЕРНАТИВА» Антон Канунников отмечает, что принятие закона о коллекторской деятельности лоббируют, прежде всего, крупнейшие коллекторские агентства. А значит, помимо благ для заемщиков есть еще и «подводные камни» о которых по понятным причинам не говорят открыто. По его словам, речь, прежде всего, идет о наделении коллекторов дополнительными правами, в области получения и сбора информации о должнике – доступы к паспортным столам, налоговой и пенсионной базе, телефонной базе сотовых операторов и т.д.

– На мой взгляд, идет умелый размен не в пользу потребителя – коллектора готовы уменьшить частоту воздействий на должника, а взамен получить неограниченный доступ к информационным ресурсам. Ведь что такое, например, вот это: «Взыскатель не может применять к должнику физическую силу или угрожать применить ее» или это «Не может уничтожать или повреждать имущество, а также угрожать сделать это». А разве действующее законодательство позволяет сейчас это делать? Очевидно же, что эти действия и сейчас не законны. Зачем дублировать статьи уголовного кодекса в другом законе? Поэтому истинные цели принятия закона совсем иные, – заявляет он.

Как эксперт («Альтернатива» работает на рынке антиколлекторских услуг), Канунников не ждет ничего хорошего от этого закона и считает, что коллекторов нужно привлекать к ответственности за их проступки, используя имеющие статьи УК и КоАП РФ. Законы есть и сейчас, но для этого должны эффективно работать органы полиции и прокуратуры. Сейчас, по его словам, их основная задача – подготовить отказ в возбуждении дела.

– На мой взгляд, достаточно просто поменять приоритеты органам полиции и прокуратуры, достаточно 10—20 резонансных дел, когда коллектора реально сядут за свои проступки и на рынке установятся вполне приемлемые правила игры. Я не понимаю, зачем создавать дублера федеральной службы судебных приставов в виде частных коллекторских агентств? Сразу начнутся злоупотреблении – о любом человеке можно будет получить информацию через коллекторов, – заявляет собеседник Infopro54.

Второй целью, по которой коллекторы лоббируют принятие этого нормативного акта, по его словам, является тот факт, что в процессе его принятия контроль за исполнением закона коллекторские агентства предложат закрепить за СРО, например, за НАПКА. Заодно и мелкие агентства уберут с рынка.

Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева обратила внимание, что сейчас идет обсуждение неокончательной версии закона, а лишь проекта, в который в результате общественного обсуждения, безусловно, будут вноситься поправки.

– Говоря о текущей версии законопроекта, необходимо отметить, что впервые сделана попытка на законодательном уровне сформировать требования к коллекторским агентствам как профессиональным участникам рынка взыскания и определена необходимость назначения надзорного органа. Вне всякого сомнения, это поможет очистить рынок от так называемых «черных» коллекторов и исключить возможность использования незаконных методов при взыскании задолженности с физических лиц, – заявляет она.

Докучаева отмечает, что закон вводит единые правила осуществления деятельности по взысканию задолженности как для кредиторов, самостоятельно осуществляющих подобную деятельность, так и для коллекторов. В то же время предлагаемый законопроект серьезно ограничивает права как коллекторских агентств, так и кредиторов при взыскании задолженности. По ее словам, опубликованная версия накладывает ограничения не только на время осуществления контакта с должником, что вполне логично, но и вводит количественные и качественные ограничения на общение кредиторов и их представителей с должником, ряд которых не только представляется чрезмерным, но и является практически не реализуемым технически. Например, взыскатель не имеет права обращаться к беременным женщинам, матерям детей до 1,5 лет, людям старше 70 лет.

– С одной стороны, эти меры преследуют правильную цель защиты прав заемщиков, в том числе наиболее социально незащищенных категорий должников. Однако на практике они не поддаются разумному контролю и, по сути, могут стать для этих групп должников способом уклонения от оплаты задолженности, что впоследствии может вылиться в гендерную и возрастную дискриминацию потенциальных (в том числе и абсолютно благонадёжных и платежеспособных) заемщиков, –рассуждает Докучаева.

Что касается количества звонков, то по ее словам, закон не определяет понятия «контакт» и не учитывает текущего качества связи, вынуждающее осуществлять перезвоны в виду многочисленных ее обрывов.

– Данный закон своевременен и необходим рынку, что сегодня признается как самими участниками рынка, так и государственными органами. Именно он позволит определить требования к игрокам рынка, их права и обязанности. Однако при принятии окончательного решения необходимо более подробно рассмотреть каждое ограничение в отдельности: не стоит доходить до не всегда обоснованных крайностей, – говорит президент коллекторского агентства.

Кроме того, по ее мнению, не стоит забывать и о самом рынке кредитования, который сейчас оказался и так в довольно сложной ситуации.

– Принятие закона в текущей версии серьезно усугубит и без того непростое положение: банки, скорее всего, еще сильнее ужесточат требования к заемщикам, осознавая, что взыскание с ряда сегментов заемщиков будет существенно усложнено, а в ряде случае просто невозможно. В результате рынок кредитования рискует продемонстрировать существенную отрицательную динамику роста, – прогнозирует Елена Докучаева.

Оценивая влияние закона на стоимость кредитных ресурсов для частных заемщиков, Антон Канунников отметил, что на самом деле банки только отдаленно представляют какими методами работают коллекторы. Особенно «на местах».

– В бизнес-модель банкиры закладывают потери по кредитам и то, каким образом с этими потерями будут потом работать коллекторы, на уровень потерь не влияет. Я думаю, что это коллекторы снизят цену по которой они будут выкупать у банков портфели, аргументируя это тем, что собирать просрочку стало сложнее. Кроме того банки не могут устанавливать высокие ставки по кредитам, т.к. есть ограничения по максимальному размеру ставки со стороны ЦБ – регламентируется законом «О потребительском кредите (займе), – констатировал он.

Антон Канунников отмечает, что Новосибирская область сегодня находится на 5 месте в рейтинге закредитованности регионов. Просроченная задолженность на человека, включая детей и людей, которые никогда не брали кредитов, составляет 6 100 руб.

По данным «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», объем кредитования в Новосибирской области с начала года снизился на 5,9 % и составляет на 01.09.2015 года не более 234,99 млрд рублей. Не смотря на сокращение объемов кредитования, темпы роста просроченной задолженности в регионе продолжают увеличиваться — рост с начала года составил 27,09 % и достиг на 01.09.2015 года 21,25 млрд. рублей.

Фото: Коммерсантъ

 

tkrasnova

Recent Posts

Новосибирский кардиолог предупредил о смертельной опасности гриппа для сердечников

Единственный способ избежать трагических последствий — вовремя вакцинироваться.

13 часов ago

Более 500 окопных свечей ежемесячно делают дачники в поселке под Новосибирском

Консервные банки волонтёрам передают рестораны и кафе, соседи сообща закупают парафин.

18 часов ago

Тренды в экономике Сибири прокомментировали эксперты Банка России

Предприятия находят новые ниши и пытаются наращивать производство.

19 часов ago