Более 90% решений принимается в пользу компаний, взыскивающих задолженность.

Новые тренды

Управляющий директор объединенной компании «НСВ-ПКБ» Павел Михмель поясняет, что с принятием профильного закона, (вступил в силу с 1.01.2017) коллекторский бизнес претерпел ряд изменений. В том числе, они коснулись и методов взыскания.

— Если раньше коллекторы в большинстве случаев пытались урегулировать долги в досудебном порядке, то, начиная с прошлого года, приоритеты сместились в сторону судебного взыскания (legal). Так, например, количество судебных дел, возбужденных по инициативе коллекторских агентств, в 2017 году выросло в среднем в 7 раз, по сравнению с предыдущим периодом, — констатирует Михмель.

Заместитель гендиректора по развитию бизнеса «ГК Финансовые услуги» Григорий Галицких отмечает два основных восходящих тренда: приход во взыскание предпринимателей из других отраслей и появление долговых фондов, основная задача которых собирать и перераспределять объем долгов.

— Мы наблюдаем рост спроса со стороны МФО и юридических лиц на работу с дебиторкой. Больше становится запросов на работу с частными, расписочными долгами, — констатирует он.

Директор ООО ФПК «АЛЬТЕРНАТИВА» Антон Канунников соглашается, что главный новый тренд рынка — уход коллекторского бизнеса в правовое поле.

— Меня, как эксперта в области защиты прав потребителей финансовых услуг, эти изменения только радуют. На смену полубандитским методам и психологического давления приходит судебное разбирательство. А для должника это возможность отстоять свои права, — поясняет он. — Коллекторы поняли, что развиваться нужно именно в этом направлении после вступления в силу 1 января 2017 г. 230-ФЗ, который значительно усложнил им жизнь.

Канунников подчеркнул, что государство путём принятия «антиколлекторского» закона дало понять участникам рынка взыскания, что беспредел нужно прекращать. Проблема закредитованности носит социальный характер и резонансные проступки коллекторов будоражат общественность и СМИ.

— Вторая причина ухода коллекторов в суды это возникновение понимания у народа, что слова коллекторов не всегда сопровождаются действиями. Люди поняли, что верить угрозам коллекторов не стоит, а самое главное, что не стоит с ними в принципе общаться. А ведь психологическое воздействие на должника по телефону и в смс долгое время давало хорошие результаты по взысканию при минимуме затрат. Немалую роль в своеобразном просвещении народа сыграли антиколлекторские компании и СМИ. Раз старые методы перестали работать, коллекторы просто вынуждены уйти в сторону легального взыскания и налаживания работы с судами и приставами, — рассуждает Антон Канунников.

Все в суд

Участники рынка отмечают, что судебная практика в регионах в принципе ничем не отличается от общероссийских тенденций. При условии, что все документы в порядке и предоставлены суду, при условии, что соблюдены сроки исковой давности, в 99% случаев суд принимает сторону истца, то есть кредитора или его представителя. По оценкам Галицких, статистика положительных решений по долгам в судах более, чем на 90% в пользу коллекторов.

— Только в 2017 году эффективность сборов на этой стадии увеличилась более чем на треть (в 2016 году legal давал 15% от всех сборов, в 2017 году доля сборов от судебного взыскания составляла уже 38%). В 2018 году, по нашим прогнозам, доля сборов от судебного взыскания увеличится до 63%, — рассказывает Павел Михмель.

Он также говорит о возникновении еще одного интересного тренда: сейчас сами должники стали просить, чтобы коллекторы подали на них в суд. Порядка 5% от общего портфеля сами становятся инициаторами судебного приказа.

— Зачастую они хотят потянуть время, не верят в серьезность намерений агентства, для некоторых непонятна сама система погашения долга при помощи посредника. Причины, побуждающие их так отвечать, разные, однако суть остается одной — должники не против идти в суд, — констатирует эксперт.

ИТ-бизнес

Опрошенные Инфопро54 коллекторы признают, что на рынке активно появляются ИТ-решения, позволяющие блокировать доступ коллекторов к должникам.

— Они пагубно сказываются, в первую очередь, на самих должниках. Оказавшись в трудном финансовом положении, некоторые клиенты с низкой финансовой грамотностью пытаются скачать подобные приложения, ошибочно полагая, что такие действия освободят их от обязанности погасить долг. На самом деле, долг остается, кредиторы подают в суд, и далее наступают неприятные для должника последствия (арест счетов, имущества, запрет выезда за границу). Блокировка телефона не решает проблему, а только усугубляет ее, — уверен Михмель.

Григорий Галицких добавляет, что блокировки доступа несколько увеличивают расходы взыскателей на работу с делом. И при этом увеличивают расходы должников — чем дольше и чем в более продолжительной стадии долг не урегулируется, тем больше придется отдать.

— Оптимальный способ избавиться от звонков коллекторских агентств это подача заявления об отказе от взаимодействия. После получения такого заявления (форма заявления утверждена ФССП) кредитор не будет иметь право звонить, писать, встречаться или любым иным образом взаимодействовать со своим должником. Такую возможность предоставляет как раз 230-ФЗ, — напоминает Антон Канунников.

Что касается программных решений, то сейчас, по его словам, в этих базах помимо телефонов коллекторов и служб взыскания банков и МФО находятся номера телефонов вполне нормальных организаций, которые попали в эту программу или случайно, или это происки недобросовестных конкурентов.

— Согласитесь, совсем неприятно, когда предприниматель узнает, что его номер телефона, с которого звонят его продавцы потенциальным клиентам окажется в чёрном списке такой программы. Это по крайней мере противозаконно. На сколько я знаю этой проблемой уже занялись в Минсвязи и Роскомнадзоре. Думаю, что рано или поздно такие сервисы будут запрещены, — рассуждает Канунников.

Что касается ИТ-решений непосредственно в отрасли, то можно с уверенностью сказать, что взыскание давно стало ИТ-бизнесом.

— Вряд ли удастся найти компанию даже за пределами первой сотни, которая еще работает «на коленке», — говорит Галицких. — Доходность коллекторского бизнеса сейчас снизилась из-за роста издержек на инфраструктуру 230-ФЗ, повышения цен на портфели и вложений в ИТ. Тем не менее, рост производительности труда, в том числе благодаря автоматизации, позволил удержать доходность в разумных пределах. Сегодня главная цель профессиональных взыскателей сохранять рентабельность на уровне 2016-2017 года.

Идут за спросом

На сегодня в России официально зарегистрировано 202 коллекторских агентства, причем большая часть из них приходится именно на локальных игроков. Так, например, в Сибирском федеральном округе чуть менее 20 местных компаний, что в долевом соотношении не превышает 10%. Большая часть организаций приходится на Москву — 62 агентства.

— Однако важно отметить, что место регистрации не определяет территорию взыскания.  Многие ошибочно полагают, что если взыскатель зарегистрирован в Санкт-Петербурге, то уже в Омске он не имеет право работать. Это неверно — независимо от города регистрации, агентство имеет право работать с должниками на всей территории РФ, —напоминает Павел Михмель.

По словам Григория Галицких, практически во всех крупных регионах есть компании, зарегистрированные в реестре. Это локальные игроки, часть их которых «легализовалась», часть «отпочковались» от крупных агентств, часть — новички, которые видят возможность заработать на почистившемся рынке.

— Федеральные компании, как нам видится, идут за спросом, когда офисы создаются или наращивается штат при наличии достаточного портфеля в работе от крупных банков, —поясняет он.

Дальше — больше

В первый год вступления закона в силу, по оценкам Антона Канунникова, участники рынка привыкали к новым реалиям жизни. Банки пересматривали свои подходы в аккредитации партнеров коллекторских агентств. Как следствие количество предложений по продаже кредитных портфелей в 2017 г. было ниже. Эксперты говорят, что всего было продано порядка 350-400 млрд плохих долгов. Хотя спрос на покупку со стороны коллекторов был высокий.

— Прогнозы на 2018 г. у коллекторов более оптимистичны, они считают, что рынок цессии вырастет, как минимум, в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. Банки подержали токсичные активы на своём балансе и попробовали повзыскивать их с теми же коллекторами по агентской схеме с учётом требований 230-ФЗ, — прогнозирует Канунников.

Прогнозируя дальнейшую динамику Павел Михмель не исключает, что по итогам 2018 года коллекторами в судах будет возбуждено уже более 500 тысяч дел.

Юлия Данилова

Фото: баз- pixabay.com, автор- qimono,  др- предоставлены пресс-службами компаний

tkrasnova

Recent Posts

Новосибирцам рассказали о новых законах, которые начали действовать в сентябре

Новые предметы в школах, ограничение на применение плавающих ставок по кредитам, а также увеличение госпошлин…

16 часов ago

Врач рассказала, как защитить здоровье ребенка-школьника

Важно иметь крепкий иммунитет и хорошую стрессоустойчивость.

18 часов ago

Новосибирцы готовы переплатить миллион за жилье рядом с хорошей школой

Стоимость квадрата на вторичке в таких локациях начинается от 140 тысяч рублей.

19 часов ago