Categories: Политика

Комиссия отсеет авантюристов и непрофессионалов

Если депутаты Заксобрания примут закон о переходе области на третью модель выборов глав муниципалитетов, то для трёх МО, скорее всего, сделают исключение. В Новосибирске и Кольцово хотят оставить прямые выборы. А в Карасуке главу города будут избирать из числа депутатов горсовета. Почему процедуру выборов по всей области не могут сделать единообразной, поговорим с главой Карасукского района Александром Гофманом.

— Александр Павлович, Карасукский район уникальный вдвойне. Во-первых, в райцентре все полномочия главы администрации переданы в район, и по всем вопросам жители обращаются к вам, руководителю района. Во-вторых, сегодня, когда обсуждается возможность использования в области третьей модели выборов глав муниципалитетов — через конкурсную комиссию, исключения делаются для Новосибирска, Кольцово и Карасука.

— Хочу уточнить: Карасукский район тоже пойдёт по третьей модели, если этот закон утвердят депутаты Законодательного Собрания. От всех остальных отличается наш райцентр. Город Карасук — единственный в области, где глава МО одновременно является председателем городского совета, потому что у них нет администрации, исполнительного органа — им является районная администрация.

— Проще говоря, распределением бюджетных средств городского бюджета занимается администрация района?

— Правильно, но утверждают этот бюджет депутаты городского совета. У нас такой гибрид. В поселковом совете бюджет распределяет и представляет депутатам глава поселения, а в городе Карасуке — глава администрации района. Причём в Новосибирской области такая ситуация сложилась только в нашем районе, да и по всей стране подобных примеров — единицы.

В городе Карасуке глава города = председатель городского совета

Глава Карасукского района распределяет бюджет и города Карасука, и Карасукского района. Бюджет города утверждают депутаты городского совета

В нашей области есть несколько районов, главы которых одновременно являются и председателями районных советов (в Карасуке глава города является председателем горсовета). Такая схема действует в Маслянинском районе, на неё перешли в Чистоозёрном и Усть-Таркском. Руководителей там избирают районные депутаты. Они не дождались перехода на третью модель и уже отказались от прямых выборов. Однако их схема потребовала нанять сити-менеджера, и до сих пор между ним и главой МО полномочия чётко не распределены: не могут понять, кто чем должен заниматься, кто главнее и ответственное.

— Почему же в Карасуке решено сохранить прежнюю систему? Раз для вас сделали исключение, значит она показала свою эффективность?

— Во-первых, теперь каждый житель района знает, куда он в случае чего может обратиться. Раньше, когда полномочия разных уровней муниципальной власти были разграничены, к примеру, у города в зоне ответственности колонка, а у района — школы, люди часто не понимали, куда им идти. Мы-то кое-как это поняли и то не все, а попробуй людям объясни. Приходит человек ко мне, а я ему: «Извини, это не моём ведении, иди к главе города». Тот не удовлетворил все чаяния, денег нет — опять ко мне идут. И так по кругу. Сейчас люди понимают, что власть сосредоточена в одних руках. А если надо на главу района пожаловаться, то для этого депутаты есть. На сессиях-то я выступаю, представляю бюджет, отчитываюсь за наказы и не считаю это зазорным.

Второе — в Карасуке прекратились «боевые действия», которые до сих пор ведутся в Барабинске и Куйбышеве между районом и городом.

В-третьих, более рационально стал расходоваться бюджет. Мы можем теперь складывать возможности района и города Карасука.

Ещё один момент — уменьшение аппарата управления на 30—35 %, человек 15 мы сократили. В пределах 20 миллионов из 120-миллионного бюджета Карасука сэкономили на аппарате управления. Эти деньги пошли на нужды города.

Я уже не говорю о транспорте, о содержании административного здания и т. д.

— На официальном сайте Правительства Новосибирской области в разделе, посвящённом Карасукскому району, значатся должности и главы города, и главы района, и председателя горсовета — и всё это разные люди.

— У них устаревшая информация. Действительно, до того, как мы ввели настоящую схему, у нас был переходный период — с главой города, совмещавшим должность председателя совета, и с сити-менеджером. Но между ними не были чётко распределены полномочия. У нас в Карасуке глава любила на сцену выходить, вручать награды, а сити-менеджер занимался бюджетными, хозяйственными делами.

Возможные изменения в избирательной системе Новосибирской области:

1. Глава муниципального образования = главе муниципалитета

2. Выборы главы через конкурсную комиссию

Всё-таки в самом слове «глава» заложен основной смысл управления, и людям всё понятно. И то, что сейчас собираются сделать депутаты Законодательного Собрания (привести избирательную систему области к единообразию), я поддерживаю обеими руками. Главы любых МО (кроме города Карасука) одновременно будут являться главами администраций. И все кандидаты на пост главы (кроме Новосибирска и Кольцово) будут проходить через фильтр конкурсной комиссии.

— Опыт взаимодействия Карасука и района вы считаете достаточно успешным. Почему же по вашему пути не пошли другие районы ещё три года назад?

— Ко мне паломничество было: из других районов нашей области приезжали, смотрели, изучали. Реализация нашей схемы требует времени и терпения. Наверно, впервые в истории Российской Федерации совет депутатов муниципалитета должен был самораспуститься. Ведь все изменения вступали силу только при формировании нового состава народных избранников.

Именно это, полагаю, многих и отпугнуло — главы поселений упирались. Никто не хочет терять свои полномочия.

— Противники третьей модели говорят, что до сих пор у наших муниципалитетов были большие проблемы с самостоятельностью и ответственностью, а с переходом на третью модель мы потеряем последнюю возможность укрепить систему местного самоуправления.

— Я думаю, эти ребята лукавят. Я давно работаю — ещё в 2000 году с согласия депутатов был назначен главой района по распоряжению Виктора Александровича Толоконского. Потом в 2004 году меня избрали жители на прямых выборах. Однако от того, что изменилась процедура голосования, уровень ответственности не поменялся. Подозреваю, что у многих избранных населением глав иной раз да и проскочит мысль: «А что мне депутаты? Чего это я перед ними отчитываюсь, меня же народ избрал?».

Раньше не было механизма отзыва главы. Он мог безобразно выполнять свои обязанности, пить, на работу вообще не ходить, а снять его нельзя. Только по решению суда, которое могло быть вынесено разве что из-за серьёзного уголовного преступления. В Карасуке до меня была такая карикатура.

Но эволюция происходит, и уже появились законы, позволяющие снять главу с должности по решению депутатов.

В Карасукском районе 37 тысяч избирателей. И как все эти люди могут снять главу? Никак! Они разрозненны. А вот депутатский корпус может, потому что его составляют конкретные люди, которых можно перечислить по персоналиям. Они же и с главы спросят. Возможностью снять мэра уже воспользовались депутаты города Обь.

Когда главе интересно, он начинает бравировать: «Меня выбрал народ». Когда не интересно: «Я перед депутатами отчитываюсь». Считаю, что при третьей модели всё сбалансированно. Комиссия отсеет авантюристов и непрофессионалов, без образования и опыта. Наверно, какие-то критерии отбора выработают в каждом районе. А самых лучших после этого депутаты пусть оценивают и при приёме на работу, и при освобождении с должности, если увидят, что глава не справляется.

135 глав муниципальных образований в Новосибирской области досрочно сложили с себя полномочия

И ещё есть один момент. Чего греха таить, кадровая политика, после перехода на прямые выборы глав муниципалитетов, остановилась. Сейчас, наверно, никакого ажиотажа по поводу того, чтобы главу на повышение направить, передвинуть по горизонтали, не будет. И будоражить весь район, тратить огромные деньги на организацию прямых выборов не надо. Тем более, что прямые выборы никакой гарантии, что к управлению придёт эффективный человек, не дают.

В Бердске уже один раз избрали мэра, и всё равно кричат: «Давайте прямые выборы». Деньги утекают из бюджета. Время идёт, а город по-прежнему без нормального управления.

— Многих пугает новизна третьей модели. Если областные депутаты всё же примут этот закон, к каким трудностям должны быть готовы муниципалитеты?

— В чем её новизна? До 2004 года в нашей области практиковали назначение глав муниципалитетов. Она работала ещё при Виталии Петровиче Мухе. Конечно, сейчас система чётче прописана, более конкретизирована, определены функции конкурсной комиссии. Тогда мы могли только догадываться, в каких кулуарах определялся глава.

Сегодня же и общественные организации, и партии могут выдвигать своего кандидата, а комиссия уже будет принимать на себя ответственность: кого отсеять, кого рекомендовать. Уверен, что этот механизм заработает.

— А вы в сентябре на выборы пойдёте?

— О том, что я пойду на прямые выборы, объявил ещё зимой в районной газете и на местном радио. Тогда мы ещё ничего не знали об инициативе депутатов Заксобрания по поводу внедрения третьей модели. Примут этот закон или нет, я иду на выборы.

Фото: редакция газеты «Наша жизнь», http://www.edu54.ru, http://edu.convdocs.org, http://vector-images.com

 

tkrasnova

Recent Posts

Владимир Скакун: «Искитимцемент» продолжает реализацию инвестиционной программы

В планах предприятия — дальнейшее выполнение мероприятий, направленных на улучшение экологически безопасной и комфортной обстановки…

9 минут ago

Итоги 2024 года: Под давлением «ключа» и дефицита кадров

Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономки проанализировали ключевые итоги прошедшего…

20 минут ago

Шестидневная рабочая неделя началась для жителей Новосибирской области

Первая рабочая неделя следующего года продлится всего два дня

57 минут ago

Преступные схемы ввоза иномарок обнаружили сибирские таможенники

Больше всего контрафакта обнаружено в торговых точках Новосибирска

1 час ago