При разработке нормативных актов главное — выдерживать баланс между правами и законными интересами граждан-дольщиков и деятельностью застройщиков.
На рассмотрение Госдумы РФ поступил проект федерального закона об изменениях в закон о долевом строительстве. Законопроект направлен на регулирование деятельности некоммерческой организации — фонда, созданного постановлением правительства России от 7 декабря 2016 года №1310 для защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, перед которыми застройщики не выполнили обязательства, говорится в сообщении пресс-службы нижней палаты российского парламента. Корректировки оценивает член общественного совета инспекции Госсстройнадзора, член штаба РО ОНФ Лариса Гильмутдинова:
— Внесение в Госдуму очередной редакции данного законопроекта является логичным продолжением исполнения поручений президента Российской Федерации, подготовленных по результатам проведения в мае прошлого года Государственного совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности и направленных на дальнейшую защиту прав граждан – участников долевого строительства. Дело в том, что заявленные на Госсовете предложения о необходимости создания компенсационного фонда, который смог бы аккумулировать финансовые средства застройщиков в целях дальнейшего их расходования на решение проблем «обманутых дольщиков», прошли длительные обсуждения, подверглись разумной критике и неоднократной нормативно-правовой обработке.
Изначально запланированные и заявленные сроки деятельности этого фонда неоднократно переносились в связи с необходимостью тщательной проработки его организационно-правовой формы, порядка деятельности, взаимодействия с госорганами и застройщиками, определения размера и методики расчёта взносов застройщиков, а также возможных форм и порядка расходования собранных средств в целях защиты прав и законных интересов граждан-дольщиков.
Уже более полугода данный вопрос будоражит сердца и умы как строительного сообщества в целом, так и отдельных застройщиков, а также не даёт спокойно почивать на лаврах страховщикам, которые приняли на себя риски по гражданской ответственности застройщиков (далее – ГОЗ). Следует отметить, что институт страхования ГОЗ, заработав с 01.01.2014 на основании внесенных в федеральный закон № 214-ФЗ изменений, по мнению некоторых экспертов, не оправдал возложенных на него надежд в части защиты прав и законных интересов граждан-дольщиков. Однако вне всяких сомнений за прошедшие 3 года был внесен ряд поправок в нормативные акты, которые усовершенствовали эту сторону деятельности страховщиков, а также позволили развиваться такому направлению как взаимное страхование ГОЗ. А ведь именно взаимное страхование в различных сферах деятельности характерно для высокоразвитых стран (США, Японии и др.). Несмотря на это было принято кардинальное решение об отмене страхования ГОЗ.
Из рассматриваемого законопроекта следует, что отмена страхования ГОЗ будет происходить, как это ранее пояснялось чиновниками, постепенно. То есть те объекты, по которым обязательства застройщика, хотя бы по одному договору участия в долевом строительстве обеспечены страхованием, под действие норм о внесении средств в компенсационный фонд не попадают. Принятое решение вполне разумно, поскольку позволит избежать недоразумений при заключении договоров участия в долевом строительстве. Но обращаю внимание, что необходимо будет внимательно изучить принятую редакцию законопроекта.
Поскольку должностными лицами федеральных органов власти неоднократно объявлялись даты начала деятельности компенсационного фонда (октябрь и декабрь 2016 года, январь и март 2017 года) это внесло некоторую сумятицу не только среди застройщиков, но и в отдельных региональных органах Росреестра. Так, в ряде регионов, видимо, запутавшись в нормативных правовых актах, уже принятых и регулирующих деятельность компфонда, органы, регистрирующие договоры участия в долевом строительстве, потребовали с застройщиков документы об оплате взносов в компенсационный фонд. Ряд застройщиков сами звонят в контролирующие органы и в уже вновь созданный фонд с вопросами, куда и в каком размере оплачивать взносы.
Надо сказать, что затянувшаяся на более чем полгода ситуация по созданию и деятельности фонда была обусловлена недостаточной проработанностью этого вопроса на первоначальной и последующих стадиях. Так, проект закона о деятельности фонда, подготовленный минстроем РФ, подвергался в конце 2016 года критике не только со стороны строительного сообщества, но и со стороны минюста, минфина РФ и администрации президента России и депутатов Госдумы.
Из последней редакции законопроекта о компенсационном фонде, направленной в Госдуму, усматривается, что ряд замечаний были приняты во внимание его авторами и устранены. Однако, по-прежнему, остаются вопросы о размере обязательных к уплате взносов в компенсационный фонд, методика расчёта которых будет утверждаться правительством РФ; о механизмах защиты прав граждан в случаях недобросовестности деятельности застройщиков; о возможности расходования средств фонда на ранее возникшие «проблемные объекты» и многие другие.
В заключении комментария хотелось бы выразить надежду на то, что при принятии данного законопроекта и последующих нормативных актов в сфере долевого строительства будет соблюдаться баланс между правами и законными интересами граждан-дольщиков и деятельностью застройщиков, среди которых организаций, добросовестно, качественно и своевременно исполняющих свои обязательства, куда как больше нежели мошенников и обманщиков.
Фото: из личных архивов
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%