Международный Рождественский фестиваль искусств, стартовавший 2 декабря, в своем тринадцатом по счету воплощении получился самым масштабным. Родившись как театральный — в стенах молодежного академического театра «Глобус» — он постепенно так плотно «оброс» всеми прочими арт-форматами и жанрами, что к 2019-му стал олицетворять искусство вообще. Тот самый флер «arttotal», который в счастливых городах с титулами культурных столиц, говорят, густо растворен в воздухе.

Да, Новосибирск до бесспорного звания культурной столицы пока не дослужился, но воздух его будет насыщен искусствами, по крайней мере, недели на две — на срок фестиваля.

Материалом фестиваля теперь стало практически все, с чем отождествляется само понятие «искусство»: все визуальные жанры (от изобразительных искусств до театра и современного танца), музыка и даже такая специфическая сфера, как искусствоведение. Этот компонент олицетворяет проект «Сибирский кейс»: наши новосибирские театры покажут свои спектакли, а критики со всей страны будут их оценивать.

Базовой площадкой фестиваля все также обозначен театр «Глобус», но это, разумеется, не единственная локация. Так, живописно-графическая часть арт-форума — выставка «ЦК19» — стартовала прежде театральной, дав публике возможность насмотреться-пропитаться. Проникнуться духом, так сказать.

Как подчеркнул на открытии фестиваля главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый, идейная суть этого многомерного события — современная классика. И оба компонента этого понятия равновесны — и академизм, и современность.

Ненарочитым, но весьма остроумным подтверждением этому стал выбор открывающего спектакля — «Зобеида» от Российского академического молодежного театра. РАМТ — театр с биографией, очень похожей на «глобусовскую» — в прошлом ТЮЗ, а ныне имеющий широкую возрастную адресацию.

«Зобеида» в качестве открывающего спектакля примечательна множеством нюансов.

Во-первых, новосибирская версия отличается от московской стационарностью. На родной площадке спектакль играется во дворе театра — почти как на итальянском патио или пьяцетте. Что соотносимо с его изначальной органикой: пьеса Карло Гоцци —  материал комедии дель арте, а для этого театра масок уличное действо — самая естественная форма существования. В декабрьском Новосибирске уличную стихию дель арте волей-неволей приходится укрывать стенами  зала.

Во-вторых, в портфолио театра «Зобеида» зеркалит знаменитую вахтанговскую «Турандот». Симметрия и впрямь славная — общий автор, и там, и тут —  условный Восток (который драматурги 18 века понимали как сладко-пряный замес Магриба и Китая, не заморачиваясь скучной прозой географии и истории). И там, и тут — про принцесс.

Правда, про очень разных. В отличие от хищной стервы Турандот, Зобеида — типичная «красотка в беде», постепенно набирающая актив здравомыслия и героизма.

Причем, «Зобеида» РАМТа даже ближе к родному для дель арте 18 веку. По словам режиссера спектакля Олега Долина, изначальной задачей команды было совмещение актуальности и аутентичности.

— Мы к традиции дель арте подошли очень кропотливо, —  подчеркнул он.  Был почти год тренингов. Потому что игра в маске (а в каноне дель арте маски обязательны для всех, кроме пары главных героев) — это совершенно иная актерская техника, непривычная для тех, кто учился на современном материале.Что же до актуализации, до острых ноток современности — это даже не вахтанговцы изобрели, это врожденная органика дель арте. Традиция дель арте тем и интересна, что там очень строгие, очень каноничные аспекты сочетаются с острой импровизацией, с совершенным хулиганством. Потому там столько созерцательных слоев: детям интересна канва волшебной сказки, взрослым — аллюзии и «пасхалки».

Спектакль и впрямь воспринимается безвозрастным. Конечно, совсем уж малышам сумрачная романтика «Зобеиды» покажется пугающей даже при наличии хэппи-энда. Одни только маски чего стоят: это не мимимишные кукольные личики из венецианских сувенирных лавок, все в стразах и блестках, а жутковатые, носато-щербатые мордахи из грубого папье-маше и сыромятной кожи — такие, какими они и были в эпоху Карло Гоцци.

В «Зобеиде» вообще многое близко к простодушному 18 веку. Например, шумовая машина тут не прячется от зрителя, а гордо выезжает на подмостки на правах участницы — огромная, причудливая, похожая на инженерные фантазмы Леонардо Да Винчи.

И для взрослых именно эта достоверная «итальянскость» делает «Зобеиду» очень вкусным зрелищем.

Новизна, wow-эффект — вообще очень важный компонент XIII Рождественского арт-фестиваля.

— Фестиваль проходит раз в два года — как биеннале, — резюмирует Алексей Крикливый. — Биеннале — эффективный темпоритм: за это время в театральном мире, в арт-среде накапливается много новинок. Важно, что фестиваль этот не состязательный, не наградной. Это такой фестиваль-смотрины, фестиваль-подарок городу в преддверии Рождества и Нового года. Именно городу. Потому, например, внутри фестиваля есть еще один «матрешечный» замысел — арт-проект для метрополитена. То есть метро тоже будет вовлечено в топографию фестиваля. В этом году программа очень большая, очень большое количество участников. Мы довольны, что взяли высокие мерки актуальности — и по событиям, образующим программу, и по гостям. Среди них имена, фигуры, которых в Новосибирске доселе не было, яркие ньюсмейкеры. Дмитрий Крымов со спектаклем «Сережа», номинированным на «Золотую маску», Михаил Бычков — они абсолютно новы для Новосибирска. И их присутствие — не тщеславное, но зримое обозначение культурной столичности.

Фото  Виктора Дмитриева

tkrasnova

Recent Posts

«Спецавтохозяйство» получило иски на сумму более 67,6 млн рублей

Истцом выступает московская компания «Энергосила»

60 минут ago

Новосибирская школьница сбежала от отца с мачехой, обвинив их в истязании

Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье

1 час ago

Объединение диспетчерских ускорило работу скорой помощи в Новосибирске

Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов

2 часа ago

Названы причины утреннего затора на площади Кирова в Новосибирске

Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется

3 часа ago