В выигрыше те, кто инвестирует средства в развитие сотрудников и автоматизацию бизнес-процессов.
— Представители малого бизнеса приспособились к жизни в новой реальности, но готовятся бороться с новыми трудностями в 2017 году, — говорится в резюме ежегодного исследования настроений предпринимателей «Пульс малого бизнеса», которое провели эксперты Альфа-Банка совместно с Международным Исследовательским Центром MARC.
На протяжении двух лет более уверенно себя чувствуют компании в сферах маркетинга, бизнес-услуг и IT. Заметно лучше чувствуют себя компании, занимающиеся грузоперевозками. Это связано с импортом, который отвоевывает свои позиции, при этом тормозит развитие производства. На фоне падения реальных доходов населения, ухудшения ситуации ожидают оптовые, розничные и строительные компании.
Оценка текущей экономической ситуации, как по стране, так и по отраслям, в сравнении с июнем 2016 года практически не изменилась. При этом оптимистичные настроения относительно роста покупательской способности, которые были у предпринимателей 6 месяцев назад, не оправдались: лишь 2 % отметили улучшение, что в 5 раз ниже ожиданий.
Оценка бизнес-ожиданий по стране и отраслям снизилась по всем показателям. Менее оптимистично настроены производственные, строительные и оптовые компании. В сфере грузоперевозок ожидания от следующих шести месяцев более оптимистичны.
— Возрождение импорта помогает восстановлению рынка грузоперевозок, но тормозит развитие производства, что и объясняет обострившиеся негативные ожидания в этой сфере, — отмечается в исследовании.
Снижение спроса и высокие налоги заботят представителей всех отраслей. Большинство предпринимателей также отмечают недостаток средств для развития. При этом сфера IT и производственники остро ощущают нехватку квалифицированных кадров, а строительные компании и игроки рынка грузоперевозок отмечают отсутствие господдержки.
Ситуацию в своем бизнесе предприниматели оценивают примерно на том же уровне, что и в июне 2016 года, при этом реальная ситуация на конец 2016 года оказалась хуже, чем они предполагали летом. Негативное влияние санкций отметили представители всех компаний, кроме IT и грузоперевозок.
В ноябре 2016 года предприниматели были более сдержаны в прогнозах на ближайшие шесть месяцев, чем в июне этого года. Однако позитивные ожидания преобладают над негативными по всем бизнес-показателям, кроме прибыли и выручки. В первую очередь это связано с ожидаемым ростом бизнес-расходов в 2017 году (для соответствия требованиям №54-ФЗ (в редакции №290-ФЗ) предприниматели должны будут заменить парк контрольно-кассовой техники) и налоговой нагрузки.
— На фоне затянувшейся стагнации экономики «выживание» в текущих условиях становится более значимым критерием успеха. В результате растет число предпринимателей, которые считают свой бизнес успешным (на 3%). При этом более высоких результатов достигают компании, которые инвестируют средства в развитие сотрудников (60%) и автоматизацию бизнес-процессов (68%). Чаще всего предприниматели используют мобильный банкинг и онлайн-бухгалтерию. Большой потенциал остается у систем, делающих работу с клиентами более эффективной — CRM и облачных АТС, — констатируют эксперты Альфа-Банка и Международного Исследовательского Центра MARC. —Средства в обучение чащ всего вкладывают компании, наиболее остро ощущающие нехватку квалифицированных кадров (маркетинг, IT, производство).
При этом рынок остается недостаточно зрелым в части построения клиентоориентированного бизнеса — лишь 41% компаний за последние полгода работали над улучшением сервиса. Среди торговых и производственных компаний было больше всего тех, кто пересмотрел модель продаж. При этом чаще всего над качеством сервиса работали маркетинговые и IT компании, а торговые компании расширяли ассортимент и снижали цены.
Несмотря на ожидаемый рост ВВП (базовый прогноз Минэкономразвития предполагает рост ВВП в 2017 году на 0,6%, а «базовый+» — на 1,1%), в ноябре 2016 года стало больше компаний с негативными ожиданиями в отношении экономической ситуации, покупательской способности населения и бизнес- климата. Небольшой рост розничной торговли в III квартале уже в октябре сменился новым спадом торговли и потребления в целом. Этим и объясняются негативные оценки текущей ситуации и ухудшение ожиданий оптовых и розничных компаний.
— Перед компаниями малого бизнеса по-прежнему стоит задача повышения прибыльности за счет привлечения новых клиентов и сокращения затрат. При этом предприниматели все больше ощущают рост конкуренции и отчислений в бюджет, — констатируют эксперты
Для торговли все более важной становится задача оптимизации расходов. В то время как строительные компании пытаются решить проблему дефицита стройматериалов, сфера маркетинга и бизнес-услуг все больше переходит на «технологичные рельсы».
Несмотря на рост импорта, компании малого бизнеса не могут конкурировать с крупными игроками и вынуждены сокращать закупки товаров и услуг за рубежом. При этом они остаются высокозависимыми от внешних торговых операций. Все меньше компаний ставит перед собой задачу импортозамещения, что связано с оживлением внешнеэкономической деятельности. Сокращается доля компаний, переходящих на отечественные аналоги / ищущих новых поставщиков — многие уже завершили эти процессы: 52% сократили объем поставок, 18% добились снижения цен у текущих поставщиков, 17% перешли на отечественные аналоги. У 25% ничего не изменилось во взаимоотношениях с зарубежными поставщиками.
Тем не менее, компании малого бизнеса продолжают завоевывать свое место на международном рынке, что подтверждается сохранением доли предпринимателей, занятых в экспорте (9% компаний занимаются экспортом). Особенно это характерно для интеллектуальных сфер и компаний, использующих новые технологии. С экспортом более связаны компании: ведущие бизнес в таких отраслях как: производство, грузоперевозки, IT.
Почти половина компаний планирует увеличение оборотов и выход на новые рынки
— Результаты исследования говорят о том, что предприниматели адаптировались к ведению бизнеса в новой экономической реальности. Однако показатели бизнес-ожиданий на следующие шесть месяцев оказались ниже, чем летом, что говорит о готовности малого бизнеса к очередным вызовам в следующем году, — комментирует результаты Денис Осин, руководитель блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка.
Судя по данным исследования, наиболее заметен рост положительных настроений в Поволжском регионе, тогда как в Центральном, Уральском и Западно-Сибирском регионах настроения и ожидания ухудшились.
Для расчета индексов были опрошены клиенты блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка — компании и индивидуальные предприниматели с выручкой до 350 млн рублей в год. Статистическая выборка составила 1417 компаний в городах присутствия Альфа-Банка: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар и другие. В ходе опроса эксперты выясняли оценки изменений таких показателей, как прибыль, выручка, размер среднего чека, количество клиентов, частота покупок и других, а также задавали вопросы о планах развития компаний и критериях успеха. Положительные значения индекса означают преобладание позитивных оценок, отрицательные значения — негативных настроений над позитивными.
Фото: скриншот презентации
Собственники квартир на вторичном рынке менее охотно двигаются по цене
Любимые всеми напитки снижают усвоение железа из-за полифенолов в составе
В эти дни в городе ожидается безветренная погода
При этом, количество выданных новых кредиток сократилось на 20%
Налоговики подали иск о банкротстве компании
Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей