Ответов на этот вопрос много у команды «Рыбий мех», которые по итогам Летней школы Академпарка 2015 года стали резидентами бизнес-инкубатора. Их уникальная технология по обработке рыбьей кожи конкурентоспособна не только на российском рынке, но и на зарубежном.
«Сделать рыбу»
О составлении примерного плана часто говорят «сделать рыбу», а Галина Грибовская, скорее всего, сначала её разделала. Галина — инженер-технолог по обработке рыбьей кожи, окончила Новосибирский технологический институт Московского государственного университета дизайна и технологии (филиал). В течение трёх лет разрабатывала уникальную технологию, позволяющую делать качественную кожу. Изначально ей помогала преподавательница Надежда Юрьевна Быстрова, в рамках дипломной работы, а в Академпарке Галина нашла себе единомышленников.
Теперь команда состоит из четырёх человек — помимо технолога, в ней есть: студент второго курса экономического факультета НГУ Сергей Шлыков, финансовый директор; Ирина Шацкая, которая будет заниматься продажами и поставками; Александр Васенёв, специалист по продвижению, который был экспертом на Летней школе.
— Как эксперт я уже не первый год наблюдаю, что проекты, которые приходят на Летнюю школу, получают огромное развитие, — отмечает Александр. — К этой команде решил присоединиться, потому что рыбьи шкуры у нас по сути не являются сырьём — за них мы не будем конкурировать. Я увидел перспективы рынка, особенно в плане импортозамещения. В мире компании уже используют рыбью кожу — это Pierre Cardin, Christian Dior, Audi сделала крупный заказ для обшивки рулей и салонов.
Инноваторы своим конкурентным преимуществом называют экологичность продукта: они используют ферментативные и органические вещества, а не вредный препарат — хромовый дубитель. А если сравнивать с обычными видами кож, например КРС, то рыбья, в три-четыре раза прочнее, достаточно влагостойкая и при этом дышит.
Дали попробовать порвать образцы — у меня не получилось. У них тоже. В качестве первого изделия Галина показывает обложку для паспорта. Впечатление производит пример материала, из которого можно делать рубашки, — он действительно лёгкий и мягкий.
— Уже были испытания: образцы проходят по ГОСТам для кожгалантерейной продукции, причём не только подходят, но и опережают, — подчёркивает Сергей. — А ГОСТы на износ, прочность достаточно жёсткие.
Рыба-кот
Изделий, которые можно изготовить из этой кожи, очень много.
— Например, зарубежные компании делают дышащие наноматериалы для спортсменов, чтобы пар проходил, а влага — нет. Это большие изыскания больших институтов. А наш материал и так обладает такими свойствами: мелкие поры пропускают пар, но в то же время, в нём, как в резиновых сапогах, можно ходить по воде и не промокнуть.
Используются лососёвые породы рыб, также подойдут карп, щука, сазан, судак и сом, которых много в Новосибирской области. Дальше Галина планирует постоянно усовершенствовать технологию. Кроме того, будет делать обработку кожи КРС более экологически безопасной и пытаться изготовить другие виды кож — куриную, индюшачью. Они смогут стать достойной заменой для экзотической страусиной — с красивой текстурой.
Но бренд «Рыбий мех», скорее всего, сохранится. Уже подготовлена английская версия названия — Fish coat (звучит как рыба и кот) — для выхода на импортный рынок.
Аналоги на мировом рынке стоят в два раза дороже, а сейчас разница ещё больше (из-за курса доллара). Цена у резидентов Академпарка для российского рынка — 55 рублей за дециметр квадратный.
Но в ближайших планах — выход на розничный рынок Новосибирска. Первые заказы уже появились, сделаны каталоги. Три торговых агента готовы приступить к работе: со следующей недели их запустят в поля: пойдут к дизайнерам показывать образцы и принимать заказы.
Течение перспектив
В планах ближайших двух-трёх месяцев — обороты около 300 тысяч рублей в месяц. Дальнейшие планы зависят от модели, которую выберут молодые предприниматели. Или делать всё у себя, расширяться до цеха и организовывать производство, которое будет удовлетворять российские потребности — в первую очередь Новосибирск и крупные города Сибири, потом Москву, Санкт-Петербург. Или модель, когда мелкие хозяйства, которые есть на территории Новосибирской области, выращивают рыбу, получают часть технологии для проведения первой обработки.
— И в том, и в другом случае через год мы выходим на миллионные обороты, — говорит Александр. — Всё зависит от рынка. Готовы работать и в три смены для того, чтобы как можно быстрее достигнуть таких результатов.
Кроме того, к стратегическим планам — при выходе на большие объёмы — относится и производство филе по европейским стандартам, без костей и шкурки. Представители команды «Рыбий мех», смеясь называют его побочным производством, потому что им-то «нужны шкурки».
Фото автора
Мария Тищенко
Вопрос исключен из повестки дня сороковой сессии депутатов горсовета
В медучреждениях региона создается резервный коечный фонд
Их подозревают в превышении должностных полномочий при заключении госконтрактов
За 2024 год в регионе выдано 191 разрешение на строительство многоквартирных домов
Их тела из дома вынес сосед
Два месяца майнер изымал деньги из сейфа торговой организации