Categories: Экономика

Ломбарды Новосибирской области, как жить дальше?

Первая в истории Новосибирска конференция называлась «Рынок ломбардов: как эффективно работать в новых условиях»

Конференция прошла под эгидой общественных объединений  микрофинансовых организаций (МФО) и ломбардов, а также регулирующих органов, включая региональные инспекции Государственного пробирного надзора, а также ставшего с осени прошлого года регулятором ломбардов Банка России. Из почти трех сотен зарегистрированных в Новосибирской области ломбардов мероприятие сочли нужным посетить только 30. В зале присутствовало около 50 одетых в casual, но с айфонами человек, сообщает Новосибирская торгово-промышленная палата.

Что значит «эффективно работать» и «новые условия», пояснили эксперты. По данным президента Ассоциации «Национальное объединение ломбардов» Алексея Лазутина, в России насчитывается порядка 10 тыс. ломбардов. Они выступают кредиторами микробизнеса, а в небольших населенных пунктах, где населению получить займы более негде, нуждаются в поддержке государства.

 С «ключевым» докладом «Актуальные вопросы регулирования рынка ломбардов» выступил заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Сергей Жаботинский. На 01.06.2014 г. в Сибири насчитывалось 3 740 «небанковских профессиональных кредиторов». 47,85% из них приходилось на ломбарды, 22,17% на МФО. На 01.07.2015 г. в СФО зарегистрировано 1919, в НСО — 264 ломбардов.

Львиная доля займов выдается под залог ювелирных изделий и движимого имущества. Данный рынок регулируется законами ФЗ-86 «О Центральном Банке РФ», ФЗ-196 «О ломбардах» и ФЗ-353 «О потребительском кредите (займе)» и множеством соответствующих подзаконных нормативных актов. Однако не все ломбарды об этом знают и стараются соответствовать требованиям регуляторов.

Например, при выдаче займа вместе с залоговым билетом участники рынки обязаны оформлять договор о потребительском кредитовании. А иные виды деятельности, кроме выдачи потребительских займов под залог движимого имущества и оказания соответствующих информационных услуг, им запрещены. Запрещено привлечение средств физлиц, не являющихся учредителями ломбардов; выдача займов без залога, пользование и распоряжение заложенными либо взятыми на хранение вещами и т. д.

При этом ломбарды обязаны страховать за свой счет и создавать условия для хранения имущества, а также размещать информацию об общих условиях предоставления ими займов в сети Интернет.

Как напомнил начальник Отдела контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов Сибирского ГУ Банка России Денис Потапов, появление нового регулятора в лице Банка России стало для ломбардов шок. Некоторые из них до сих пор не зарегистрировались либо «спустя рукава» выполняют нормативные требования.

Основные нарушения сводятся к: нарушению сроков сдачи отчетности в ГУ Банка России; использованию неверных форм или вовсе не предоставлению годового отчета; неправильному порядку расчета средневзвешенного значения полной стоимости потребительских займов;, отсутствию в отчетности ИНН физ.лиц – руководителей, учредителей, оценщиков; отсутствию в разделе «Балансовые показатели» итоговых показателей; предоставление отчетности не тыс.руб., а в руб,  и ряду других.

Между тем ряд новелл для новых «поднадзорных» Банку России еще впереди. Если с февраля 2015 г. ломбарды были обязаны предоставлять регулятору отчетность ежеквартально, то с 1 сентября сего года — ежемесячно. Заявительным порядком грядет создание государственного реестра ломбардов. Ожидается продление времени работы с 20-00 до 22-00, увеличение порогового значения суммы невостребованного залога, реализация которого требует проведения торгов, а также переход на полный электронный документооборот через электронную цифровую подпись и личный кабинет.

По мнению Алексея Лазутина, законодательная база по рынку ломбардов противоречива и «сыра»: «Поскольку по залоговому имуществу регулятором является Минфин, мы отправили ему запрос и ждем разъяснений. Много вопросов и к ФЗ-353. Однако внести в него изменения можно не ранее чем через 2 года после принятия, к середине 2016 года».

Кроме того, согласно «Закону о ломбардах» последний «вправе» (т. е. может заниматься, а может и нет) потребительским кредитованием. Тогда как займы под залоговый билет де-факто не являются потребительскими, т. к. не могут быть выданы более чем на год и могут выдаваться субъектам  предпринимательской деятельности. Встает вопрос: «Какой закон «главнее» – ФЗ-353 или ФЗ-196»?

Как продолжил начальник Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора Евгений Холкин, применительно к ломбардам в функции Инспекции входит ведение специального учета объектов, ведущих операции с драгоценными металлами и камнями, а также контрольно-надзорные функции. На 1 июля 2015 г. Инспекцией зарегистрировано 654 юр.лиц — ломбардов и 2125 подразделений (включая 132 и 361 в НСО). Большинство — субъекты малого бизнеса, имеющие до 5 территориальных подразделений и работающие в пределах одного субъекта Федерации.

В своем развитии участники рынка проходят 3 «цикла»: «начинающие» ломбарды, выдающие займы под залог ювелирных изделий и не знающие что делать с невостребованным имуществом; организации, также занимающиеся скупкой и розничной торговлей ювелирными изделиями; структуры «замкнутого цикла», кроме всего прочего, занятые обработкой лома драгметаллов и выпуском ювелирных изделий. Если развитие от 1–го  до 2-го «уровня» занимает до 9 месяцев, то до 3-го добираются единицы.

При этом ряд ломбардов не считает необходимым вставать на спецучет. А ошибки сводятся к: постановке на учет юридических лиц, не имеющих в наименовании слова «ломбард», внесение в учредительные документы видов деятельности, которыми ломбарды заниматься не вправе, а также неверное определение целей использования помещений и не выведение их из жилого фонда.

Также были упомянуты такие «мелочи», как: отсутствие поверки ювелирных весов, несоблюдение требований по охране, несоблюдение сроков инвентаризации, не уведомление контрольно-надзорных органов о месте нахождения и изменении адреса в течение 20 дней. Представители Банка России и Государственной инспекции пробирного надзора призвали ломбарды «жить дружно» и не создавать трудности, которые потом приходится преодолевать. Не говоря о том, что за штрафы за нарушения требований регуляторов (от 500 тыс. руб до 1 млн руб.) могут стать «убийственными» для бизнеса.

Фото: НТППMaxEric Chan

tkrasnova

Recent Posts

Андрей Гудовский: Для развития Новосибирску нужна стратегическая цель

А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…

12 минут ago

Следователи провели обыски у главы Минпромторга и заммэра Новосибирска

Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра

13 минут ago

По новосибирской франшизе открывается ресторан в Барнауле

Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края

28 минут ago

Проценты по вкладам зафиксировались на пиковых значениях

Пока предпосылок для их дальнейшего роста участники рынка не видят

54 минуты ago

Ледовой городок на набережной откроется 30 декабря

Аттракцион будет открыт ежедневно с 11:00 до 22:00

58 минут ago

Перевозку вторсырья из других регионов на переработку предлагают субсидировать

Доставка стеклоотходов из отдаленных регионов к месту утилизации убыточна для переработчиков

59 минут ago