Первая в истории Новосибирска конференция называлась «Рынок ломбардов: как эффективно работать в новых условиях»
Конференция прошла под эгидой общественных объединений микрофинансовых организаций (МФО) и ломбардов, а также регулирующих органов, включая региональные инспекции Государственного пробирного надзора, а также ставшего с осени прошлого года регулятором ломбардов Банка России. Из почти трех сотен зарегистрированных в Новосибирской области ломбардов мероприятие сочли нужным посетить только 30. В зале присутствовало около 50 одетых в casual, но с айфонами человек, сообщает Новосибирская торгово-промышленная палата.
Что значит «эффективно работать» и «новые условия», пояснили эксперты. По данным президента Ассоциации «Национальное объединение ломбардов» Алексея Лазутина, в России насчитывается порядка 10 тыс. ломбардов. Они выступают кредиторами микробизнеса, а в небольших населенных пунктах, где населению получить займы более негде, нуждаются в поддержке государства.
С «ключевым» докладом «Актуальные вопросы регулирования рынка ломбардов» выступил заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Сергей Жаботинский. На 01.06.2014 г. в Сибири насчитывалось 3 740 «небанковских профессиональных кредиторов». 47,85% из них приходилось на ломбарды, 22,17% на МФО. На 01.07.2015 г. в СФО зарегистрировано 1919, в НСО — 264 ломбардов.
Львиная доля займов выдается под залог ювелирных изделий и движимого имущества. Данный рынок регулируется законами ФЗ-86 «О Центральном Банке РФ», ФЗ-196 «О ломбардах» и ФЗ-353 «О потребительском кредите (займе)» и множеством соответствующих подзаконных нормативных актов. Однако не все ломбарды об этом знают и стараются соответствовать требованиям регуляторов.
Например, при выдаче займа вместе с залоговым билетом участники рынки обязаны оформлять договор о потребительском кредитовании. А иные виды деятельности, кроме выдачи потребительских займов под залог движимого имущества и оказания соответствующих информационных услуг, им запрещены. Запрещено привлечение средств физлиц, не являющихся учредителями ломбардов; выдача займов без залога, пользование и распоряжение заложенными либо взятыми на хранение вещами и т. д.
При этом ломбарды обязаны страховать за свой счет и создавать условия для хранения имущества, а также размещать информацию об общих условиях предоставления ими займов в сети Интернет.
Как напомнил начальник Отдела контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов Сибирского ГУ Банка России Денис Потапов, появление нового регулятора в лице Банка России стало для ломбардов шок. Некоторые из них до сих пор не зарегистрировались либо «спустя рукава» выполняют нормативные требования.
Основные нарушения сводятся к: нарушению сроков сдачи отчетности в ГУ Банка России; использованию неверных форм или вовсе не предоставлению годового отчета; неправильному порядку расчета средневзвешенного значения полной стоимости потребительских займов;, отсутствию в отчетности ИНН физ.лиц – руководителей, учредителей, оценщиков; отсутствию в разделе «Балансовые показатели» итоговых показателей; предоставление отчетности не тыс.руб., а в руб, и ряду других.
Между тем ряд новелл для новых «поднадзорных» Банку России еще впереди. Если с февраля 2015 г. ломбарды были обязаны предоставлять регулятору отчетность ежеквартально, то с 1 сентября сего года — ежемесячно. Заявительным порядком грядет создание государственного реестра ломбардов. Ожидается продление времени работы с 20-00 до 22-00, увеличение порогового значения суммы невостребованного залога, реализация которого требует проведения торгов, а также переход на полный электронный документооборот через электронную цифровую подпись и личный кабинет.
По мнению Алексея Лазутина, законодательная база по рынку ломбардов противоречива и «сыра»: «Поскольку по залоговому имуществу регулятором является Минфин, мы отправили ему запрос и ждем разъяснений. Много вопросов и к ФЗ-353. Однако внести в него изменения можно не ранее чем через 2 года после принятия, к середине 2016 года».
Кроме того, согласно «Закону о ломбардах» последний «вправе» (т. е. может заниматься, а может и нет) потребительским кредитованием. Тогда как займы под залоговый билет де-факто не являются потребительскими, т. к. не могут быть выданы более чем на год и могут выдаваться субъектам предпринимательской деятельности. Встает вопрос: «Какой закон «главнее» – ФЗ-353 или ФЗ-196»?
Как продолжил начальник Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора Евгений Холкин, применительно к ломбардам в функции Инспекции входит ведение специального учета объектов, ведущих операции с драгоценными металлами и камнями, а также контрольно-надзорные функции. На 1 июля 2015 г. Инспекцией зарегистрировано 654 юр.лиц — ломбардов и 2125 подразделений (включая 132 и 361 в НСО). Большинство — субъекты малого бизнеса, имеющие до 5 территориальных подразделений и работающие в пределах одного субъекта Федерации.
В своем развитии участники рынка проходят 3 «цикла»: «начинающие» ломбарды, выдающие займы под залог ювелирных изделий и не знающие что делать с невостребованным имуществом; организации, также занимающиеся скупкой и розничной торговлей ювелирными изделиями; структуры «замкнутого цикла», кроме всего прочего, занятые обработкой лома драгметаллов и выпуском ювелирных изделий. Если развитие от 1–го до 2-го «уровня» занимает до 9 месяцев, то до 3-го добираются единицы.
При этом ряд ломбардов не считает необходимым вставать на спецучет. А ошибки сводятся к: постановке на учет юридических лиц, не имеющих в наименовании слова «ломбард», внесение в учредительные документы видов деятельности, которыми ломбарды заниматься не вправе, а также неверное определение целей использования помещений и не выведение их из жилого фонда.
Также были упомянуты такие «мелочи», как: отсутствие поверки ювелирных весов, несоблюдение требований по охране, несоблюдение сроков инвентаризации, не уведомление контрольно-надзорных органов о месте нахождения и изменении адреса в течение 20 дней. Представители Банка России и Государственной инспекции пробирного надзора призвали ломбарды «жить дружно» и не создавать трудности, которые потом приходится преодолевать. Не говоря о том, что за штрафы за нарушения требований регуляторов (от 500 тыс. руб до 1 млн руб.) могут стать «убийственными» для бизнеса.
А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…
Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра
Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края
Пока предпосылок для их дальнейшего роста участники рынка не видят
Аттракцион будет открыт ежедневно с 11:00 до 22:00
Доставка стеклоотходов из отдаленных регионов к месту утилизации убыточна для переработчиков