Бурный рост и большая конкуренция не всегда являются синонимами качества.
Новосибирск развивается такими быстрыми темпами, что рынок не всегда успевает за бизнесом. О ситуации на медицинском рынке региона, кадровых вопросах и перспективах участия частных клиник в системе ОМС корреспондент Infopro54 поговорил с генеральным директором сети клиник «Медпрактика» Людмилой Начиновой.
— Количество частных центров в регионе выросло неимоверном, но на мой взгляд, если честно, медицина от этого качественнее не стала. Лет 10 назад в Новосибирске было 5-6 клиник, они приглашали интересных специалистов из муниципальных учреждений к себе на совместительство или постоянную должность. Таким образом они давали возможность населению получить помощь тех же самых врачей, но в более комфортных условиях и без очередей. Сейчас клиники открываются, словно на конвейере — ежегодно под одним брендом может появиться по 6-7 центров. Новосибирская область — единственный в Сибири регион с таким большим количеством частных клиник. Это уже привело к острой нехватке кадров: все эти офисы нужно комплектовать врачами, персоналом, поэтому сегодня владельцам клиник нередко приходится набирать к себе в штат всех подряд.
Если говорить о качестве медицины, предоставляемой в рамках муниципальных поликлиник, то и она оставляет желать лучшего. И дело даже не в квалификации врачей, а в том, что они порой просто не в состоянии принять весь тот поток больных, который скапливается у них под дверями. На каждого пациента, и это общеизвестный факт, выделяется ограниченное количество времени — иногда это 5-7 минут — за которое нужно успеть осмотреть-выслушать больного и заполнить все документы. Сделать все качественно просто нереально. В этом плане в частных клиниках врачам работать гораздо комфортнее — на каждого пациента выделяется по 20-30 минут, бывает и больше.
— Если раньше во вновь открывающиеся частные медцентры брали врачей из муниципальных поликлиник, с опытом работы, то откуда сейчас приходит персонал?
— По-прежнему из муниципальных учреждений, только сейчас частники еще и переманивают врачей друг у друга.
В «муниципалитете» врачам работать все сложнее и сложнее, и они теперь вместо подработки в частных центрах уходят в частную медицину на постоянную основу, предпочитая совмещать приемы одновременно в нескольких клиниках. Некоторые медики для подстраховки могут остаться в муниципальной поликлинике на полставки. Также из-за нехватки кадров частные центры идут на обучение врачей смежным специальностям.
— Можете оценить качество подготовки выпускников медицинских вузов? Они интересны для частников?
— Молодое поколение, если оно не успело поработать в «муниципалитете», для частных клиник неинтересно, а точнее это слишком большие риски. Приходя в госучреждения, они попадают в отделение под руководство более опытных врачей, которые их курируют. В частной медицине нет такой возможности.
Нужно понимать, что зачастую из медуниверситетов выпускники выходят «нулевыми». Если мы говорим про тех, кто действительно хочет быть врачом, то их преимущество в том, что они голодные и жадные на знания. Они хватаются за любую работу, потому что понимают — нужен опыт, и очень быстро осваивают технологии. По этой причине для частной медицины молодой врач с пятилетним стажем гораздо интереснее своего опытного коллеги, который не знает нового оборудования. К сожалению, но это так. Сейчас вся медицина идет по пути развития технологий: компьютеризация заполнения отчетов, роботизация операций, искусственный интеллект при обследованиях. Но, конечно, опыт никто не заменит.
— Какие специализации сейчас больше всего востребованы у частных центров? У студентов медфакультетов?
— Однозначно такой профессией может считаться хирургия. Это очень перспективное направление. Если говорить относительно приобретения опыта, то здесь та же самая ситуация — сначала выпускники идут в муниципальные учреждения. Например, в травмпункты или скорую помощь, которую без преувеличения можно назвать «мясорубкой», где врачам приходится работать с очень тяжелыми случаями. Это еще обусловлено тем, что в таких «жестких» местах всегда есть дефицит кадров, и туда готовы брать даже без опыта. После такой практики медик учится видеть любые патологии и, приходя в частный центр, уже ничего не боится.
— Существует ли проблема утечки новосибирских кадров в другие регионы?
— Нет, у нас работы хватает. В плане самореализации для врачей в регионе все хорошо — к нам стекаются пациенты со всей Сибири. Зачастую с неординарными случаями. Кроме того, в Новосибирске можно качественно обменяться опытом между клиниками — как российскими, так и зарубежными. У нас есть чему поучиться — в нейрохирургии, кардиологии, офтальмологии мы проводим подчас уникальные операции.
С другой стороны, в поисках работы к нам приезжают медики из других городов: Томск, Барнаул, Кемерово, из других близлежащих регионов. «Муниципалы» вынуждены брать к себе иногородних все по той же причине нехватки кадров, «частники» же относятся к ним с осторожностью — сложно навести справки о работе этих специалистов.
— Сейчас частные медцентры стараются войти в систему ОМС. На ваш взгляд, это необходимо?
— На самом деле частной медицине катастрофически не хватает поддержки со стороны государства, как бы странно это ни звучало. Взять хотя бы то колоссальное количество проверок, проходящих у нас ежегодно — это тоже большая нагрузка на центры, которая могла бы быть уменьшена.
В целом частная медицина не стремится войти в систему ОМС по поликлиническому обслуживанию в том виде, в каком сейчас предлагает это сделать государство. Так, в терапии средний тариф за обслуживание одного пациента катастрофически мал. Он даже ниже того уровня, который обеспечивается в муниципальной поликлинике за одного прикрепленного больного. При этом требования к «частникам» будут непомерно высокими, несравнимыми с теми, которые предъявляются к «муниципалам».
Тем не менее существует ряд позиций, которые «частникам» действительно интересны: МРТ, ЭКО. В этом плане клиникам есть что предложить, своего рода эксклюзив — тарифы там не зафиксированы и определяются пока самой частной медициной.
Не скрою, что и наш медцентр пытался войти в эту систему дважды, в следующем году будем предпринимать третью попытку, но уже с другими, более сложными для нас условиями. Если раньше можно было заходить с определенными узкоспециализированными врачами, то сейчас государство ввело амбулаторную помощь по полной программе: вакцинация, вызов на дом, то есть как в участковой поликлинике. Выделенные деньги по ОМС частная клиника использует на этих пациентов за полгода, а обслуживать их придется в течение всего года. Это невыгодно, затраты не соответствуют выплатам.
— Можно ли вообще назвать медицинский бизнес высокорентабельным?
— Скорее нет, чем да. Слишком много затрат, рисков и тех, кто должен этот бизнес поддерживать. Так, при вложении инвестиций в медоборудование и все сопутствующие развитию компании материалы, они начинают окупаться только спустя 2-3 года. Поэтому часто ценообразование в клиниках зависит от того, сколько было вложено в нее средств и какие специалисты были привлечены к работе.
— Как вы считаете, между заграничной медициной и нашей — большой разрыв в плане качества?
— Что касается амбулаторной помощи, то он колоссален. В муниципальных поликлиниках врачам некогда заниматься не только пациентами, но и своим образованием. Им бы до дому дойти, с семьей пообщаться, а не думать про обмен опытом с коллегами.
Еще одним ударом для нашей государственной медицины становится укрупнение, когда несколько небольших больниц объединяют под руководством одного главврача. С экономической точки зрения — это оправдано, а с точки зрения улучшения качества — нет, потому что сокращается персонал, слишком сильно оптимизируются затраты.
Но надо признать, что за последнее время в государственных учреждениях многое изменилось и в лучшую сторону: делают современный ремонт в зданиях, оснащают компьютерными технологиями, занимаются сельскими поликлиниками, двигают страховые компании в ОМС. Другой вопрос, что сам персонал в этих поликлиниках не всегда готов к переменам.
Если говорить о высокотехнологичной хирургической помощи, то в России и в Новосибирске в частности — большие возможности. У нас в регионе есть профессиональные врачи, готовые положить свою жизнь на алтарь медицины, передовые технологии, крупные медицинские центры. В этом плане мы можем с гордостью конкурировать с зарубежными клиниками. Но чтобы не допустить развития серьезных заболеваний и формирования поводов для обращения в такие медцентры, достаточно качественной амбулаторной помощи и своевременной диагностики. Здесь нам еще есть над чем работать.
Автор: Мария Лисица
Фото: из личного архива
За взятки и отмывание денег экс-главу кузбасского Госстройнадзора приговорили к 18 годам колонии
Полностью стабилизировать систему не удалось до сих пор
В 2025 году прогнозируется рост спроса на паевые инвестиционные фонды
Объем инвестиций в проект составил 2,3 млн рублей
Её строительство планировалось начать в 2024 году
На суде выяснилось, что мужчина часто садился за руль пьяным