Categories: Экономика

Малый бизнес готовится к затяжному восстановлению

87 % предпринимателей, опрошенных в ходе исследования Альфа-Банка, считают, что экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса.

 — К концу 2015 года предприниматели перестали ждать быстрого восстановления спроса, сейчас они трезво оценивают экономическую ситуацию и не ожидают стремительных позитивных изменений в ближайшем будущем. Главная задача для малого бизнеса на текущий момент — перестроить бизнес с учетом затяжной стагнации в экономике​, — отмечают аналитики блока массового бизнеса Альфа-Банка по итогам второй волны исследования «Пульс малого бизнеса». 

Согласно полученным данным, 65 % компаний малого бизнеса ожидают ухудшения покупательской способности в стране в следующие полгода, 25% считают, что этот показатель не изменится. Ухудшения покупательской способности в своей отрасли ждут 58% опрошенных, 9% рассчитывают на рост этого показателя. 

Настроившись на затяжное восстановление экономики, компании малого бизнеса меняют свои приоритеты, выяснили аналитики Альфа-Банка в ходе онлайн-опроса. 

В конце 2015 года 66 % опрошенных владельцев и руководителей бизнеса самыми актуальными задачами назвали работу над эффективностью своих компаний, а именно: сокращение издержек — 36 % и увеличение прибыльности — 49 %. Доля компаний, планирующих увеличение оборотов и выход на новые рынки, за полгода сократилась с 46 %  до 42 %. Планируют продолжать деятельность в текущем объеме 38 % компаний, реорганизовать или изменить сферу деятельности — 10 %, приостановить активность или закрыть компанию — 6 %. 

Эксперты банка отмечают, что значительная часть компаний малого бизнеса пересмотрела модель продаж в первой половине года, отреагировав на изменения в экономике, и сейчас больше внимания уделяют мерам по повышению лояльности клиентов, предлагая новые товары и услуги и работая над их качеством: 

— Не только привлечение, но и удержание клиентов в кризис становится главным фокусом приложения усилий. Малый бизнес отличает гибкость и способность адаптироваться к новым условиям, — отмечают эксперты Альфа-Банка. 

В ближайшие полгода снижения прибыли, выручки, числа клиентов и среднего чека ожидают 38 %, 35 %, 23 % и 24 % опрошенных компаний соответственно. Доля тех, кто рассчитывает на рост этих показателей, снизилась по сравнению с первым полугодием, но по-прежнему значительна: 23 %, 27 %, 38 % и 27 %. Сохранения текущих показателей ожидает 28 %, 27 %, 27 % и 36 % соответственно. По сравнению с опросом по итогам первого полугодия число негативных прогнозов увеличилось. 

На общем фоне выделяются IT-компании — эта отрасль единственная улучшила свои показатели по сравнению с первым полугодием 2015 г. и переместилась со второго на первое место по числу оптимистично настроенных компаний. Сводный Индекс настроений IT-отрасли поднялся на один пункт до (-16). Оценка текущей ситуации по компании подросла с (-9) до (-2) пунктов. Значение индекса, близкое к нулю, означает, что мнения относительно ситуации в своем бизнесе разделилось у опрошенных примерно 50/50 — положительные и отрицательные оценки по своей компании дает примерно одинаковое количество предпринимателей

Индекс ожиданий по компании, характеризующей прогнозы на следующие полгода, также находится в положительной зоне и составляет 28 пунктов, увеличившись за полгода с 22 пунктов. Аналитики отмечают, что компании из сферы IT были в числе тех, кто мог получить выгоду от снижения курса российской валюты, предоставляя своим услуги на экспорт. Другое направление роста компаний этой сферы — испортозамещение на фоне санкций. Однако негативные внешние факторы также затронули эту отрасль, в целом влияние санкций негативно влияет на оценку компаниями текущей ситуации. 

По сравнению с первым полугодием заметно просели значения общего Индекса настроений по строительному и производственному направлению: до (-46) и (-41) пунктов с (-25) и (-22) соответственно. В том числе, индекс текущей ситуации по компании в строительной отрасли снизился с 23 до (-36) пунктов, индекс ожиданий по компании — с 19 до (-17) пунктов. 

Несмотря на непростые времена в качестве критериев успеха предприниматели в целом называют не только финансовые показатели. Создание продуктов/услуг самого высокого качества в качестве критерия успеха назвали 42 % опрошенных. Возможность расширения бизнеса в смежные области — 41 %, получение высокого дохода — 41 %, выживание компании в ближайшие годы — 33 %, возможность быстро развивать бизнес — 28 %, признание клиентов — 27 %, стабильность и сохранение текущих объемов бизнеса — 27 %, постоянное развитие сети продаж — 21 %, увеличение размеров компании — 17 %. 

Индекс настроений малого бизнеса рассчитывался экспертами Альфа-Банка совместно с Международным Исследовательским Центром MARC. Для расчета Индекса настроений малого бизнеса и его составляющих были опрошены клиенты блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка — индивидуальные предприниматели и компании с выручкой до 350 млн рублей в год. Банк занимает 4 % этого рынка в среднем по стране и около 10 % в крупнейших городах. Статистическая выборка составила 1 405 компаний в 64 городах: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Краснодар и другие. 

Среди опрошенных соотношение юридических лиц и ИП составляет 64 % и 36 % соответственно, участников с численностью персонала менее 5 человек — 51 %, 5-15 человек — 31 %, 16-30 — 9 %, более 30 человек — 8 %, срок работы бизнеса менее одного года — 17 %, 1-5 лет — 46 %, 6-10 лет — 17 %, более 10 лет — 20 %. В опросе приняли участие владельцы бизнеса — 74 %, руководители — 20 %, другие ответственные сотрудники — 6 %. 

— Настроения у компаний малого бизнеса, действительно, сегодня оставляют желать лучшего. Это связано с высокой стоимостью кредитов, которые предприниматели не могут получить по приемлемой ставке. Как результат, затормаживаются темпы инвестактивности. Даже, те кто имеет возможность, придерживают развитие, так как не понимают, как дальше будет развиваться ситуация в экономике, — говорит депутат Законодательного собрания Новосибирской области, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко. 

Но, не смотря на это, по ее мнению, нельзя опускать руки и нужно двигаться дальше. 

— В силу сложной экономической ситуации, в бюджете будущего года не заложены большие ресурсы для поддержки компаний малого бизнеса. Но, в регионе, по-прежнему, работают госфонды, которые предоставляют кредиты предпринимателям на льготных условиях. Кроме того, в области дорабатывается программа реиндустриализации в которой могут принять участие компании малого бизнеса, в том числе, в кооперации с крупными предприятиями. Предприниматели уже сейчас представляют свои проекты и предложения в рамках этой программы, ищут взаимодействия с органами власти. Далеко не всегда малому бизнесу нужна финансовая помощь. Не менее актуальной является консультационная и организационная поддержка, — отмечает Диденко. 

По ее словам, эти предложения также учитываются группой, которая занимается формированием программы реиндустриализации экономики Новосибирской области. На утверждение регионального парламента она должна быть представлена в начале будущего года. 

На пресс-конференции в декабре, подводя итоги работы банка с компаниями малого и среднего бизнеса (выручка до 300 млн руб в год) директор по массовому бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Максим Куракулов отмечал, что количество клиентов банка в регионе за 9 месяцев 2015 года выросло на 46 % до 8 771. По итогам 9 месяцев 2015 года банк занимал 10 % рынка МСБ в Новосибирской области, а если брать активных клиентов — около 20 %. По расчетам Куракулова, к концу 2015 года количество клиентов в банке вырастет до 9,5 тыс, а в январе—феврале 2016 перевалит психологическую планку в 10 тыс. По итогам 2016 года банк планирует увеличить количество клиентов до 13 тыс. 

По данным Новосибирскстата, за январь–сентябрь 2015 года на долю малых предприятий региона приходилось 17 % средней численности работников списочного состава предприятий и организаций области, 19,9 % оборота организаций, 16,4 % отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, 13,2 % областного объема инвестиций в основной капитал. Оборот малых предприятий за январь–сентябрь 2015 года составил 285 млрд рублей (104,5 % к соответствующему уровню предыдущего года в фактически действующих ценах), объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами — 107,6 млрд рублей (102,8 %). 

Средняя численность списочного состава работников малых предприятий в январе – сентябре текущего года снизилась на 6,8 % к уровню аналогичного периода 2014 года и составила 158,1 тыс человек.

Фото: Ростислав Нетисов

 

tkrasnova

Recent Posts

Применение золошлаков при строительстве дорог по госзаказу станет обязательным

Соответствующие нормативные акты планируют принять в ближайшие месяцы.

18 часов ago

В Сибири выросло производство мебели

Эксперты ЦБ также отмечают рост интереса к аутентичной продукции мебельщиков.

21 час ago