«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
С давних времен люди стремятся изобретать что-то новое, вкладывать свои силы в развитие нового дела и самое главное – преумножать то, что они имеют.
Все эти качества объединяются в такое понятие как «предприниматель». В настоящее время не составит труда найти достойный пример успешного предпринимателя. Современный предприниматель отличается особым азартом, страстью к своему делу, умение рисковать и подстраиваться под любые изменения. Но как сильно современный предприниматель отличается от предпринимателя дореволюционного?
Это достаточно актуальный вопрос, ведь предпринимательство возникло намного раньше, чем само определение.
Исходя из этого, была сформулирована цель работы: проанализировать качества дореволюционного предпринимателя на примере купцов уездного города Мариинска в XIX веке.
Для достижения цели, были определены задачи:
Мариинск – небольшой и самый старый после Новокузнецка город Кемеровской области. Мариинск – город, обладающий особенной и колоритной атмосферой.
Можете ли вы представить себе, что в дореволюционной России судьба одного уездного города в полной мере зависела от деятельности предпринимателей и их успеха в ведении дел? С момента образования, небольшой городок Кийск стал одним из масштабных центров еврейского купечества. Внутри города образовывались целые кланы и династии предпринимателей.
Купечество играло важную роль в истории города, так как именно благодаря предприимчивости купцов, он начал свое развитие и рост. В настоящее время, исследователям истории Мариинска известно около 20 семейных династий, которые открывали свое дело в маленьком городке и развивали его, претендуя на индивидуальный продукт.
Пик своего развития предпринимательство достигло в XIX веке, когда еврейские купцы стали переселяться на Мариинские земли. Некоторые из них не сразу начали участвовать в общественной жизни города, не выдвигали свои кандидатуры на должности в управлении. Но практически все из них, имея начальный капитал, сразу начинали вкладывать их в определенные отрасти и закрепляли за собой торговлю каких-либо товаров. [1]
Улица Большая Московская (ныне улица Ленина), являлась центром всей торговли в городе. Купцы умело пользовались расположением Кийска, через него проходил Большой Сибирский тракт, что гарантировало им частую проходимость через город, а следовательно, и огромное количество будущих покупателей. Сама улица устроена так, что по обе стороны от широкой дороги расположены особняки купеческих династий. Чаще всего они старались выстраивать двухэтажные здания, располагаясь на втором этаже, а на первом располагая свои торговые лавки.
Жители и гости Мариинска сталкивались с огромным разнообразием тех товаров, в которые начинающие предприниматели вкладывали много сил и капитала. Мариинские купцы владели заводами по производству хлеба и молока, один из них полноценно функционировал до 1990 года. Так же они торговали мануфактурой, бакалеей, лакомствами и закусками. Особым спросом пользовались грузоперевозки, который осуществлял купец Рискевич. Некоторые династии предпринимателей создавали полноценные торговые дома, в которых умело сочетали продажу различных товаров, начиная с продажи мяса, заканчивая торговлей платьем и украшений. Легкодоступными товарами для жителей города так же были канцелярские принадлежности, бумага и даже парфюмерия. [1]
Предприимчивые купцы Мариинска отличались особенной креативностью, благодаря им продажа продукции в маленьком городе в Сибири сопровождалась разными подходами в рекламе. Так, например, купцы Хейфицы преуспевали в торговле. Редкий покупатель уходил от них без покупки. Хефицы не боялись вкладываться в новые сферы и развивать новые технологии. Так, один из трех братьев предложил продавать мясные изделия. Торговый дом братьев Хейфиц начал изготавливать и продавать колбасы. Для рекламы всевозможной продукции в конце XIX века использовались, в основном, листовки. Их раздавали проходим на улицах. [4]
История Лейвика Хаимовича Кривозятьева доказывает то, что предпринимателю, который нашел свободную нишу для бизнеса – обеспечен успех в ведении дела.
Лейвик Хаимов был предприимчивым человеком, он «нашел» свободную нишу и решил открыть кондитерскую ни где-нибудь, а в доме богатого домовладельца Колесникова на очень людном месте. Этот дом располагался в центре города; на втором этаже этого здания был ресторан и единственная в городе бильярдная, что привлекало сюда множество богатых людей. Кривозятьевы стали монополистами в производстве кондитерских изделий. Сырье для своей кондитерской Кривозятьев получал почти даром. В конце XIX века Мариинский уезд славился высокими урожаями пшеницы, поэтому представители мариинских купцов и мещан ехали в села, скупали по низким ценам зерно и муку, а затем продавали по всей Сибири и Дальнему Востоку.
Изобретательству Лебы Хаимова не было предела. Он сам придумывал упаковку для своих товаров, на которые наклеивал самим же разработанные логотипы к ним. Продукцию Кривозятьева можно было встретить далеко за пределами Томской губернии, а уж в самом городе ее разбирали почти сразу. офейня работала до позднего вечера, что бы посетители бильярдной могли в любой момент спуститься со второго этажа и отведать новый сорт любимого угощения.
Кондитерскую и кофейню Кривозятева знали не только мариинцы, но и гости города. Иногда сам хозяин или его жена выходили на тротуар перед домом и бесплатно угощали прохожих новинками своей кондитерской. Весть об этом быстро разлеталась по всей округе. Местная детвора с нетерпением ждала этого дня, чтобы получить сладкий петушок или печеньку. Это была своего рода реклама, которая способствовала процветанию дела.
Лейвик Хаимов Кривозятев был эстет во всем. Внутреннее убранство кофейни отличалось изысканностью: большие зеркала, старинные часы французской фабрики «Павла Буре», бронзовые подсвечники. Для него было очень важным не только качество выпускаемой продукции, но и ее оформление, манеры подачи посетителям.[2]
Таким образом, Лейвик Хаимов Кривозятев приучал мариинцев ко всему красивому, изящному. Его с уверенностью можно назвать успешным предпринимателем дореволюционной России. В его деле было продумано все – место расположения, ориентация на клиента, реклама и завлечение аудитории.
Как уже было сказано ранее, особенностью осуществления предпринимательской деятельности в Мариинске было то, что каждая семья основывала династии, обучая своих детей предпринимательству, воспитывая их согласно собственным принципам ведения дел. Такой метод говорит о решительности и большой вере в свои силы, ведь купцы не были согласны связать свое начинание с именем, они стремились создать то, что будет прибыльно не одно десятилетие и запомнится фамилией.
Хотелось бы в полной мере рассмотреть качества предпринимателей дореволюционного Мариинска на примере одной крупнейшей династии купцов.
Первая династия, заслуживающая признания не только в XIX веке, но и в современном мире, это семья Гурьевичей. Основатель рода – Меер (Марк) Гурьевич пришел в Сибирь вместе с другими переселенцами примерно в 30-40 годах ХIХ века. Тогда евреям разрешили обосноваться в Сибири. Знакомство с будущей женой, Марьей, произошло ещё в дороге, а по приезде в Мариинск они поженились. Один за другим у них родилось 12 детей. Шесть мальчиков и шесть девочек. С самого начала своей жизни в Мариинске было понятно, что дело Марка Гурьевича распространится на всех его детей и уйдет в поколения. До революции деловая активность Гурьевичей процветала, но по меркам истории им был отпущен для развития слишком короткий срок — всего 60 лет.
Как и ожидалось, предпринимательские качества отца передались его сыновьям. Симхе (Семен) Гурьевич начал карьеру приказчиком в мануфактурной лавке тисульского купца Израиля Буткевича. За работу Семен Маркович получал 300 руб. в год. В 1888 году он развернул самостоятельную торговлю мануфактурой, бакалеей, лакомствами и закусками на центральной улице Мариинска. Прибыль от торговли вкладывал в новое производство: кожевенное (выделка кож), пимокатное (производство валенок) и кочмовальное (изготовление войлока). Также направлял заработанные капиталы в золотодобычу. Был владельцем Подаренного, Семеновского и Пророко-Ильинского золотых приисков.
Не отставали от своего старшего брата подрастающие Савелий и Моисей. Они, так же как брат и отец, занимались продажей мануфактурой. Оборот продаж Моисея Гурьевича составлял 25 000 рублей, а Савелия – 37 500 рублей. Если переводить данные показатели на современные деньги это примерно 7 712 000 и 11 568 000 соответственно.
Со временем, Марк Гурьевич распределил свои множественные начинания и среди остальных сыновей. Так, Шоул и Евсей стали торговать готовым платьем и украшениями, помимо этого, Евсей имел кожевенное и пимокатное производства.
Хотелось бы чуть больше обратить внимание на личные качества Марка Гурьевича и его принципы в семейном бизнесе, ведь, как можно проследить, он умело подготовил своих детей к многолетнему сотрудничеству и работе над фамильным делом.
Помимо обучения деловым навыкам, детям внушалось, что авторитет в обществе и уважение к партнёру – такой же важный капитал, как и деньги. До наших дней дошла история, характеризующая принципы Марка Гурьевича. Одному из сыновей отец доверил управление лавкой. Здесь ему помогал младший брат. Однажды собралось много покупателей, и братья сбились с ног, обслуживая их. Старший начал покрикивать на помощника, и даже ударил его аршином. В этот момент в лавку зашёл отец. «Не позорь семью перед людьми,
— осадил он старшего сына. — Не можешь обращаться с братом по-хорошему — справляйся один». И отправил младшего домой.
Данный подход главы семейства на практике показывал, что в ведении бизнеса нельзя существовать одному, важно видеть в ближних поддержку и помощь. Хочется еще раз подчеркнуть правильность правил сотрудничества, что люди – важнейший капитал в любых начинаниях.
Еще одно качество, присущее династии купцов Гурьевичей – нежелание останавливаться на достигнутом, они стремились заявить о себе далеко за пределами Мариинска. Так Гурьевичам удалось попасть на известные Нижегородские ярмарки.
Расстояние от Мариинска до Нижнего Новгорода — около трех с половиной тысяч километров. Это не помешало Шоулу Гурьевичу стать участником шести знаменитых Нижегородских ярмарок, о чем свидетельствует сохранившаяся паспортная книжка купца, выданная ему Мариинским городским общественным управлением 10 декабря 1898 года.
Об успешности братьев свидетельствуют их вклады в Мариинском уездном казначействе. На 1 мая 1908 года на лицевых счетах Шоула и Евсея числилось 4885 рублей и 7148 рублей.
Скупыми Гурьевичей точно не назовёшь. Пожертвования, благотворительность характеризуют не только личные качества, но и вписываются в систему их жизненных ориентиров. Помогая нуждающимся, они повышают свой авторитет, работают на репутацию. Гурьевичи жертвовали деньги на строительство синагоги. В годы Первой мировой войны отдавали средства в пользу русской армии. В 1916 году, когда в городе повысили цены на продовольствие, Александр Гурьевич выделил для бедных 15 тыс. рублей. На эти деньги закупили зерно и устроили лавку, из которой снабжали население мукой.
Хочется отметить, что династии купцов старались преуспевать во всех направлениях развития города, они заботились о людях, продвигали свой продукт и являлись постоянными меценатами. [3]
В заключении изучения купеческого Мариинска в XIX, стоит отметить, что предприниматели города были верны своему делу т проявляли разные качества в процессе ведения дел.
Так, братья Хейфиц применяли разные подходы в рекламе, для большего привлечения покупателей, применяли индивидуальный подход ко всем посетителям.
Купец Лейвик Хаимов Кривозятев смог создать настоящий прибыльный бизнес, он предлагал посетителям и жителям города уникальное торговое предложение. Он вкладывал все свои силы в то, чтобы формировать философия своего дела, которая заключалась в создании эстетики.
Династия Гурьевичей служит примером того, что семейный бизнес может существовать долго и достаточно прибыльно. Но за этим успехом стоит колоссальная работа, которая включает обучение деловому делу с самого детства. Важное условие большого достатка – уважение партнеров и близких.
Поставленная цель работы была достигнута: проанализированы качества дореволюционного предпринимателя на примере купцов уездного города Мариинска в XIX веке.
Были выполнены задачи:
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей