С 1 января 2018 года решение об их предоставлении будет приниматься на региональном уровне и финансироваться из бюджета территории.
— С 1 января 2017 года компетенция по принятию решений о предоставлении льготы на движимое имущество передается с федерального на региональный уровень. В 2017 году субъекты должны определиться будут ли они принимать на своем уровне решение о сохранении данной льготы или нет. Если региональный закон не принимается, то льгота перестает действовать, — констатировал на заседании рабочей группы бюджетного комитета регионального парламента гендиректор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) Юрий Бернадский.
МАРП обратилась к исполнительной и законодательной власти с предложением провести оценку эффективности данного вида налоговых льгот. В конце марта было направлено повторное обращение.
— Его подписала группа предприятий, которые прошли все этапы и уровни экспертизы, получили положительное решение и подписали соглашение с Фондом поддержки промышленности России о реализации производственных проектов на действующих условиях: ЗАО «НЭВЗ-Керамикс» (финансирование ФПП — 150 млн руб), НПО «Элсиб» ПАО (192 млн), ПАО «Сиблитмаш» (300 млн), ООО «Плазмохимические технологии» (300) и ООО «Эндосервис» (75 млн), — отметил Бернадский. — Речь идет не только о них, но они — яркий пример компаний, которые реализуют инвестпроекты по техперевооружению для повышения конкурентоспособности. Только эти пять предприятий планируют приобретение движимого имущества на общую сумму около 900 млн руб.
Глава МАРП отметил, что для предприятий этот вопрос очень актуален, так как одновременно на производство действуют другие «угнетающие» обстоятельства: за 2016 год стоимость электроэнергии выросла на 21%, на 2017 намечен рост на 19% и, не исключено, что он будет больше.
— Это дает рост издержек и снижение прибыли на 17-19%. Мы знаем предельную норму рентабельности — 5%. И это та группа предприятий, которая с учетом всех названных факторов, может получить отрицательное сальдо. При том, что любой высокотехнологичный новый проект подразумевает повышенный объем инвестиций и рост издержек, — заявил гендиректор МАРП. — С проблемами столкнуться не только эти предприятия, но и индустриальные парки, где они планировали развиваться в качестве арендаторов.
МАРП предложила представителям власти выделить группу предприятий обрабатывающих отраслей, реализующих программы техперевооружения. По расчетам ассоциации, их будет 100-120. Сама льгота составит 180-200 млн руб в год.
Министр финансов области Виталий Голубенко заявил, что понимает ситуацию, так как предприятия входили в программы техперевооружения на определенных условиях и сейчас возникло непредвиденное обстоятельство в виде изменения налогового законодательства. Он предложил рассмотреть несколько вариантов. В частности, отрегулировать ситуацию в рамках внутренней экономики компаний за счет уменьшения налога на прибыль.
— Почему были внесены изменения в федеральный закон? Я нашел в документах информацию, что на федеральном уровне были приняты решения, которые уменьшали налоговую базу субъекта (в федеральном бюджете централизована почти четверть акцизов, у регионов забрали 1% ставки по налогу на прибыль, уменьшили налоговую нагрузку на железные дороги по налогу на имущество с 1,6 до 1). Поэтому федерация отменила решение, принятое в 2013 году, об исключении из налогооблагаемой базы налога на движимое имущество и вернуло его субъектам с правом самим принимать решение о действии этой льготы, — констатировал Голубенко. — Это говорит о том, что когда мы будем защищать интересы региона на федеральном уровне, подобные льготы не будут учитываться при расчете сбалансированности нашего бюджета. Федерация скажет, что это наш потенциальный доход и балансировать его за счет дотаций из федерального бюджета причин нет.
По данным УФНС, по всем отраслям налог на движимое имущество в регионе в 2015 году составлял около 2,3 млрд руб. Из них 1.3 млрд приходилось на предприятия транспорта и связи.
— Предоставление таких льгот — не однозначное решение. С одной стороны — это поддержка отрасли, но это не дополнительная поддержка субъекта, а элемент компенсации других федеральных решений, — констатировал министр. — Еще одни риск: по ОКВЭД на льготу могут заявиться предприятия, которые уже находятся в сложном финансовом положении и получится, что поддерживая их, мы потеряем бюджетные деньги. Намного хуже потом объяснять почему мы приняли такое решение.
Минфин области предложил рассмотреть проекты предприятий, как субъектов инвестиционной деятельности, так как в облбюджете заложены квоты по налоговым льготам. По словам Юрия Бернадского для того, чтобы рассмотреть все проекты отрасли, совету по инвестициям придется собираться два раза в неделю в течение всего года. А Представитель минэкономразвития добавил, что рассматривать оптом проекты неправильно, так как это снизить эффективность мер господдержки:
— В прошлом году мы предоставили льготы по налогу на имущество 18 предприятиям на 210 млн руб. По предварительным оценкам, на 1 вложенный бюджетный рубль, отдача составила 1,86 руб.
Коллегу поддержала начальник управления экономики и финансов минпромторга области Наталья Зырянова.
— Мы сделали анализ экономической эффективности этой льготы. До 2013 года темпы технического перевооружения на предприятиях региона составляли 120% годовых, с 2013 — 160%, причем наиболее активный рост идет именно в обрабатывающем производстве, — констатировала она. — Мы также «за» вариант прямой поддержки, так как предоставление господдержки накладывает серьезные обязательства на получателя, в том числе по сбору документов, норме рентабельности, росту выручки. Напомню, что за последние три года у нас в области господдержку по налогу на имущество не получал ни один из субъектов промышленности и товаропроизводителей.
Депутаты регионального парламента заявили, что поддерживают обращение МАРП.
— На федеральном уровне норма была введена для перевооружения предприятий и обновления фондов. Сейчас нам дается возможность принять решение о льготе. Те регионы, которые оставят на территории нормы поддержки прямого действия, будут более конкурентоспособны, так как предприятия, принимающие решения о модернизации, будут выбирать именно эти субъекты федерации для регистрации своего юрлица, в расчете на льготы, — отметила депутат Ирина Диденко.
Ее коллега Лариса Шашукова также отметила, что многие компании пойдут на перерегистрацию ради получения таких льгот.
— Не стоит забывать, что все проекты, которые входят в господдержку, уже подразумевают, что предприятие вкладывает в оборудование свои деньги. Если обложить его налогом, то компании просто остановят процесс техперевооружения, — пояснила она.
В итоге рабочая группа решила более тщательно изучить предоставленные документы и оценить последствия принятия решения о предоставлении льгот по налогу на движимое имущество для предприятий обрабатывающей промышленности. По итогам 2016 года предприятия обрабатывающей отрасли занимают 17,5% в налоговой базе региона.
Фото: Юлия Данилова
Юлия Данилова
Она злоупотребила своими полномочиями и несовершеннолетний лишился жилья
Запустить новый завод планируют до конца 2024 года
Компанию-оператора обвиняют в нарушении двух федеральных законов
Для решения проблемы алкогольной зависимости общества нужны другие меры
Это связано с завершением ремонта трамвайных путей
Так, рамках национального проекта в округе построено свыше 220 и отремонтировано 370 зданий медучреждений