— Екатерина, метизный рынок очень широк – от самореза для гипсокартона до крепежей для мостовых балок, от мебельной скобы до крупномерной конструкции. Как вы нашли на нем точку концентрации?

— В этот бизнес я пришла практически в студенчестве. Работать начала с 18 лет. Причем мне повезло  я попала в фирму, которая структурно была очень похожа на мой собственный бизнес-проект. То есть опыт и навыки начали накапливаться буквально сразу и прицельно. Когда я осознала, что могу быть не просто линейным менеджером, а создателем бизнеса, то всмотрелась в рынок еще пристальнее. И поняла, что метизы — это тема с огромным ресурсом успеха. Это, можно сказать, хлеб индустрии. Как мукомольное или хлебопекарное дело на пищевом рынке. Потому что без метизов никуда — на них держатся все мало-мальски техноемкие отрасли. Строительство с потребностью в крепежах, машиностроение — метизы для этих сфер даже не хлеб, а настоящий кислород. Без метизов эти отрасли просто немыслимы. Крупногабаритный металл как бизнес-тему я тоже рассматривала, но она более затратная в плане логистики, по складской и транспортной составляющей. А метизы для машиностроения и средних строительных работ— сфера более оперативная и экономная в логистическом смысле. Образно говоря, для ее поднятия достаточно склада и офиса. По сравнению с макро-конструкциями, с трубами или металлопрокатом различия существенные.

— Динамическая цепочка «Специалист–топ-менеджер–собственник» — какие обстоятельства и факторы ее формировали в вашем случае?

— Предпоследней темой перед собственным бизнес-дебютом были подшипники, так что далеко от темы я не ушла. А первой работой стала сфера спецодежды, там метизы в числе товарных компонентов, и базовое понимание предмета у меня уже было. Мне вообще повезло с ранней профессиональной интеграцией: как-то так сложилось, что у меня практически не было обычной для молодых менеджеров «юниорской дистанции». Ну, вы понимаете — это когда твоя работа долго крутится вокруг тем «подай, принеси, уйди, не мешай» и фундаментальные бизнес-процессы ты с этой позиции попросту не видишь. Я же избежала этой фазы практически полностью  в той команде как-то было так устроено, что «юниорам» поручались серьезные бизнес-функции, все, так сказать, по-взрослому. Это очень закаляет. И дает отличную базу навыков. Я узнала очень много нюансов, очень много структурных аспектов, поняла, как создан бизнес. Из учебных пособий такой массив навыков не получишь, даже из самых насыщенных. Конечно, я и вузу своему благодарна  у меня экономическое образование, я закончила Сибирскую академию государственной службы. Но то, как мне повезло с полем компетенции, каким «недетским» оно сразу оказалось — это бонус от судьбы, спасибо ей!

Прочная металлическая этика

— Как ваш бизнес-дебют встретили коллеги?

— Свой собственный проект я начала в 24 года. Первый же клиент, к которому я приехала, спросил с этаким отеческим удивлением: «Катя, а вы вообще знаете, в какую сферу попали? У нас тут так сурово!». «Да, — спокойно ответила я. — Знаю, в курсе». У меня вообще была хорошая стресс-закалка: прежние руководители, уезжая, оставляли дела на меня и не спрашивали «А ты справишься?». Ответ «Быть может, и не справлюсь» даже не подразумевался. Так что иллюзий и розовых очков у меня изначально не было. Хотя были, конечно, и неожиданности, откровения. Например, удивительно было узнать специфику коллегиальных отношений на этом рынке.

— Как на этом рынке складываются коллегиальные отношения?

— Сразу подчеркну, что я не берусь оценивать рынок в целом, во всем охвате. Он слишком неохватен для субъективной оценки. Могу лишь судить в контексте своего личного опыта. Не знаю, как у других, но у меня все было человечноГраница между понятиями «клиент», «коллега», «конкурент» тут не то чтобы отсутствуют, но они прозрачны и подвижны. Но этот рынок при всем при том не кровожадный. «Джунгли», «звериные законы» — такие метафоры точно не отсюда. Соперничество, но без запретных приемов. Да, тут высокая монополизация. Но монополист — отнюдь не инфернальная фигура. Осмелюсь сказать, что без многих из них и моего бизнеса не было бы. Они мне помогали на старте, многие помогают до сих пор. Никаких подвохов. У метизного рынка, скажем так, здоровая мужская этика. В свою очередь, и у нашей компании хороший репутационный капитал — мы свою этику тщательно берегли все десять лет, всегда работали честно. И нам отвечают взаимностью.

— Метизный бизнес считается сугубо мужским. Как коллегиальная среда среагировала на сокрушение этого стереотипа? Есть ли типично женские управленческие лайфхаки, которые мужчинам-управленцам в этой теме непосильны?

— Бизнес этот, бесспорно, мужской. По моему поводу «вау-эффект» давно прошел. Ну, за десять лет уж точно. Не берусь судить, стала ли я тут «своим парнем», но мужское бизнес-сообщество мне дискомфортным не кажется. По большому счету с мужчинами общий язык находить гораздо проще, чем с бизнесвумен. Меньше условностей, больше конкретики, нет этического релятивизма — так называемых степеней честности. Ибо это либо честно, либо нечестно вообще. И никаких «между» и «чуть-чуть». И уж точно могу сказать, что не пользуюсь женскими манипулятивными техниками из разряда «яжедевочка». Это топорно, это всем видно, это вне морали. Ну, можно быть чуть потоньше оппонента в трудном диалоге — в русле той органики, что тебе природа дала. А гендерные манипуляции — нет, никогда!

Мир гигантов

— Каково зонирование этого рынка? Какое место на нем занимает Новосибирск?

— Он в этом смысле действительно самобытен. Во-первых, склонен к концентрации. Во-вторых, тут очень четкая категориальная граница между импортным и отечественным, практически совпадающая с тематическим членением. То есть метизы для строительно-отделочных работ — это в основном импорт. А метизы для машиностроения — преимущественно отечественная продукция. От заводов Урала, Орловской области. Россию, по сути, обслуживают около пяти крупных заводов. В секторе, который занимается крепежом для строительно-отделочных работ, более многолюдно, там много малых операторов. А вот в секторе для машиностроения нарезка гораздо более крупная, список имен недлинный. Причем тут даже нет четкой иерархии понятий «локальное»/«федеральное». Рынок по бóльшому счету общероссийский. Он и отсюда, из Новосибирска, именно таким воспринимается. Сердце отрасли — Урал. Производство, макроканалы сбыта — это именно уральская тема — Магнитогорск, Челябинск, Екатеринбург. А Новосибирск — логистическое ядро. Он обслуживает огромный регион на востоке России: Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток. Новосибирск снабжает эту обширную зону отечественной продукцией. Во-вторых, на Новосибирск завязан импорт из Китая. А по ту сторону Урала, в Центральной России, функции логистического ядра выполняет город Орел. В котором, к слову, есть и собственные производства. Экспортный вектор — это Казахстан, ближнее зарубежье.

— То есть Новосибирск на этом рынке не производитель, а распределитель?

— Тут нет категоричных определений. Многие операторы — это именно торгово-производственные компании. Наша, например. Некоторые позиции — от нашего производственного подразделения, другие — от крупных партнеров-заводов. А есть еще результат кооперации — так, оцинковку тем нашим изделиям, которым она нужна, делаем не мы, а предприятие-партнер. В общем, совмещение производства и дистрибуции — это такой характерный концепт нашей темы.  

 — Каковы сейчас тренды на вашем рынке?

— Тут, пожалуй, нет трендов. По крайней мере, в том понимании, в каком они существуют на товарно-потребительских рынках. Этот рынок живет стандартами ГОСТ и стандартами DIN (аналоги ГОСТ), таких субъективных понятий как «мода» и «популярность» нет. Нет и острой инновационности, как, например, в сфере сложной техники. Метизы — это же инженерная константа: все мыслимые изобретения в этой сфере давно сделаны.

— Понятно, трендов нет. А каковы у метизной отрасли перспективы развития?

В этой теме я не буду давать субъективных оценок, лучше процитирую заключения специалистов. Итак, по данным маркетингового исследования компании Indexboxк 2023 году ожидается рывок в развитии рынка. Во-первых, на этот период ожидается поколенческое обновление машинного парка — заводы-производители запустят новые станки взамен еще советских. Во-вторых, многие позиции, которые прежде ввозились из Китая, заменятся отечественными. И, наконец, пусть медленная, но активизация после многолетней рецессии — это тоже объективная реалия. Кроме того, метизный рынок очень отзывчив на большие инфраструктурные проекты. Как только где-то начинается большая стройка (подготовка к чемпионатам, олимпиаде, строительство мостов и аэропортов) — это дает тонусный импульс рынку.

«Я» свое и марочное

— Насколько важна проработка личного бренда для этого бизнеса? На чем вы предпочитаете делать акцент?

— Личный бренд нужен каждому руководителю, чем бы ни занималась его компания  хоть модной розницей, хоть производством кирпичей. Если директор узнаваем, причем позитивно узнаваем (ибо бывает же и анти-слава) — это отличный ресурс. Больше результативных знакомств, переходящих в контракты, больше доверия. Директор должен быть «прокачан» как яркая личность. Не ослепительная, а именно располагающая. Новосибирск — он большой в чисто демографическом понимании. А по конкретным рынкам, в своих рыночных ипостасях — довольно маленький. В каждой рыночной сфере тут все друг друга знают.

— Социальные сети используете?

— Да, концентрируюсь на одной сети, но работаю дуплетом. То есть развиваю два инстаграм-аккаунта — рабочий и личный. Но не смешиваю их. Для моды или бьюти-индустрии инста-кроссинг — обычное дело, там часто размыты границы между профессиональной и личной страничкой. И там это органично: операторы этих сфер — люди публичные, носители своих же творческих концептов. Публике интересно, как живет мастер образа и стиля, каков он в миру. Да и самому творцу это кажется органично-увлекательным. А в моей сфере профиль про метизы  он и есть профиль про метизы. Конечно, иногда бывают посты с персонификацией нашей команды. Но основной контент — это, так сказать, железная конкретика. В моем случае — во всех смыслах. А личное — в личном.

— Вы участница форума «Главные женщины Сибири-2019», устраиваемого журналом «Самый Сок», и соискательница одноименной премии. Каковы ваши ожидания от этого бесспорно яркого события?  

— Очень интересует мода и стиль. Я и на форум-то этот впервые попала в контексте интереса к моде — пришла послушать Влада Лисовца. И когда бросили клич про участие в очередном форуме, про номинации, я подумала: «А почему бы и нет?». Не скрою, это решение пришло не сразу. Первая мысль была такая: сообщество «Самого Сока» — это такая сугубо профессиональная fashion-среда, что я тут буду делать со своими брутальными железяками рядом с косметологами, дизайнерами и стилистами? Таково было первое восприятие. А потом, когда пришла на форум, послушала Лисовца, посмотрела на публику, на сообщество, поняла — «Главные женщины Сибири»  это не только про моду и дизайн. Это еще и пространство социальной самореализации. И прокачка стиля, конечно. Мне очень нравится, как тут проработана эта составляющая — очень ценно для саморазвития, для личных навыков стиля. Да, мода и стиль — это для меня хобби. Но я хочу зарядиться творческой энергией от профи. Хочу придать больше уверенности себе, новые оттенки личному бренду, завести новые знакомства. Спикеры мне интересны все — и наши, и «федералы». Это как раз тот случай, когда культурного зазора между столицей и провинцией нет в принципе — весь контент такой плотный и «вкусный». Вопрос лишь в том, как на это все успеть!

И, конечно, хотелось бы познакомиться с другими участницами номинации «Королева дела». Потому что я это воспринимаю не как борьбу за титул, а как шанс получить новый опыт, услышать из первых уст разные техники успеха.

Фото предоставлено героем материала

tkrasnova

Recent Posts

Росавиация раскрыла причину приостановки полетов на Airbus A320neo компанией S7

На сегодняшний день у новосибирской авиакомпании простаивает 31 лайнер

32 минуты ago

От света отрезаны несколько сотен домов в Новосибирске

Самое крупное аварийное отключение в Ленинском районе города

1 час ago

Систему наставничества в сибирских компаниях обсудили на конференции в Сбере

В мероприятии приняли участие около 200 представителей крупных и средних компаний, малого бизнеса, а также…

1 час ago

Девелоперы приспосабливаются к кризису и адаптируются к новым реалиям

В условиях нестабильной экономической ситуации и снижения спроса застройщики вынуждены адаптироваться к новым реалиям рынка

2 часа ago