— Алексей, как вы пришли в IT. Изначально была установка: хочу работать в этой сфере?
— Я бы не сказал, что у меня в детстве была мечта о том, что я хочу кем-то стать — рос и рос. Когда подошло время поступать в вуз, выбрал профессию программиста. Это были 2000-е годы, в страну начали массово приходить компьютеры, Интернет. Тема будоражила, интересно было в этом разобраться и попробовать себя. В целом же профессия понравилась, потому что здесь всегда можно найти и создать что-то новое, есть большой потенциал для творчества. Это привлекло в первую очередь. Когда поступил в вуз, то понял, что ожидания оправдались, и я действительно хочу заниматься программированием.
Уже на втором курсе вуза устроился в компанию, которая занималась разработкой специализированного оборудования для предприятий. Был интересный проект — мы делали прибор для Научной станции Института высоких температур РАН. Его закапывали глубоко в землю, он работал на автономном питании, замерял напряжение поверхности земной коры, а ученые раз в месяц подключались к нему и снимали эти показания.
Именно тогда я очень сильно увлекся тем, что в сфере IT можно создавать полезные и интересные для людей вещи, понял, что в этом есть большой потенциал, куда можно приложить свой интеллект.
— Как попали в Новосибирск?
— Сюда я приехал недавно, вместе с семьей — живу в городе чуть больше трех лет. Новосибирск нам понравился, прежде всего, тем, что здесь сосредоточен высокий интеллектуальный потенциал. Я подумал, что мне здесь также найдется применение, я смогу найти людей в команду и мне будет интересно развиваться в такой среде.
— Вы переехали уже имея какие-то связи, договоренности о трудоустройстве?
— Нет, мне всегда было интересно создавать что-то свое, возникали разные мысли, идеи, я старался их развивать, выводить на коммерческую основу. Когда я сюда приехал, то искал не работу, а возможности для приложения своих сил и создания чего-то нового. Вот так я и попал в технопарк.
— Как стали резидентом Академпарка?
— Я учился в одной из первых школ Технопарка — летом 2014 года. Это хорошая площадка, куда могут прийти предприниматели, у которых есть идеи, продукты, но не хватает опыта, знаний, понимания, как их развивать, кому и как продавать. Я пришел с проектом по мониторингу цен. Он стал одним из победителей школы и мне предоставили рабочие места для его развития. В Академпарке появился наш текущий проект KliChat.
— Почему именно мессенджер?
— Мы поставили перед собой достаточно серьезную задачу — быть платформой для разных компаний и сервисов, которые при этом понятны и доступны широкому кругу пользователей. Ни одно моно-приложение не в состоянии решить такой задачи. С другой стороны привычный интерфейс мессенджера, в который мы добавили каталог компаний и кнопки для команд, позволяет в одном месте быстро искать и делать запросы компаниям.
— В СМИ KliChat сравнивают с WhatsApp и Viber, а также называют их альтернативой. Это льстит или раздражает?
— Скорее обязывает как можно лучше и доходчивее рассказывать нашим пользователям о предназначении данного продукта. Изначально, когда он только создавался, мы не планировали сделать еще один мессенджер для общения, победить с ним Viber или WhatsApp, чтоб все начали пользоваться только нашей разработкой. Нет, мы постарались заглянуть в будущее и создать мессенджер, если хотите, другого поколения. Выйти за традиционные рамки общения со своей записной книжкой, предложить возможность поиска компаний и быстрого оформления заказов, превратиться в реального помощника для повседневных дел.
— А чем вас не устроил телефон, который выполняет ту же функцию?
— Как показывают многочисленные исследования, сегодня людям удобнее написать сообщение, нежели звонить, а бизнес несет достаточно большие издержки по настройке АТС, станций, созданию call- центров и заинтересован в оптимизации процессов. Наше решение позволяет автоматизировать многие процессы. Ярким примером служит сервис по заказу такси, для работы которого уже не требуется оператор. Робот берет на себя весь функционал: принимает заявки, определяет автомобиль, который лучше подать клиенту и ведет полную обработку запроса.
— Сейчас вы разрабатываете аналогичные системы для всех сегментов рынка, где работают ваши клиенты?
— Да, сегодня все стремится к автоматизации, потому что это позволяет сократить издержки, время обслуживания, а также повысить его качество. Робот не бывает в плохом настроении, он не спит, не хочет кушать, он всегда готов к работе.
Через диалоговый интерфейс и удобные команды можно обрабатывать достаточно большое количество разных задач
— Чьей идеей был выбор именно этого направления развития — в сторону мессенджера?
— Я бы не сказал, что есть автор идеи. Просто, в какой-то момент мы пришли к выводу, что функционал мессенджера может быть намного шире: в сообщении можно передавать информацию и обрабатывать ее любыми способами и алгоритмами. Тогда и начали прорабатывать идею, а что если мы будем передавать не просто какую-то информацию, но и действие? Например, человек отправляет сообщение с помощью которого может заказать цветы или оформить билет. Мы поняли, что через диалоговый интерфейс и удобные команды можно обрабатывать достаточно большое количество разных задач, так мы и приступили к написанию нашего продукта KliChat.
— Кто сейчас входит в вашу команду?
— Над проектом работает 10 человек: 5 разработчиков, отдел продаж и маркетинга. При этом наши планы развития обязывают нас быть в постоянном поиске, нам нужны разработчики, специалисты по продвижению и маркетингу.
— Представьте, что вам предложили пройти The Mom Test. Как бы вы объяснили назначение KliChat?
— Наверное, больше всего пришлось бы объяснять не само приложение, а возможности, которые оно предоставляет. Когда человеку говоришь что через мессенджер на своем телефоне, он может в одно сообщение получить любую услугу: заказать, спросить, зарезервировать, забронировать, он сразу понимает назначение KliChat.
— А в чем его польза с точки зрения компаний?
— Подключаясь к KliChat, компания приобретает для себя новых лояльных клиентов. Если посмотреть на общемировую тенденцию, то видно, что в последнее время рынок становится все более мобильным. Многие операции человеку удобнее проводить через смартфон, поэтому бизнесу так или иначе нужно искать пути взаимодействия с клиентом через мобильные каналы. Для этого у компании должно быть свое мобильное приложение под разные операционные системы, его нужно разместить и технически поддерживать, продвигать. Это требует серьезных временных и финансовых расходов. KliChat выступает в роли быстрого альтернативного решения, предлагая компаниям завести свой профиль в каталоге мессенджера. Он работает как сайт только в мессенджере, через него клиенты находят нужную услугу или товар, делают заказ, который с помощью нашего бота обрабатывается и помогает компаниям быстро выполнить поступивший запрос. Таким образом, мы с одной стороны предоставляем компании канал по взаимодействию с пользователями, с другой — обеспечиваем быстроту подключения и функциональность обработки запросов. Наш продукт очень простой для запуска, он закрывает потребности, как крупных компаний, так и упрощает жизнь для индивидуальных предпринимателей.
— Как KliChat привлекал первых клиентов в каталог? Что сейчас является главным фактором подключения?
— В первую очередь мы отталкиваемся от востребованности, подключаем сервисы, которые имеют регулярную частоту использования. Первым разработали сервис заказа такси. Эта услуга одна из самых востребованных. Создавая этот сервис, мы сформировали основную базу, написали первого бота, что позволило гибко и универсально подключать другие виды услуг.
Удачно был запущен сервис для проведения выездных квестов. Разработку делали для проведения, уже ставших знаменитыми, квестов в НОВАТе. Большое количество участников, одновременно, через мессенджер могли отправлять ключи, получать задания к игре. Сегодня данная платформа для выездных квестов активно используется в разных городах.
Сейчас мы начали активно подключать сервисные службы — ремонт электронной, бытовой техники, СТО, автомойки, салоны красоты.
Записаться в парикмахерскую или автосервис можно нажатием пары кнопок, выбрав тип услуги и желаемое время. Компании присылают свое подтверждение и в случае необходимости, могут напомнить Вам о предстоящем визите.
Пользователи требуют у нас смайлики
— Можно ли уже сейчас оценить, сколько вложено в проект? Когда ожидаете окупить инвестиции?
— Для создания продукта, его тестирования и локального запуска мы используем собственные средства. Поиск профильного инвестора для масштабирования, планируем выполнить после завершения текущего периода. Ну и, безусловно, мы планируем зарабатывать и быть очень прибыльными.
Кстати, при разработке KliChat мы делали упор на удобство приложения с точки зрения поиска и оформления запросов компаниям. В последнюю очередь думая о том, чтобы в нем было удобно болтать и переписываться. СМИ, размещая публикации о том, как мы хотим стать конкурентами Viber или WhatsApp, оказали нам медвежью услугу. Часть пользователей скачивали приложение, начинали его смотреть через призму существующих решений, не находили там смайликов, прочих украшений мессенджера и … требовали у нас смайлики.
С другой стороны, запуск бета-версии в Новосибирске, показало, что KliChat достаточно оперативный способ для связи клиентов с компаниями и, что очень важно, отдельный, удобный канал для этого. Мы получили много положительных отзывов о том, что пользователям KliChat удобно разделять потоки общения с друзьями и с компаниями по разным мессенджерам!
— Отслеживали ли вы сколько заказов проходит через систему и какой эффект дали партнерам?
— Первые наши пользователи активно начали нас изучать, писать тестовые письма «с приветами». Сейчас мы предлагаем всем своим пользователям написать отзыв и улучшать продукт, предлагая компании, которыми хотелось бы пользоваться в KliChat. Надо сказать, что мы получаем достаточно большое количество таких запросов «Добавить компанию». Теперь мы выполняем поступившие запросы и активно занимаемся переговорами уже непосредственно с самими компаниями. Нужно время, чтобы пришло понимание и осознание этого инструмента у компаний, но мы уверены, что с помощью наших пользователей мы будем ускорять этот процесс, наполнять наш каталог полезными сервисами с выбором разных компаний.
— Все ли ваши ожидания подтвердил запуск KliChat или какие-то гипотезы оказались иллюзией?
— В целом разочарований не было. Наоборот 8 тыс. скачиваний за неделю бета-версии, без какой-либо рекламной компании — это очень хороший результат. Такого рода сервис нужен горожанам. От наших первых пользователей мы получили очень ценную информацию, о том, в чем удобство и, что еще надо доработать. Поэтому нам еще есть над чем потрудиться: поставить кнопочку в удобное место, смайлики ввести и т.д. Когда продукт попадает в реальную среду, у пользователей неизбежно возникают вопросы, хотя мы думали, что все понятно и прозрачно. Сейчас стараемся устранить замечания.
— То есть смайлики все-таки будут?
— Да, но пока это не приоритетная задача, для начала нам важно довести общение с компаниями до максимально понятного и простого исполнения. Смотрите на наши изменения, очень рассчитываем на то, что многим предложенная версия понравится намного больше.
— Можете рассказать о дальнейших планах по расширению каталога, сервиса, географии работы KliChat?
— В своих планах мы ориентируемся на своих пользователей. Предложенная возможность пользователям в мессенджере «Добавить компанию», позволяет нам собирать информацию в разных городах по разным услугам. На основе полученных данных мы и будем расширять свою географию. Сегодня любая компания может подключиться к нам в любом городе и начать свое общения с клиентами. Конечно же, в Новосибирске нам проще исследовать, общаться и отрабатывать свои сервисы.
Активно рассказывать о наших возможностях и проводить большое количество одновременных подключений в национальном масштабе мы будем после окончания текущего этапа, который планируем завершить в ближайшие пару месяцев. Для этого мы сейчас доводим готовность продукта до состояния удаленного, полностью автоматизированного процесса регистрации и подключения компаний. Предоставим нашим клиентам — организациям возможность работать самостоятельно через наш вэб-ресурс, заполнять и редактировать свои данные в мессенджере, настраивать бота с перечнем услуг, самим подключать своих сотрудников для обработки запросов.
— А как вы планируете дистанционно убеждать компании в необходимости сотрудничества?
— Для этого мы и получаем обратную связь от пользователей, а с ней уже идем к этим компаниям и говорим: вами интересуются, хотели бы видеть вас в нашем каталоге — подключайтесь! Если компании видят потенциальных клиентов, то это повышает интерес к сотрудничеству. Надо сказать, что сегодня половина запросов «Добавить компанию» приходит от самих предприятий. В этом и есть суть нашего продукта, в одном месте вы можете выбирать услуги для себя, решая свои повседневные дела, и одновременно, предлагать пользователям услуги своей компании.
Возможность оплаты в мессенджере интересует практически всех
— Когда в KliChat появится сервис электронных платежей? По какому принципу будет работать?
— Возможность оплаты в мессенджере интересует практически всех. В наших планах реализация этой функции прописана до конца 2016 года. Для выполнения оплаты, пользователю достаточно будет пройти один раз регистрацию своей банковской карты и в дальнейшем подтверждать оплату введением своего пароля. Все персональные данные и сами платежные операции будут осуществляться банком-эквайером. У нас есть предварительные договоренности о такого рода сотрудничестве с несколькими банками из топ-10.
Многие компании, особенно которые работают в оффлайне, с платежной функцией получат полный цикл закрытия заказов со своими клиентами.
— Ведете разработку новых сервисов? Когда следует ожидать их выхода на рынок?
— Идей всегда больше, чем возможностей их быстро реализовать. Мы стремимся предложить своим пользователям удобный сервис, для этого нам требуется максимально подробно изучить, как работает каждый сегмент и как наш продукт может улучшить его эффективность для компаний. Давайте наберемся терпения, до конца года мы обязательно представим ряд своих интересных решений.
— Какие в целом тенденции вы видите на вашем рынке в мировом масштабе? Куда он движется? Кто является вашим конкурентом?
— По поводу конкурентов нельзя дать однозначный ответ. Первые шаги по созданию ботов для оказания услуг, среди мессенджеров сделал Telegram. Но в той реализации, которой это выполнено, широкого распространения это не получило. Вы не можете там записаться в салон красоты, СТО, и т.д. Просто сам Telegram создавался как очередной мессенджер для общения со своей записной книжкой. Наличие каталога у нас, а также четкая регистрация компаний их отбор и решения конкретных задач, для конкретных компаний — это и есть отличия KliChat от уже популярных мессенджеров. За такими простыми, казалось бы визуальными отличиями, стоит отдельный специально написанный код продукта. Переписать его— это, значит, написать его заново. Поэтому в России, например, WhatsApp , продолжает работать в сегменте обмена мгновенными сообщениями с друзьями, Facebook и VK настроены на обмен контентом в социальной сети. Пользователи при этом закрывают разные боли, используя несколько инструментов на каждый случай.
KliChat — разработан на случай общения этих же пользователей, только с компаниями, с возможностью обмена контента по решению своих дел, в том числе со своими друзьями. Наша ниша — канал в котором удобно и просто общаться с компаниями и под это специально создан весь функционал. Да пользователю придется установить на смартфон еще один мессенджер, но избавит от установки десятков моно-приложений, при этом позволит делать онлайн запросы десяткам компаний! В рамках своего проекта мы активно используем корпоративный мессенджер Slack. Теперь я знаю, если сообщение пришло мне в WhatsApp — это связано с друзьями, если в Slack — то с работой, в KliChat – с моими повседневными делами.
Продукт, который мы разрабатываем, завтра должен быть лучше, чем сегодня. Добиться результата нам помогает будущее видение продукта, черты которого мы рисуем каждый день, решая маленькие, но важные задачи
— Эта тенденция на рынке?
— Тенденция идет в сторону специализации и упрощения взаимодействия, сделать весь интерфейс взаимодействия незаметным. Мессенджеры в этом направлении пока выглядят как лучшее решение, которое можно предоставить, поэтому они сегодня получают реинкарнацию, переосмысление функциональности. Китайский проект WeChat успешно реализовал для своего рынка такого рода решения, предложив разные сервисы от игр, до заказа госуслуг. Наша стратегическая цель — предложить российским компаниям эффективный инструмент работы онлайн, и избавить пользователей от «головной боли» скачивать на каждый случай приложения и каждый раз изучать новый интерфейс. Переход из одного состояния офлайн, в онлайн требует больших усилий по подключению и интеграции десятков тысяч российских компаний в наш мессенджер. И это является нашей тактической задачей на ближайшие пару лет.
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется
В течение двух лет в город было доставлено 258 троллейбусов, что дало возможность укомплектовать маршруты…
На момент ДТП она была на 37-й неделе беременности
Россиянам следует быть осторожными в отношении фальшивых интернет-магазинов, обманчивых рекламных ссылок и объявлений о невероятных…
Налоговики добиваются банкротства компании
Банк Уралсиб повысил ставки по рублевым вкладам вида «Доход» на сроках 181, 541 и 732…