ЦБ формирует условия для повышения интереса рынка микрофинансирования к кредитованию заемщиков, которые еще не доросли до банков.
— На сегодняшний день мы пытаемся стимулировать деятельность микрофинансовых организаций (МФО) к предоставлению займов для субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и стартапов. Одновременно с этим мы хотим купировать деятельность МФО по предоставлению «займов до зарплаты», — заявил на пресс-конференции в Новосибирске заместитель председателя Центрального банка РФ Владимир Чистюхин.
Для того, чтобы стимулировать МФО активнее взаимодействовать с малым бизнесом, ЦБ планирует вносить изменения в систему резервирования средств под выданные ссуды.
— С одной стороны, мы планируем сделать эту систему более простой для тех займов, которые вкладываются в развитие МСБ, с другой —более тяжелой для «займов до зарплаты». Это значимо для компаний, отражается на их капитале поэтому может их стимулировать развивать определенный вид кредитования, — поясняет он.
На сегодняшний день ряд МФО, получивших статус микрофинансовых компаний (МФК) уже работают в системе кредитования малого и среднего бизнеса. Как правило, это профильные региональные фонды. Они получают финансирование из банков-партнеров по программе «Корпорации МСП», которой спецкредит выдает Банк России. Стоимость такого займа для предпринимателя составляет около 10% годовых. В Новосибирске к этой категории относится микрокредитная компания — областной Фонд микрофинансирования.
Стать МФК могут только крупные МФО с капиталом не менее 70 млн рублей. Банк России будет контролировать эти компании напрямую. Такой жесткий контроль прозрачности и устойчивости МФК дает им больше возможностей в работе с потребителями. Они могут выдавать займы до 1 млн рублей гражданам и до 3 млн рублей юрлицам, привлекать инвестиции от населения на сумму не менее 1,5 млн рублей. По данным ЦБ, на 5 мая в перечне микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования 242 компании. В Новосибирске к ним относится только Фонд микрофинансирования.
Владимир Чистюхин также напомнил, что ЦБ рассматривает вопрос о дальнейшем снижении максимального размера задолженности заемщика микрофинансовой организации, чтобы ограничить кабальную зависимость.
— Сейчас задолженность может быть не больше трех тел займа, а при нарушениях — не больше двух. Для дальнейшего сокращения этих параметров нам нужно получить отчетность за 1 полугодие 2017 года и посмотреть, как в принципе работает их введение. Думаю, что в осеннюю сессию мы будем готовы предложить изменения в законодательство, — говорит он.
Задача номер два: борьба с нелегальными кредиторами, которые никогда не входили в реестр МФО, либо были из него исключены, но продолжают работать.
— Большое количество проблем на рынке возникает именно из-за этих компаний. Мы очень надеемся на активизацию работы правоохранительных органов в отношении этих компаний и хотим им помочь в этой работе законодательным путем. Во-первых, мы предлагаем повысить штраф за деятельность в качестве нелегального кредитора с 500 тыс до 5 млн руб. Во-вторых, лишить нелегальных кредиторов права истребования своего долга в суде. То есть, если компания систематически выдает займы, не входя в реестр, и обратится в суд на заемщика, то суд откажет в исполнении такого иска. Думаю, что это будет действенные меры, — уверен Чистюхин.
В целом, по мнению замглавы ЦБ, сегмент микрофинансирования в России в ближайшее время будет расти. На сегодняшний день он составляет около 100 млрд руб — менее 1% от банковских активов. На рынке работает 34 микрофинансовые компании с уставным капиталом от 70 млн руб. В перспективе их количество может вырасти до 100.
— Перспективы роста этого рынка, на мой взгляд, связаны с тем, что количество граждан, которым не доступно стандартное банковское финансирование, тоже имеет тенденцию к росту. Средняя зарплата по России сегодня составляет 34 тыс руб, а в МФО, как правило, обращаются граждане с доходом на семью от 30 до 50 тыс руб и без постоянного места работы, — рассуждает Владимир Чистюхин. — Мы боремся за существование рынка МФО, так как он решает вопрос финансовой доступности заемных средств для населения и компаний. Мы понимаем, что сегодня банки, в целях оптимизации своих расходов, уходят из регионов, где их деятельность не приносит достаточной маржи. В такой ситуации, как регулятор, мы оказываемся перед выбором: лишить население этой территории всех финансовых услуг или предоставлять их через иных участников финансового рынка — МФО, сельскохозяйственные и потребительские кооперативы, даже ломбарды. При достаточном уровне грамотности населения мне ближе второй вариант. Человеку должна быть доступна регулируемая система краткосрочного кредитовании на неотложные цели. Практика показывает, если нет официальной системы, то появляется нелегальная.
Для обеспечения цивилизованного развития рынка микрофинансирования ЦБ намерен следить за качеством раскрытия информации МФО перед клиентами.
Фото: Юлия Данилова
Жители успели запечатлеть животное
Было исследовано 380 образцов продукции
Добавление кислот в состав макаронных изделий положительно влияет на их вкус и аромат
Возбуждено уголовное дело
Ранее он занимал пост прокурора Хабаровского края
На этом месте планируется построить новое общежитие