Театр «Старый дом» — арт-бренд, у которого старина только в имени. По концентрации новаторских решений в сценографии, режиссуре и литературном материале он в Новосибирске один из лидеров. В декабре театр бросит еще одну весомую монетку в копилку своего модернистского «я» — покажет спектакль «ЛЮБЛЮНЕМОГУ», поставленный по тексту петербургского драматурга Ольги Никифоровой московским режиссером Денисом Азаровым.

Дуэт драматурга и режиссера — московско-питерский, а место премьеры — третий город России. В этом топографическом треугольнике символизм виден сам собой: «ЛЮБЛЮНЕМОГУ» — это спектакль о лирике больших городов. Большой и многолюдный по актерскому составу — как сами мегаполисы. И без протагонистов. Точнее, там каждый — главный герой своего отдельного сюжета про любовь.

Форма альманаха — необычный формат для театра, но уже давно освоенный кино и прозой. И вот что любопытно: большинство этих фильмов-альманахов — тоже про любовь в большом городе и про любовь к большому городу. Понемногу вызрело даже что-то вроде франшизы, вроде челленджа: «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя», «Москва, я люблю тебя».

Эстетическая результативность челленджа разная — нью-йоркский альманах шедеврален, парижский — ладно скроенное и крепко сшитое прет-а-порте на 4+, московский — с итоговой эмоцией «Мамочка, мои глазки горят! Мои глазки выгорают!».

То есть даже единство формата — не автоматический залог зрительского успеха. И перенос лирико-урбанистического альманаха с экрана на сцену — рисковая такая затея, требующая смелости. И компоновочной лихости — чтобы орнамент автономных сюжетов сложился из равноценных деталей, а эта равноценность, в свою очередь, не разорвала бы ткань альманаха. Например, киноальманах про Москву неровность и центробежность материала убила в колыбели — на первых десяти минутах. «Ну, не склалось, блин!», как говорят суровые, но справедливые детсадовцы о своих творческих муках при сборе мозаик и конструкторов.

У Ольги Никифоровой и Дениса Азарова был шанс детально изучить все «фэйлы» предшественников, во-вторых, репетиционный период длился аж с весны (спасибо ZOOM’у!), так что ожидания увидеть ладно сшитый альманах довольно весомые.

К слову, эта многолюдность и мозаичность обозначена Ольгой Никифоровой  и Денисом Азаровым, так сказать, «еще на берегу». Спектакль большой (первый акт — полтора часа, второй — час), очень «книжный» по материалу — очень текстовый, состоящий из насыщенных диалогов и монологов. Эта плотность даже начертанием названия подчеркнута — тесно сбитыми в стопку капслочными буквами без признаков синтаксиса.  «ЛЮБЛЮНЕМОГУ» — пара десятков самостоятельных лирический историй, воплощенных в диалоги и монологи. Объединяет эти сюжеты только локация — большой город. Город — и место действия, и визуально-графическая специя спектакля — параллельно актерскому действию на сцене, на экране-заднике идет-течет своим чередом стрит-муви обобщенного лирического героя – череда улиц, дворов, станций метро. Видео — еще один слой действия — уже фирменная для «Старого дома» многосоставность.  Кадры на экране практически лишены цвета — предметы обозначают только их контурные светотени. Отчего картинка напоминает плод известной детской забавы. Ну, помните — накрываешь монету листом бумаги и заштриховываешь карандашом…

Из-за максимальной стилизованности кадра экранный Новосибирск лишается мелких, дробных примет и смотрится как этакий ГОРОД ВООБЩЕ — как универсальный мегаполис, авансом освобождающий все рассказанные истории от привкуса местечковости. К тому же у литературной основы нет и местечковости хронологической. Это отнюдь не репортажный театр. Как подчеркнула на  пресс-конференции Ольга Никифорова, свою писательскую задачу она видела в том, чтобы органично совместить актуальность и универсальность. Да, док-стилистика сейчас в моде. Но это продукт скоропортящийся. Лет через десять пламенеющие репортажностью реалии вполне могут смотреться каменным углем. Даже не десять — они уже через пару лет могут остыть и минерализоваться.

— Там всего один суперактуальный текст — связанный с КОВИДом, — отметила Ольга Никифорова. — Но, думаю, 2020 год уже стал феноменом, он войдет в историю — это понятно уже сейчас. И лет через десять сюжет из 2020-го будет смотреться драматично — воспоминание о странном времени, когда люди не могли обнять друг друга.

Предметная среда «ЛЮБЛЮНЕМОГУ» — мир обычных квартир и офисов. Мир IKEA, La Moda, H&M и MODIS. Эта ставка на обычность и обыденность — сознательный ход.

— Я рассказываю лирические истории про обычных людей — подчеркнула Ольга Никифорова. — Про таких же, как мы с вами. А внутреннюю жизнь людей с поместьями на Адриатике я описывать не возьмусь — я ничего о ней не знаю.

Зато у Дениса Азарова как раз есть опыт работы именно с необыденными сюжетами — он довольно долго проработал в театре «Новая опера», в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского, в «Геликон опере», был педагогом в молодежной программе Большого театра. А оперные сюжеты довольно далеки от док-эстетики. Хотя опера «Тоска», например, в момент своей премьеры воспринималась именно как «газетная». Ей даже пеняли за избыточную актуальность — тогда предпочитали сюжеты из слоя чинной старины. Впрочем, посмотреть, как трактует сити-лирику режиссер, чья рука набита на опере, — это уже заведомо любопытно.

Фото автора

tkrasnova

Recent Posts

Кредиторы подали на банкротство «Фабрики Фаворит» из Новосибирска

Сумма исков уже составила более 16 млн рублей, без учета владельцев облигаций

17 часов ago