Федор Вирин, партнер Data Insight, вице-президент и сопредседатель индустриального комитета по образованию IAB Russia, исследователь российского интернета на 4 Сибирской конференции EmarketingSib2018 проанализировал основные тренды интернет-торговли в России.
— Что сейчас происходит на рынке интернет-торговли?
Как канал продаж интернет-торговля за последние 8 лет выросла с 235 млрд рублей до 1,1 трлн (прогнозно) в 2018 году. По нашим оценкам, в этом году рост составит 18% в сравнении с 2017 годом. И это речь идет только о материальных товарах, в этой сумме не учитываются доставка готовой еды и travel. У экспертов расходятся оценки по объему этих двух сегментов. Мы полагаем, что в случае доставки готовой еды речь может идти о сумме 100-200 млрд рублей в год, travel составляет примерно половину этого рынка.
За счет чего растут онлайн-продажи?
По нашим наблюдениям, последние 4-5 лет — и эта тенденция сохраняется в 2018 году — уменьшается средний чек. У этого падения разная структура. Первые два года — 2014-2015, то есть в пик кризиса, на падение среднего чека повлияло снижение покупательской способности населения. Сейчас снижение среднего чека происходит потому, что появляется все больше мелких заказов и фантастически растет самовывоз. Иногда у ритейлеров стоимость доставки падает до нуля, поэтому продавцы готовы отдавать более дешевые заказы стоимостью 500-900 рублей. В этот момент и происходит падение среднего чека. Оказывается, что пункт самовывоза заказа для потребителя более удобная штука, чем ожидание курьера. Поэтому мы полагаем, что средний чек будет снижаться и далее.
Если более детально посмотреть ситуацию за 2016-2018 год, то можно отметить, что было два серьезных спада по количеству заказов, которые не соответствуют сезонам.
Эти ямы отражают то, что происходит в стране в целом. Первый большой спад был зафиксирован в 4 квартале 2016 года — это конец первой волны кризиса, когда потребители пришли к выводу, что доллар уже никогда не будет стоить 30 рублей, и начали тратить. В этот момент начался резкий рост потребления. В мае 2017 года люди обнаружили, что денег не хватает на две главные траты в году: ремонт и отпуск. Раньше хватало на обе или одну из двух, а сейчас ни на что. Это привело ко второму глубокому падению, и весь сектор DIY остался без сезона. Крупные DIY-сети второй год живут без двукратного летнего сезона, несколько игроков закрылись. Кроме того, с рынка ушло сразу несколько крупных туристических компаний. Причина этого в том, что у людей просто кончились деньги. В первый провал они проели короткую заначку, а во второй — длинную. Во втором квартале все решили, что деваться некуда, и у людей потихоньку начала расти зарплата.
В 2018 году рынок онлайн-торговли растет немного лучше, чем в 2017. За счет чего?
Нужно хорошо понимать, что онлайн-канал — не самостоятельная торговля. Это то, что отъедает долю у офлайн-каналов. Но вот что интересно. 7-10 лет назад на встречах с ритейлерами я говорил: если вы офлайн и у вас нет онлайна, то вы мертвы. И большинство магазинов обзавелись онлайном. Сейчас я говорю: если вы онлайн и у вас нет офлайна — вы мертвы, и онлайн- магазины пошли в офлайн, начали развивать сети. Самую интересную стратегию сейчас показывает Wildberries, который за 10 месяцев открыл более 600 пунктов выдачи заказов по всей стране. Это огромная работа и фантастическая скорость. С похожей скоростью открывается «Магнит», но у них многолетняя история и большая команда. Далее идут «220 Вольт», «Ситилинк», Ozon. Это первый фактор роста и развития онлайн-сети.
Второй фактор роста — все крупные магазины пошли в модель маркетплейса, чтобы снизить свои расходы. У маркетплейсов уже есть аудитория, и продать ей еще что-то не так сложно. Потрясающий пример тому — региональная сеть «Е96», которой удалось сделать локальный Amazon на Урале. Они специализировались на технике, но запустили продажу детских товаров и через 4 дня стали крупнейшим продавцом детских товаров на Урале. Потом запустили продажи сантехники, сделали рассылку по своей базе клиентов и за три дня вышли в топ-3 локальных продавцов. Именно по этому пути сейчас идут крупные ритейлеры. Wildberries в 2018 году вырос на 75%, Ozon — на 65%. Сейчас мы видим гонку за 25-30% рынка, и она очень важна. Но, с другой стороны, это приводит к тому, что средние магазины будут быстро вымываться с рынка. Гонка также означает, что мы будем очень быстро перестраиваться и постепенно перейдем к модели CustomerRetention, которая существует в Европе и Северной Америке, когда есть небольшое количество маркетплейсов, на которые онлайн-ритейлеры меньшего размера выставляют свои товары и для которых маркетплейсы являются основным каналом продаж. Аналогичные процессы сейчас идут в нашей стране: мы перемещаемся к маркетплейсам как к основному каналу продаж, и эту ситуацию важно не упустить!
По версии DataInsight, основные тренды рынка eCommerce в 2018-2019 годах:
— В 2018 году рост заказов по топ-500 ритейлеров составит 27%, если динамика четвертого квартала будет не хуже третьего.
— Остальные магазины в среднем покажут динамику около 5%.
— Продолжится снижение среднего чека на несколько процентных пунктов.
— В рублях объем рынка вырастет на 20% за год.
В 2019 году и далее:
— Темы роста внутрироссийского рынка eCommerce (по количеству заказов) на уровне примерно 20% в год.
— Рост рынка будет происходить в основном за счет недорогих покупок — Снижение среднего чека продолжится, если не будет нарушено колебаниями валютных курсов.
Организаторы 4 Сибирской конференции EmarketingSib2018 — ГК «Обувь России» и Ecommerce клуб «Сибирь»
Фото предоставлено ГК «Обувь России»
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье