Мы выбираем «Сильную руку»

Выборы 13 сентября – не время «раскачивать лодку» сложившейся политической стабильности, уверены эксперты

Независимо от исхода кампании, её победителям предстоит отрабатывать все весомые авансы выданные избирателями.

Политический состав участников предвыборной гонки на выборах 13 сентября сложился. На депутатские мандаты всех уровней в нашем регионе претендуют 7 партий из 15 изначально заявивших о себе. Насколько уже совсем скоро изменится «политическое лицо» Новосибирской области? Справедливо ли в историко-философском смысле то, что небольшие, местами эпатажные партии не смогли набрать достаточного количества подписей и попасть в кампанию? И настало ли время «сильной руки» во власти – во власти, которую активно и не очень выбираем мы с вами? Свои оценки предвыборной ситуации дают наши эксперты.

Александр Шадт, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» СГУПС: 

Предвыборная ситуация, сложившаяся в Новосибирской области, претендует на некоторую уникальность. Во-первых, это внешние факторы: особый политический и экономический фон, не имеющий аналогов в современной российской истории. Во-вторых, это участие в выборах новых игроков – непарламентских партий. Все это придаёт избирательному сезону определенную интригу.

Но главной интригой остаётся вопрос получения абсолютного большинства депутатских мест основным политическим тяжеловесом. Несмотря на определенные провалы в текущем политическом сезоне, вероятность достижения этой цели достаточно велика. Помимо выборов в Законодательное Собрание состоятся выборы в местные советы депутатов, и последние, при всей противоречивости ожидаемых результатов, способны принести дополнительные очки на региональных выборах. Свою роль могут сыграть факторы федерального уровня: политические достижения и экономические проблемы, которые к сентябрю, при дальнейшем ухудшении экономического положения, способны нивелировать друг друга и повлиять на результаты голосования.

Что касается других парламентских партий, их главная задача – удержать и упрочить имеющиеся позиции в региональном парламенте. У второй по численности парламентской партии регионального уровня на данный момент нет возможности строить публичную предвыборную риторику на значимых для избирателя и уникальных для партии темах для обсуждения.

Остальные парламентские партии наверняка сохранят своё минимальное, но назвать его значимым я бы не смог. Конечно, роль личности в истории, личный фактор никто не отменял, но в современных условиях его влияние ограничено и представителям этих партий придется серьезно потрудиться, чтобы привлечь к себе внимание избирателей. У этих политических сил сложившийся электорат, который постепенно вымывается, но достаточно стабилен. Без новых идей расширить свое присутствие в парламенте у них мало возможностей.

Ожидать значимого присутствия в региональном парламенте непарламентских партий в принципе не приходится. Здесь имеет влияние и их практическое отсутствие в медийном и социальном пространстве, и размытые идеологические установки, и практическое отсутствие политических фигур, знакомых массовому избирателю. И главная причина – это отсутствие у населения тренда на перемены. Участие в региональных выборах для непарламентских партий, скорее, – возможность заявить о себе, выйти в публичное пространство региона, чем добиться реальных достижений. При этом высока вероятность, что они получат пусть небольшую, но часть голосов, на которые могли претендовать другие участники.

Новый политический сезон, по моему мнению, не принесет сколько-нибудь значительных изменений в политическом пространстве Новосибирской области. В пользу этого играет и рост имиджа федеральной власти, и усилившаяся патриотическая риторика, и возросший уровень управленческой культуры. Избиратель пока не видит новых игроков, способных реально противостоять кризисным явлениям в экономике. А ожидания дальнейшего ухудшения экономической ситуации не способствуют «раскачиванию лодки». Население проголосует за тех, кто был с ними все эти годы, возлагая надежды на сложившуюся команду. И этот весомый аванс от избирателей придется отрабатывать.

Вопрос о партиях, отсеявшихся на этапе включения в предвыборную гонку, действительно – историко-философский и не имеет однозначного ответа. Не будем вспоминать большевиков в 1917 году, однако последний пример греческой партии Сириза, лидером которой является Алексис Ципрас, наглядно подтверждает, что и небольшие и эпатажные партии способны заручиться поддержкой большинства избирателей и получить доступ к государственной власти. Другое дело, что это происходит только тогда, когда в обществе появляется спрос на радикальные идеи. Российское общество тягу к эпатажу и радикализму избыло в 1990-е годы и в ближайшем будущем я не вижу развития подобного варианта в России.

А насчет «сильной руки» – это естественно. Если перефразировать Жан-Жака Руссо: только сильное государство способно позаботиться о своих гражданах. И население соответственно возлагает эту задачу на сильных и опытных политиков, сильные и опытные партии. Другое дело, что «сильная рука» будет только до тех пор, пока ее таковой считает население. А оно сегодня вообще не очень активно настроено относительно участия в выборах.

Давать прогнозы дело, конечно, неблагодарное. Я бы сказал, что явка будет традиционно невысокой, но здесь необходимо учитывать, что одновременно будут выборы и в местные советы депутатов, что конечно повысит явку избирателей. Говорить об особом эмоциональном отношении к выборам также не представляется возможным. Люди погружены в собственные экономические проблемы. А выборы воспринимают как некую данность, слабо связанную с окружающей реальностью.

По моему субъективному ощущению избирательные кампании перестали быть центрами социальной активности. С одной стороны это делает кампанию спокойной, малоконфликтной, с другой, отсутствие интриги снижает интерес избирателя, выключает его из избирательного процесса до дня голосования.

Владимир Клисторин, доктор экономических наук, профессор, сотрудник института экономики и организации промышленного производства СО РАН:

Мой опыт общения с представителями парламентских партий показывает: в основном – это одни и те же люди, других и не знаю. Думаю, основной политический состав региональном Законодательном собрании, в Совете депутатов города Новосибирска в новом созыве останется примерно таким же, каким он был и в предыдущем.

Что касается исторической справедливости по отношению к малым эпатажным партиям… Справедливость – вообще категория тонкая. По-моему, сейчас эпатаж в политике выходит на одно из первых мест. Многие депутаты и по отдельности, и по отношению к своим партиям стали в чём-то эпатажными – порой им выдвинуть инициативу важнее, чем что-то сделать. А малым партиям, несмотря на их разность, пробиваться всегда одинаково трудно, особенно на фоне политических тяжеловесов. У них меньше ресурсов, возможностей мобилизовать массовые действия. Но совсем я бы их не сбрасывал со счетов. Сама история учит, что левые меньшинства игнорировать не стоит. Накануне революции 1917 года большевиков на всю Россию было всего несколько тысяч, а ещё в конце 1916 года влияние Распутина на царскую семью считалось едва ли не самой страшной угрозой. Но всё очень быстро повернулось совсем иначе.

В этой связи можно уверенно говорить о той самой «сильной руке» для России: да, она нужна. При чём сегодня – как ответ на тот бардак, который творится в части здравоохранения, образования. К примеру, я ещё не встретил ни одного преподавателя вуза, который сказал бы только добрые слова в адрес ЕГЭ. Научные руководители, в свою очередь, поднимают проблемы финансирования, определения научности исследований и многие другие. В последнее время поднялась волна по поводу непонятных вещей в сфере капитального ремонта… Вопросов много. Это реакция жителей на недовольство нынешним положением в тех или иных вопросах. И люди считают, что придёт человек, который наведёт порядок, отделит зёрна от плевел и даст чёткие рамки и программы действий. Во главе страны такой человек у нас есть, и он решает эти вопросы постоянно.

Избирать представителей власти на местном уровне люди стремятся не очень активно, особенно если это касается выборов депутатов. Думаю, активность избирателей будет примерно такой же, как в прошлую кампанию, даже чуть ниже. Я слышал мнения разных людей вообще разочаровавшихся в выборах. Многие говорят: а зачем выбирать? Тем более, у нас процесс назначения развивается на уровне муниципального управления достаточно активно. Процесс назначения сити-менеджеров идёт, и особого сопротивления на уровне назначений глав муниципальных администраций я не вижу. Значит, частью населения это воспринимается, как норма и, скорее всего, на предстоящих выборах будет очень низкая явка.

Подготовила Марианна Данилова.

Фото: Ростислав Нетисов, Михаил Пермин, David Ip и предоставлено Александром Шадтом.

tkrasnova

Recent Posts

Застройщики Новосибирска обязались вложить в школы и детсады 14 млрд рублей

За 2024 год в регионе выдано 191 разрешение на строительство многоквартирных домов

60 минут ago

Из магазинов «Читай города» за год украли 300 тысяч книг

Самой большой популярностью у воров пользовались книги для айтишников

3 часа ago