На сегменте gift store идет замена игроков

Календарное трио зимних «лирических» праздников — Дня святого Валентина, 23 февраля и 8 марта  самый желанный период для ритейлеров, специализирующихся на теме подарков, декора и милых безделушек. Тем не менее именно это золотое время стало прощальной порой для новосибирской сети магазинов «Красный Куб»  сети, которая долго была главным и крупнейшим олицетворением темы. Более того, сам формат «универмага подарков» возник в российских городах именно благодаря этому проекту. В момент максимального развития (в 2007-м) сеть «Красный Куб» насчитывала две сотни точек в крупнейших городах России, работавших в разных форматах  как в стрит-ритейле, так и в торговых центрах.

Как сообщает пресс-служба «Красного Куба», о полном закрытии проекта речи не идет, сворачивается франчайзинговая программа компании, а приоритетным каналом сбыта провозглашается онлайн-среда. В частности, собственный сайт, а также маркетплейсы Wildberries и Ozon. Но поскольку присутствие бренда на региональных розничных рынках базировалось именно на франчайзинговом принципе, уход «Красного Куба» из новосибирского ритейла — факт очевидный и свершившийся.

У драмы «Красного Куба» сразу два сардонических оттенка. Первый  уход в уже упомянутую «сенокосную» пору. Второй — благополучие и развитие последователей  всех, кто пошел по тропе, проторенной «Красным Кубом».

История «Красного Куба» — практически хрестоматийный пример динамичного, прорывного развития концепции, счастливого лидерского одиночества на вершине, самоуспокоенности и, наконец, стагнации. С момента основания в 1996 году и до 2000-х «Красный Куб» был достаточно утилитарным, локально московским проектом со специализацией на посуде и предметах интерьера. А осмысление того, что посуда и интерьерный декор  это не только «хозтовар», но еще и подарок, дало в начале 2000-х концептуальный прорыв: «Красный Куб» начал позиционироваться как gift  store, как магазин тематики lifestyle goods. К функциональным позициям в ассортименте добавились подчеркнуто неутилитарные: настольный декор, соли и пены для ванн, тактильные игрушки, мобили и просто «настроенческие» безделушки — из тех, что позже, с середины десятилетия, стали собирательно именовать словом «милота».

В тучные годы доля «милоты» и интерьерного декора возобладала над изначальным «хозтоварным» ассортиментом  и в фазу федерализации «Красный Куб» вступил именно как универмаг милых и обаятельных вещей без бытовых сверхзадач  как продавец эмоций.

Эта роль была уникальной более десяти лет и практически целиком отождествлялась с брендом «Красный Куб». Впрочем, продолжатели-соперники тоже не дремали. Обильный «заход в тему» новых игроков начался во второй половине 2010-х. Причем начался вопреки мнению о стагнации потребительского рынка. Да, россияне стали покупать меньше модной одежды и обуви, а уровень брендов стал скромнее. Но отказаться от «настроенческих» покупок большая часть активных потребителей была не готова в принципе, потому новые вариации на тему gift store в последние годы появляются все обильнее.

К тому же ликвидность «милоты» открыли для себя книготорговые сети и сектор fast fashion. Так, большой сегмент подарков, аксессуаров, дизайнерской канцелярии завела у себя сеть «Читай-Город», креативные мелочи, канцтовары и игрушки выделено стали представляться в магазинах «Мodis» (потом этот почин развился до автономного формата «MODI»), а в концепции магазинов «Республика» ассортиментное соседство книг и «милоты» было прописано сразу, с рождения. На пользу идущим вслед за «Красным Кубом» оказались и демографические перемены  с середины десятилетия на поле активного потребления все увереннее выходили «зеты», миллениалы  люди, сызмальства восприимчивые к сетевым мемам и кавай-культуре.

Мемичность и кавай — темы, которые минимально затрагивались при генерации товарных дизайнов «Красного Куба», зато фундаментально прорабатывались пассионарными новичками рынка. Как распорядиться этими приоритетами  каждый из них решает сам. Так, если для товарного ряда «Республики» характерно товарное осмысление мемов и фан-культур, то для Zakka фундаментом стали идеи няшности и мимимишности. Котики, еноты, ежики, тюлени, совушки и единороги  сквозные мотивы и первоосновы дизайнерских решений. Ассортимент Zakka  подчеркнуто гендерный, ориентированный на девушек 14-25 лет, интегрированных в сетевую культуру. Для новичков подарочного рынка такая сегментированная адресация типична — она фактически пришла на смену универсальной адресации «Красного Куба».

Примечательно, что новосибирский дебют сети Zakka, пришедшийся на весну 2019-го, совпал c закрытием в том же ТРЦ «Галерея Новосибирск» магазина «Красный Куб». Сейчас, к марту 2020-го, сеть «Красный Куб» насчитывает всего 14 магазинов, 8 из которых — в Москве.  В данный момент общероссийский проект представлен в виде интернет-магазина, тогда как офлайновая розница стремительно сокращается, убывая буквально еженедельно. За полгода до того тем же путем виртуализации пошла сеть Alessandro Frenza  дочерний проект «Красного Куба», специализирующийся на модных аксессуарах и товарах fast fashion. Исчез из географии «Красного Куба» и Новосибирск.

В настоящее время товарная тема «Красного Куба» практически целиком распределена между разными операторами — сектор фан-культур и lifestyle goods прорабатывает «Республика» в «Галерее Новосибирск» и «Меге», демократичными атрибутами уюта занимаются «Modis» и «MODI», тему кавайных вещиц для девушек Z-поколения культивируют сразу три оператора: Soft&Sweet в «Сибирском молле», Sweet Cat в «Ауре» и «Сан-Сити», Zakka в «Галерее Новосибирск» и «Ауре».

В переложении на городскую карту это очень напоминает прежний ареал «Красного Куба». И хотя само закрытие его регионального розничного проекта очень точно укладывается в характеристику «ушла целая эпоха», тема как таковая никуда не делась. Просто ее продолжают другие и по-другому.

Фото: pixabay.com, автор- cocoparisienne

tkrasnova

Recent Posts