Пока мировые тенденции развития реализуются в мегаполисе точечно.
В рамках Международного форума технологического развития «Технопром-2017» прошел круглый стол «Город в новой технологической революции», где обсуждались тренды, применимые для решения разных городских проблем: транспортной, медицинской, утилизации мусора и кибербезопасности городского хозяйства, сообщает издание «Наука в Сибири».
Председатель Сибирского отделения РАН академик Александр Асеев рассказал о существующем вкладе представителей науки в создание комфортных условий жизни в мегаполисе и привел в пример автоматизированную систему управления движением поездов метрополитена, разработанную в Институте автоматики и электрометрии СО РАН.
— Это тот вклад, который наука уже внесла в развитие Новосибирска,— отметил председатель Сибирского отделения. — Что касается оснащения города завтрашнего дня, то в Институте теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН разрабатывается одна из идей транспорта будущего — поезда на магнитной подушке, пущенные по вакуумированному трубопроводу. В этом случае отсутствие сопротивления среды позволяет достичь скоростей, в несколько раз превышающих скорость звука. Проект рассматривался на объединенном ученом совете ОАО «Российские железные дороги» и получил одобрение, — добавил Александр Асеев.
В число других значимых для городского хозяйства и медицины разработок СО РАН, перечисленных академиком, входят системы бесперебойного электропитания, комплекс электромагнитного сканирования для малоглубинного исследования подземного пространства, экспресс-тест для ранней диагностики острого инфаркта миокарда и другие.
— Обеспечить прогресс и превращение Новосибирска в «умный город» могут только самые новые технологические решения, основанные на достижениях современной науки. Так же произошло при появлении Транссиба — это была лучшая транспортная технология для конца XIX века, она привела к появлению нашего города и преобразила южную часть Сибири, — подчеркнул ученый.
Начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Александр Люлько обозначил основные тенденции развития современных городов России и мира, сравнивая урбанистические решения XX и XXI века.
— Целью человечества в двадцатом столетии было покорение природы, но сейчас идеалы меняются: во многих городах принимаются законы, защищающие животных, современная архитектура стремится вплетаться в живую природу. Примером может служить новосибирский Академгородок, а в городе сейчас принята программа «Зеленый Новосибирск». Поменялось и отношение к мусору — в XX веке он был чем-то ненужным, а сейчас — это ценное сырье. Китай закупает мусор в развитых странах, и неспроста: из пяти тысяч мобильных телефонов можно извлечь один килограмм золота и десять — серебра. Похожий пример есть и в нашем городе: на заводе «Сибирский синтепон» ненужные пластиковые бутылки перерабатываются в наполнитель для одеял и подушек. Еще один тренд современности — экологически чистый транспорт, город без пробок, осваивающий «второй» воздушный этаж транспортного движения.
Пока мировые тенденции развития реализуются в Новосибирске точечно, и сейчас основная задача заключается в том, чтобы комплексно подойти к этому вопросу и довести точечные решения до массового потребителя, уверен Александр Люлько.
Транспорт и коммуникации — основа бесконфликтного развития города, считает академик, директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН академик Николай Ляхов. Он отметил, что увеличивается плотность застройки — дома становятся выше, возрастает количество проводов, антенн, кабелей, и во всем мире дороги следуют за домами — поднимаются вверх.
Проблема узких улиц тоже может быть решена построением над ними второго этажа эстакады, уверен академик. Более того, такая схема строительства теоретически даже дешевле применяемой сейчас, но это нужно просчитывать:
— Как мы строим развязки? Это миллионы тонн песка, который должен два года пролежать, чтобы стать натуральным грунтом, потом на него укладывается полотно, наращиваются склоны. Кто считал все эти расходы? Никто, их и невозможно сосчитать. А на эстакаде каждый столб, каждая плита учтена. Я думаю, что это единственная альтернатива, которая, к сожалению, у нас не приживается, — сказал ученый.
Фото: издание «Наука в Сибири», автор- Юлия Позднякова
Большинство грузов ушло в страны ближнего зарубежья
Район не входит в программу догазификации на ближайшие пять лет
В регионе рассматриваются альтернативные проекты
В течение месяца в лесу, прилегающему к полигону, будут проходить учения