Конечно, хочется взять некий универсальный метод, например разделить прибыль на ресурсы и получить некую эффективность. Но в благотворительности речь идет не о деньгах и вместо прибыли нужно брать некий социальный эффект. Как его измерить? Общий ответ дать очень трудно. Потому что социальный эффект всегда зависит от цели.
Говоря об эффективности, мы всегда берем ту цель, которую ставил перед собой благотворитель и те задачи, которые он хотел решить при достижении этой цели.
И опять есть два варианта. Предположим мы хотим дать людям продуктовые наборы. Денег у нас немного. Что будет эффективнее: дать деньги пятерым, чтобы люди продержались до улучшения своей ситуации, или дать по килограмму гречки многим? Возьмём более сложный случай: сбор денег на лечение. Даже при несерьезном заболевании понятно, что три таблетки ситуацию не изменят — нужен полный курс. Дать по одной таблетке аспирина десятерым больным — это не значит помочь. Все зависит от целей.
Можно исходить из более долгосрочных целей. Например, профилактика ВИЧ. Скольким людям мы помогли снизить вирусную нагрузку? А можно помогать так, как это делается за рубежом. Сколько из тех, кто не снизил нагрузку, сможет заразить за год других людей? Это позиция, когда мы смотрим на реальную помощь с точки зрения будущего и долгосрочных эффектов.
Всегда есть несколько уровней оценки результатов.
— Первая ступенька, собственно, оценка благотворительного проекта, акции мероприятия.
— Вторая — как разрешилась ситуация у тех, кому мы помогали через некоторое время. — Дальше долгосрочные эффекты — как наша благотворительность отразилась на жизни общества, города, страны, мира…
Поэтому к процессу оценки нужно подходить максимально научно. В оценке мы используем те же методы, что и в научной деятельности: интервью, фокус-группы, кабинетный анализ, наблюдения и т.п. Если исследования позволяют углубить имеющиеся знания или их получить, то оценка всегда заточена под то, чтобы потом принять управленческое решение. Мы исследуем не из любопытства, мы это делаем для того, чтобы понять, как потом повторить программу, сделать ее более эффективной, вывести на новую целевую группу, пойти в новый регион, изменить заточить, задокументировать. Может быть стоит закрыть проект, а может ничего не менять….
Оценка — это всегда получение информации для принятия управленческого решения. Поэтому, оценивая благотворительные проекты, мы должны исходить из того какая была цель, какая была тематика и что мы хотели получить.
Решение будет приниматься после масштабной инвентаризации домов
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря