В трёх районах области — Карасукском, Баганском и Купинском — через пять-шесть лет могут появиться инженеры будущего. В сегодняшнем школьном настоящем они уже знают, что знания и компетентность — не одно и то же.
В 50 метрах от двора Кузнецовской школы Баганского района — натоптанная всесезонная тропа. Вообще-то она ведёт к озеру, флора и фауна которого расширяет для сельских школьников границы учебной программы. Но пытливые и любопытные головы баганских школьников готовы исследовать всё, что на этой тропе попадается — снег, след лисы, муравейник и новый цветок.
Проектная исследовательская деятельность для них — не поиск подтверждений чужих открытий из интернета, а совершенно осязаемые, вдыхаемые, тактильные познания, дающие нечто большее, чем просто знание предмета.
— Если в учебной программе — жизнедеятельность и пути миграции перелётных птиц, то мы с шести утра дежурим на озере, — рассказывает директор школы Наталья Петрушкевич. — Узнали, что в нашем районе гнездится краснокнижный ходулочник, наблюдали за лебедем, выхаживающим лебедят. В прошлом году и вовсе совершили научное открытие, обнаружив в своём реликтовом озере водяного клопа-гребляка, — узнали, что крошечное насекомое издаёт звук по децибелам лишь немного уступающий трубному зову слона.
В другой школе того же Баганского района школьники исследуют агрохимические возможности почв и рациональность севооборота посевных площадей. Для этого у школы есть поля. Не опытные пришкольные шесть соток, а образцово-показательные, в несколько гектаров, поля, на которых старшеклассники, используя современные взрослые средства механизации выращивают овощи. Снижают стоимость питания в школьной столовой и заодно, не корпя над учебниками, решают образовательные задачи.
— Мы, когда впервые приехали в район с идеей своего проекта инженерного образования для сельских территорий, ахнули от удивления, — рассказывает автор проекта, депутат Законодательного Собрания Юрий Зозуля. — Приезжаем в школу в Карасуке и видим многофункциональный станок с программным управлением для инженерного моделирования. Откуда, спрашиваем, у вас такое чудо? Оказывается, педагог был на выставке в Новосибирске, увидел там такой станок стоимостью 250 тысяч, вернулся домой и… сделал сам.
В другой школе, в Багане, экспертам показали кабинет коррекционной педагогики. В нём — самодельный прибор с модными сейчас песочными технологиями. Тоже сами сделали. Удивляются: «А что тут сложного? Песок, гирлянды, стекло».
— Увиденное не просто удивило — заставило нас во многом скорректировать задачи проекта, — рассказывает Юрий Зозуля. — Задуманный изначально как проект развития лидерских компетенций, он нацелен сейчас на инженерно-технологическое и агро-технологическое направления. Мы на месте уже поняли, что развитие сельских территорий не может быть, скажем так, чужеродным. Не туда нужно навязывать инженерное образование, а оттуда брать и развивать. Инженеров, технологов, механиков готовить нужно со школы, с учетом интересных школьникам проектных исследований, с учётом тех компетенций, которые они приобретают здесь и сейчас.
Под новые, откорректированные, задачи проекта уже собралась группа единомышленников. Есть обременённые министерскими должностями и научными званиями, есть и практики, педагоги-подвижники.
— Остались те 30 человек, которые верят в успех, — говорит менеджер проекта Ольга Береснева. — Никто не получает за это никаких вознаграждений, просто готовы вкладывать знания, идеи, методики, время, опыт ради получения реального результата. Синергетического, понимаете?
Аннотация к проекту, над которым начала работать экспертная группа, изобилует инновационными терминами и понятиями. Есть здесь «реиндустриализация» и «импортозамещение», «модернизация» и «целеполагание». И название громкое — «Инженерные компетенции — сила развития Родины».
Но авторы проекта от моих ироничных замечаний отмахиваются: есть требования к форме документа, претендующего на реализацию, и есть содержание — в нём главное.
Содержание у проекта, действительно, обещает быть весомым. С учётом возможностей среднего, профессионального и высшего образования. С учётом необходимости заполнения вакуума между экономической политикой и реальными потребностями сельских территорий. С учётом преимуществ тех специфических знаний, которыми владеют сегодня баганские и карасукские школьники. И, конечно, с учётом огромного желания организаторов реализовать этот проект.
В июле он будет представлен в Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области для принятия решения об открытии ресурсных площадок в школах Баганского, Карасукского и Купинского районов. А уже в сентябре в школах-участниках проекта будет новый учебный план.
Директор Кузнецовской школы Наталья Петрушкевич говорит, что 70 % выпускников школы, получив сельскохозяйственное или педагогическое образование, возвращаются в село, продолжают исследовательскую работу. А если новый проект инженерного образования сможет поддержать практические наработки школьников новыми технологиями и методической последовательностью образовательного процесса, в трёх сельских районах Новосибирской области обещает зародиться — не больше не меньше — новая инженерная культура, новый тип мышления и большое будущее. И похоже, что в этот раз не абстрактное, рожденное в далеких городских кабинетах, а от основ, от земли. И для неё, конечно.
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется