«Мусорная концессия» переходит к группе, выигравшей тендер на строительство четвертого моста.
Ситуация с концессией по утилизации мусора в Новосибирской области получила неожиданный поворот. 21 сентября группа «ВИС» разместила на своем сайте сообщение о приобретении 75% ООО «Экология-Новосибирск».
— Для Группы это часть стратегии развития в области ГЧП и концессий. Как инвестор мы внимательно следим за рынком, оцениваем инфраструктурные проекты в долгосрочной перспективе. У Новосибирской области большой потенциал, поэтому мы планируем и в дальнейшем расширять своё присутствие здесь, — прокомментировал сделку генеральный директор Группы «ВИС» Игорь Снегуров в пресс-релизе, размещенном на сайте компании.
По его словам, с приходом Группы «ВИС» в проект он будет подвержен комплексной ревизии и пройдет квалификационную оценку. Стоимость концессии длинной в 40 лет составляет около 120 млрд руб.
На сайте «ВИС» отмечается, что сейчас в Новосибирске создаётся полноценное представительство Группы, так как в регионе идёт подготовка к реализации ещё одного концессионного проекта — строительству четвёртого моста через Обь. «ВИС» является основным владельцем ООО «Сибирская концессионная компания», которая выиграла этот тендер. Стоимость концессионного соглашения оценена в 40,6 млрд рублей с учетом НДС и дохода концессионера.
ООО ПК «ВИС» контролирует Игорь Адольфович Снегуров. Судя по публикациям в центральных СМИ, его называют одним из друзей главы «Газпрома» Алексея Миллера. Совладельцем ГК «ВИС» также выступает Дмитрий Рябов, возглавляющий АО «ТЭК «Мосэнерго» Игоря Ротенберга.
— Для новосибирцев ничего не меняется с появлением нового собственника. Старому нужны были деньги и он их получил. Как представитель оргкомитета, организующего митинги против действующей «мусорной» концессии, я говорю: борьба продолжается. Нам все равно, кто собственник — мы не отступим, — говорит один из участников Городской Ассамблеи Сергей Дьячков.
На странице в facebook он написал, что «группа подала уведомления на митинги 3, 4 и 5 октября, причем к уведомлениям приложили планы размещения участников, а уведомления согласовали с юристом».
Депутат Заксобрания Вадим Агеенко, курировавший рабочую группу, занимавшуюся анализом «мусорной» концессии, также заявил РБК Новосибирск, что покупка 75% акций ООО «Экология-Новосибирск» руководством инвестора четвертого моста ГК «ВИС» ничего не изменит в нынешнем положении проекта. Он предположил, что «ВИС» купила долю в «Экологии-Новосибирск» по низкой стоимости, хотя изначально ценные бумаги компании продавали по высокой цене.
— По моим данным, «Экология-Новосибирск» пыталась продавать, так называемое соглашение от 22 июля, еще с конца прошлого года. Они не собирались ничего строить. Они просто очень выгодно заключили контракт. Этот документ очень многого стоит с такими бюджетными гарантиями, — цитирует Агеенко издание.
В информационно-аналитическом выпуске ЦДЖ от 22 сентября отмечается, что появление в крупных олигархических структур с одной стороны, «может укреплять позиции дружественной власти в субъекте. С другой стороны, ссоры олигархов с губернаторами много раз приводили к досрочным отставкам последних под аккомпанемент уголовных дел».
В материале отмечается, что акционеры «Экологии-Новосибирск» искали в Москве покупателей на свои акции с весны 2017 года. «Цены за вхождение в бизнес с гарантированным доходом в 121 млрд рублей за 40 лет якобы варьировались от 400 млн до 1 млрд. Сколько заплатила группа «ВИС» мы вряд ли узнаем. Но совершенно очевидно, что компания, связанная с одной из самых влиятельных семей России, будет бороться за сохранение купленной концессии», пишет ЦДЖ.
Эксперты ЦДЖ напоминают, что Игорь Ротенберг и «Ростех» являются совладельцами «РТ-инвест транспортные системы» — оператора системы «Платон», за счѐт которой планируется, в том числе, строить Центральный мост. «РТ-Инвест» также оснащает бортовыми устройствами слежения мусоровозы. Кроме того, «Ростех» реализует проект «Чистая страна» по строительству в России мусоросжигательных заводов. Цена программы строительства 243 млрд руб.
— В силу санкций, введенных против России, часть ресурсов, которые ранее работали за границей, ищут применение внутри страны. Это достаточно большие состояния, которые нужно надежно разместить на длительные сроки, а что может быть лучше, чем гарантии субъекта федерации, который является надежным заемщиком с понятной налоговой базой? — комментирует ситуацию член Общественной палаты Новосибирской области Александр Лубенец.
По его словам, аналогичная тенденция наблюдается во всех регионах страны. Везде появляются проекты для реализации которых выстраивается система в заложниках которой на десятилетия оказывается бюджет.
— Не обязательно эта система ущербна. Она может быть выгодна и интересна территории, которой необходимо развиваться не смотря на дефицит ресурсов. Но, при построении таких финансовых схем регионам нужно быть очень внимательными, грамотно выстраивать бизнес-план такого взаимодействия, — рассуждает эксперт. — Не говорю о конкретных проектах, но видя картину в целом, могу сказать, что ситуация напоминает мне залоговые аукционы начала 90-х годов прошлого века, когда государство брало деньги у бизнесменов под залог нефтяных скважин, алмазных шахт и т.д., а потом отдавало активы так как не могло рассчитаться за долги. Сейчас в роли шахт и нефти выступает бюджет и налогоплательщики территории.
Лубенец подчеркнул, что уже много лет лоббирует создание в регионах местных пенсионных фондов, которые могли бы привлекать деньги для реализации подобных инфраструктурных проектов, а проценты от их использования получали бы местные пенсионеры.
— Я пока не очень понимаю судьбу накопительной пенсионной системы РФ, которая находится в подвешенном состоянии уже четвертый год, но если она сохранится, то я, как член Общественной палаты, буду настаивать на создании в Новосибирской области такого института развития, как региональный пенсионный фонд. Либо нужно вытроить систему отношений с действующими НПФ, которые в настоящее время собирают в регионе около 12 млрд руб в год, чтобы эти деньги инвестировались на территории области, — заявил он. — Это длинные деньги, которые могут быть инструментом развития территории.
Кроме того, собеседник Infopro54 в очередной раз подчеркнул, что у региона есть собственные разработки по утилизации мусора (высокотемпературная переработка на плазмотроне), которые могут создать на территории инновационный отраслевой кластер с мировым рынком сбыта.
Григорий Сосновский, директор филиала «БКС Премьер» в Новосибирске также отмечает, что законодательство ставит регионы в жесткие временные рамки.
— Начиная с 2017 вводится поэтапный запрет на захоронение мусора с полезными компонентами. Так, со 2 августа запрещено захоронение более 180 видов твердых коммунальных объектов (различные виды металлических изделий, бумага, автомобильные покрышки, предметы из пластика, стекло, приборы, содержащие в себе ртуть, а также светодиодные лампы и бытовая техника). Поэтому времени на создание соответствующей инфраструктуры немного, инвесторы это понимают и, естественно, конкурируют за участие в концессиях. Тем более что в инвестиционном плане это далеко не безнадежная история. Для концессионера предусмотрен план прибыли, в случае с новосибирской концессией доходность инвестора установлена на уровне 10,96% годовых, то есть за 40 лет он получит около 12,2 млрд рублей, — говорит эксперт.
Кроме того, по его словам, дальновидные инвесторы понимают, какой колоссальный потенциал кроется в этой сфере. Российская семья из четырех человек в городе выбрасывает порядка 1,5 т бытовых отходов в год, в стране ежегодно образуется около 60 млн т твердых коммунальных отходов, объемы отходов Новосибирской агломерации в 2016 году составили 1,27 млн тонн. Перерабатывается или сжигается всего 7–12%. Для сравнения: в европейских странах перерабатывается до 40-50% отходов. Европейский рынок переработки мусора оценивается более чем в $100 млрд.
— Еще одна причина повышенного интереса, как ни парадоксально, кроется в… ужесточении регулирования отрасли. Сейчас в России насчитывается около 1,5 тыс. некоммерческих саморегулируемых организаций (СРО), которые заявляют себя как переработчики отходов, как минимум, треть из них являются недобросовестными участниками, в крупных городах их доля может достигать 50%. Ликвидация законодательных пробелов в этой сфере позволит очистить рынок от недобросовестных игроков, резко снизить нелегальную конкуренцию и даст возможность концессионерам эффективно работать в рамках цивилизованного рынка с четкими правилами, обязанностями сторон и т.д., — говорит Григорий Сосновский.
Что касается возможного участия в новосибирском проекте «Ростеха», то, по мнению собеседника Infopro54, такой сценарий маловероятен, поскольку компания уже сфокусирована на строительство четырех заводов в Московской области и одного в Казани и о новых планах в этой области, насколько ему известно, пока не заявляла.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
Нужно напомнить, что концессия — это форма государственно-частного партнёрства (ГЧП). Как в начале весны 2017 года говорил заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский: «… на различных этапах находится 1825 проектов, из которых, порядка 90% — это концессии. 76% — это проекты в коммунальной сфере…», «…а по уровню реализации — 85% это муниципальные проекты, 12% — региональные». Таким образом, можно видеть, что концессии в стране развиваются, власти разных уровней заинтересованы в них, поддерживают этот формат, поэтому интерес инвесторов к ним не удивителен. Если говорить про выбор конкретных концессий, то здесь тоже интерес понятен. Вопросам обращения с отходами уделяется всё больше внимания, решается вопрос закрытия полигонов захоронения различного мусора, стоит вопрос его переработки и вовлечения во вторичное использование, рассматривается возможность получения электричества и тепла за счёт его сжигания. Новосибирская область один из самых развитых регионов страны, здесь расположены самые разные предприятия, много населения, то есть здесь различных отходов и так уже много, и может быть ещё больше. Соответственно, их переработка и последующая реализация полученного сырья весьма перспективна, может принести значительный доход. Что касается моста, то и в этом случае всё ясно. Область, как уже было сказано, развивается, количество автомобилей растёт, в том числе транзитных, ведь она находится на пересечении многих важных магистралей, поэтому для улучшения транспортной ситуации, увеличения скорости движения, улучшения экологической обстановки, как раз и нужен новый мост. Вопросы переработки мусора и строительства нового моста актуальны для региона, а значит, те инвесторы, кто будет их решать, могут рассчитывать на помощь властей. Понятно, что реализовывать эти проекты инвесторы будут с выгодой для себя, но и региону принесут пользу, как за счёт дополнительных налоговых поступлений, так и создания новых рабочих мест, улучшения экологической ситуации.
Смена собственника у владельца концессии на мусоропереработку отнюдь не означает, что его обязательства как-то изменились, а значит, должны выполняться все её условия. Привлечение нового инвестора может помочь в реализации всего проекта, свидетельствует о перспективности данного направления в стране в целом. Несомненно, все требования к проекту, контроль и регулирование его также остаются, за ходом его реализации должны наблюдать соответствующие структуры, возможно, будут делать это и различные природоохранные организации, жители области. Совместно, реализация проекта может пойти быстрее и эффективнее, позволит стать области одним из лидеров в стране в сфере эффективного использования отходов.
Возможное влияние прихода новых концессионеров в регион можно оценить положительно. Оно заключается в том, что таким образом даётся сигнал о перспективности Новосибирской области, как инвестиционно привлекательного субъекта федерации, готовности властей помогать в реализации проектов, развивающемся рынке сбыта и возможности заработать здесь, в соседних регионах, и поставляя продукцию на экспорт.
Фото: автора
Юлия Данилова
За 10 месяцев она выросла почти на 15%
А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…
Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра
Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края
Пока предпосылок для их дальнейшего роста участники рынка не видят
Аттракцион будет открыт ежедневно с 11:00 до 22:00