В ночь под старый Новый год случаются удивительные вещи! Не верите? А зря!..
Даже самые безнадежные прагматики под Новый год начинают верить в неожиданную встречу за углом или случай, который в корне изменит жизнь. У известного художника-карикатуриста Владимира Степанова всё именно таки было.
Ночь, улица, фонарь…
Дело было в конце 70-х. Он тогда только что закончил НЭТИ и работал в диспетчерской службе на заводе им. Кузьмина. Работа была посменная: четыре дня с утра, четыре — с обеда и четыре — в ночь. Жил в общаге.
— В один из дней я проснулся, умылся, побрился и в семь часов уже стоял на остановке,— рассказывает художник. — Темно. Холодно. Пурга. Лампы в фонарях болтаются. Вокруг — люди с хмурыми лицами, которые тоже едут на свои заводы. Ветер с Горской. Я стал смотреть в сторону ожидаемого трамвая. И в этот самый миг вдруг отчётливо увидел рельсы, уходящие вдаль, и представил, что отныне и навсегда вся моя жизнь определена: до самой пенсии я должен буду ездить по этой колее. И завтра, и послезавтра. Буду мотаться по квартирам, лет через 10, возможно, дадут жилье. Большинство людей так и делают — живут не свою жизнь! Я вдруг страшно испугался, и это подвигло меня круто переменить жизнь. Но человек по своей натуре инертен, ленив, поэтому я понимал: для того, чтобы чего-либо добиться, надо через себя переступить. И я… записался в школу бального танца.
Для Владимира Степанова, человека непубличного, стеснительного, даже замкнутого, прежде не знавшего ни одного танцевального па, это действительно был Поступок. А освоив самбу, румбу и вальс, он вдруг понял, что при определённом усилии и большом желании человек может всё. И он занялся тем, о чём всегда мечтал — начал рисовать. Его первая опубликованная карикатура называлась «Бой с тенью» — боксер, отправляющий в нокаут свою тень, читай — свои сомнения, страхи и комплексы.
Сегодня Владимир Степанов — один из самых «титулованных» художников города. Он — участник сотен конкурсов, российских и международных. Лауреат трёх десятков престижных наград, в том числе Гран-при конкурсов в Стамбуле и Владивостоке, Первого приза конкурса в Легнице (Польша). Работает тушью и акварелью, владеет сложнейшей техникой офорта.
Как изменились подходы к юмору и формы его выражения за последние три десятка лет? Об этом наш разговор с художником.
Юмор был, есть и будет
— В Союзе, как известно, было две главных команды карикатуристов. Это журнал «Крокодил» — сатира на злобу дня, общепонятная. И 16-я полоса «Литературной газеты», где был «Клуб «12 стульев» — это уже более элитарная карикатура, над которой надо было думать. Вам, судя по всему, более тонкая, философская карикатура всегда была ближе?
— Я действительно не сторонник лобовых решений, но публиковался и там, и там. И в том, и в другом издании были настоящие большие художники, многих я считаю своими учителями. Тогда ещё были творческие дачи (в Подмосковье, Прибалтике), куда собирали графиков и карикатуристов. Там можно было жить по месяцу, по два. Это были мои главные университеты, я впитывал всё, как губка. У меня глаза открывались, я возвращался вдохновлённый, полный новых идей. Сразу столько знакомств, столько публикаций, столько конкурсов…
— В зарубежных конкурсах Вы начали участвовать еще в 80-е. Интернета нет, художники невыездные, а тут капстраны — как такое могло быть?
Призы тоже присылались нам письмами, даже не заказными. Первый мой приз пришёл в коробочке в простом конверте — это Италия, Анкона — серебряная плакетка с изображением итальянской триумфальной арки. Что удивительно, диплом размера А2 тоже пришёл совершенно целым, даже не помятым. Дипломы бывали ценнее самих призов. Это были авторские литографии — ручная работа, произведения искусства. У меня есть литография Гета Станкевича — самого известного графика Польши, я там четырежды получал призы. Конечно, каждый второй или каждый третий каталог до нас не доходил. Если бы доходили все каталоги, у меня бы их было бы штук 600—700. Но, самое смешное, однажды я получил из Польши каталог, где на нескольких страницах были вырезаны портреты советских художников — грубо так, ножницами, видимо, на таможне. Кому это было надо? У меня до сих пор ответа на этот вопрос нет. Позднее (уже в конце 80-х, в 90-е) художники стали выезжать за призами лично.
Придётся переквалифицироваться в управдомы?
— 90-е — время бума карикатуры, без неё не обходилось ни одно издание, теперь наступило некоторое затишье. Что сегодня кормит художника-карикатуриста?
— Ничто не кормит (смеётся). Как говорил великий комбинатор, пора переквалифицироваться в управдомы. У нас примерно до 2008 года в Москве все художники-карикатуристы состояли в штате газет и журналов, либо работали на договорах. Теперь даже мэтры, такие как Тюнин или Знатковский, — знаковые для нашей карикатуры фигуры — места работы не имеют. За 200 рублей, которые сегодня предлагают газеты за рисунок, никто работать не будет. Это оскорбительно и смешно. Для сравнения, журнал «Нью-Йоркер» за карикатуру, опубликованную на первой полосе, десять лет назад платил 10 тысяч долларов. У нас в Новосибирске в 70—80-е годы был клуб карикатуристов — полтора десятка активно работающих художников. Сегодня реально работают от силы человек пять. И за нами из следующего поколения никто не стоит! Карикатура не кормит, молодёжь по этой стезе не идёт.
— Многие знания умножают печали. Если вернуть Вас в то хмурое утро, на трамвайную остановку, под болтающиеся фонари — повторили бы свой выбор? Может, были бы сейчас директором предприятия или начальником цеха на худой конец?
— Зная мой характер (смеётся)… Не дипломат: правду-матку рублю надо, не надо — карьерный рост мне вряд ли грозил. Я как раз из фанатиков, которые будут рисовать при любых обстоятельствах, потому что без этого не могут. И я по-прежнему уверен, что не стоит бояться перемен, а, напротив, надо опасаться накатанной колеи и рельсов, уводящих вдаль от самого себя.
— Будем считать это новогодним пожеланием. И успеха Вам!
Похитители предпочитали кататься на отечественных «ласточках»
Резкое повышение тарифа наблюдается в регионе четвертый год подряд
При выборе натуральной и искусственной ели есть свои особенности
Туристы интересуются блюдами локальной кухни, прогулками по улицам Академгородка, а также посещением НОВАТа
Чаще всего символ будущего года набивают девушки
Модифицированный хитозан используется для очистки воды в полевых условиях