Каждый десятый житель региона является хроническим неплательщиком за коммунальные услуги.
По данным аналитиков коллекторского агентства «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», на 1 марта 2016 года просроченная задолженность жителей Новосибирской области за поставленные коммунальные услуги достигла 3,1 млрд рублей, рост за год составил около 15 %.
— Около 10 % жителей региона относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ. Впрочм, их доля постепенно снижается из-за применяемых мер со стороны государства (введение штрафных санкций, ограничение выезда за границу), а также за счет активной работы управляющих компаний с проблемными долгами, в том числе с помощью коллекторских агентств. Таким образом, за 6 месяцев доля таких неплательщиков сократилась на 20 %, — пояснила корреспонденту Infopro54 президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева.
Самые большие долги в Новосибирской области сформировались по платежам за такие услуги, как тепло и электроэнергия.
— Это объяснимо географическим положением территории. Как правило, отопительный сезон в регионе длится 9 месяцев. В это время активно потребляются дорогие топливно-энергетические ресурсы, а это, в свою очередь, в целом отражается на размере задолженности, — говорит Докучаева.
К причинам роста просроченной задолженности населения за коммунальные услуги эксперт отнесла сразу несколько совокупных факторов. В 2015 году, в отличие от предыдущих периодов, основной причиной роста просрочки стали финансовые трудности потребителей, связанные со сложной макроэкономической ситуацией: рост инфляции, снижение реальных располагаемых доходов населения, высокий уровень кредитной нагрузки.
— Стоит отметить, что на протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги увеличивались с опережением темпов роста инфляции в стране в несколько раз. В 2014 году впервые за 7 лет ситуация изменилась — инфляция обогнала показатели по росту тарифов за ЖКХ. Так, например, в среднем в 2015 году рост составил 8,7 %, планируется, что в 2016 году он не превысит 4 %. Однако это не улучшило, а скорее усугубило и так сложное положение с платежами за ЖКХ. Рост цен на товары первой необходимости (в Сибирском федеральном округе по итогам 2015 года — 10,3 — 12,5 %) и высокий уровень закредитованности заставили граждан увеличить долю расходов на текущие покупки и обслуживание кредитов, сократив средства, которые планировалось направить на оплату услуг ЖКХ, — говорит собеседник Infopro54. По ее словам, в среднем в Новосибирской области на одного заемщика приходится 1,8 кредита.
Как результат, из года в год именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2012 года, на услуги ЖКХ в регионе приходилось более 8 % всех трат, в 2013 году — уже 11,5 %, в 2014 году — около 13 %. По итогам 2015 года данный показатель составил 15 %.
— В качестве еще одной весомой причины неоплаты услуг ЖКХ можно назвать появление с недавнего времени в Новосибирской области в извещениях жителей многоквартирных домов (вне зависимости от возраста самих домов) строки об обязательных платежах за капитальный ремонт, добавленной на основании поправок в Жилищный Кодекс (271-ФЗ). Этот факт вызвал недовольство со стороны граждан, и на текущий момент капремонт отказываются оплачивать около 20 % собственников жилья, — констатирует Елена Докучаева.
Многие эксперты сходятся во мнении, что период кризиса не лучшее время для введения новых выплат, так как существенная часть населения России относится к малообеспеченным или к категории среднеобеспеченных граждан — именно к тем, кто больше всего ощущает влияние негативных явлений в экономике страны. Увеличение объема просроченной задолженности за коммунальные услуги, в том числе, связано с невысокими доходами населения в регионе. Кроме того, по состоянию на 01.01.2016 года уровень безработицы в Новосибирской области достиг 7,5 %, что превышает показатель в целом по стране на 29,31 % и ниже на 9,63 %, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу.
— На сегодня средняя зарплата в Новосибирской области не превышает 26,6 тыс рублей (ниже среднего показателя по стране на 18,54 %), среди малообеспеченных граждан — не более 15 тысяч рублей. Безусловно, отдавать 15-17 % своих доходов (а порой эта доля превышает 20-23 %) на оплату коммунальных услуг большинству жителей округа довольно обременительно. Учитывая, что цены на товары первой необходимости растут, на оплату ЖКУ остается меньше средств, чем это необходимо, — заявляет Докучаева.
Эксперт также отметила, что в 2015 году в регионе практически в 2 раза снизилось количество тех должников, которые не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который необходимо платить регулярно — на 01.03.2016 года на его долю приходится не более 6%. Как правило, эта категория жильцов ограничивается только оплатой услуг телефонной связи, так как при неплатежах ее сразу отключают. Многие россияне либо оплачивают коммунальные услуги в последнюю очередь, либо не оплачивают вообще.
— Около 10 % (за год данный показатель снизился на 30 %) жителей просто-напросто забывают оплачивать коммунальные услуги. В первую очередь, это касается тех, у кого в собственности более 2-х квартир, в одной из которой никто не проживает (например, была куплена в инвестиционных целях), — говорит глава коллекторского агентства.
По ее мнению, зачастую нежелание потребителей оплачивать услуги ЖКХ вызвано несоответствием цены и качества услуг (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т.п.). В ряде случаев нарушения нормативов со стороны компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, действительно имеют место быть. Но нередки ситуации, когда потребители просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить. Особая группа — жители ветхого и аварийного жилья, которые, видя изношенность инженерных коммуникаций, отказываются платить по принципиальным соображениям — на их долю приходятся чуть менее 1 % неплательщиков.
По прогнозам аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», коммунальная задолженность населения в Новосибирской области в ближайшее время продолжит свой рост, но несколько меньшими темпами, чем ранее. Учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране, задолженность по итогам года может продемонстрировать рост в 10 %.
Докучаева напомнила, что в качестве возможных вариантов решения проблемы неплатежей предприятия ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности, а также обращаются в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади тех, кто проживает на основе соцнайма, отключения ряда коммунальных услуг (электричества, горячей воды) и блокирования канализации, начисления пеней, повышение штрафов.
Государство со своей стороны также принимает меры по борьбе с неплатежами. Так, например, часть россиян может столкнуться с отказом банка выдать заем — в личную кредитную историю с весны попадают все данные о долгах за коммунальные услуги.
— Информация о долгах за ЖКХ будет сохраняться не менее 10 лет. Эксперты называют эту норму верной и соответствующей международному опыту, который местами бывает еще жестче. Данная новация содержится в Федеральном законе Российской Федерации от 28 июня 2014 года N 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», — предупреждает Докучаева.
Кроме того, с 1 января 2016 года в силу вступил федеральный закон 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». Пени будут начисляться потребителям-должникам с первого месяца просрочки — их размер составит 1/300 ставки рефинансирования. После 3 месяца неоплаты она увеличена до 1/130 ставки рефинансирования, что соответствует уровню ставки в 25 % по потребительскому кредиту.
Фото: Mikhail Koninin
До 31 декабря в России планируется призвать 133 тысячи человек.
Он будет содержаться под стражей до 2 декабря 2024 года.
Он должен создать проект по развитию транспортной системы региона на ближайшие пять лет.
Родители новосибирских школ рассказали сколько тратят на подарок педагогам.
Пострадавших госпитализировали.
За кусок хлеба люди работали ежедневно по 16 часов.