Ученые считают, что он будет интересен не только основному заказчику, но и для автомобилестроения.
— В прошлом году мы реализовали в Китае большой проект по наномодификации чугуна, хотя эта технология применима и в России, сейчас уже варианты обсуждаются. 1 февраля я был в РОСНАНО, которое хочет нас привлечь к тому чтобы мы попытались сделать модифицированный алюминий для новых приложений конструкционного материала, — рассказал на пресс-конференции в ТАСС академик РАН, директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН Николай Ляхов.
Ученый уточнил, что заказчиком проекта является «партнер РОСНАНО, который напрямую связан с кораблестроением», но назвать его отказался.
— Это они нас нашли. Но, финансирование будут поступать от РОСНАНО на начальном этапе, — говорит Николай Ляхов. — У наших кораблей все палубные надстройки сделаны из стали. Если их заменить на материал с плотностью сравнимый с алюминием, то есть на легкий металл, то появится огромный выигрыш полезной нагрузки.
По его словам, в перспективе этот материал может заинтересовать не только компании из сферы кораблестроения, но предприятия автомобилестроения.
— Мы же уже сейчас имеем колесные диски из алюминиевых сплавов и все убедились, что это хорошо. Теперь нужно еще научиться кузова делать, — добавил Николай Ляхов.
Он отметил, что алюминий — хороший металл и из него уже делают упрочненные сплавы типа силумина (сплав алюминия с кремнием), но они все еще достаточно хрупкие, хотя и являются композитом.
— Проблема в чем: если сделать из алюминия, к примеру, полку, то она будет красивой вначале, а потом через год потихоньку прогнётся, так как этот металл «течет». Именно от этого нам нужно избавиться. В теории ясно как этого достичь, а практически крайне сложно, поскольку добавка должна быть совместима с алюминием, который является очень активным металлом и главное — не увеличить его коррозионную активность, — рассказал Ляхов. — Мы видим, что переход от алюминия к композиту очень сильно меняет свойства металла. Есть очень дорогие композиты с ниобием. Мы будем упрочнять алюминий инородными примесями. Сегодня выбор очень большой: нанотрубки (не продукция OCSiAl), графены и т.д., наноматериалы, которые сильно меняют свойства металлов и пластиков.
Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН надеется достичь в этом проекте хорошего результата, так как соответствующий опыт уже накоплен на меди и чугуне. Объемы финансирования от РОСНАНО и проекта в целом, Николай Ляхов не уточнил, отметив, что «боится сглазить».
В декабре 2012 года сообщалось, что ОАО ГК РОСНАНО приступило к реализации совместного проекта с ООО «Композитное кораблестроение» по созданию в России серийного производства скоростных судов из композитных материалов с применением нанотехнологий. В частности, при анонсе проекта отмечалось, что применение нанотехнологий предусматривает модификацию полимерного связующего в композите путем введения наночастиц, что позволит существенно снизить вес готового корпуса. Промышленное применение технологии планировалось начать в 2014 году. В апреле 2016 года в пресс-релизе РОСНАНО сообщалось, что госкорпорация и АО «Объединенная судостроительная корпорация» договорились о совместной работе для обеспечения технологического прорыва в судостроении.
Фото:
Юлия ДаниловаЮлия Данилова
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется