Компании микрофинансирования отмечают рост количества повторных клиентов — на 35% за год.
На 1 мая совокупный объем портфеля микрозаймов в России достиг порядка 260 млрд. рублей (включая МФО, кредитные кооперативы и ломбарды). С начала года он вырос чуть более, чем на 13%. Рынок МФО в Новосибирской области на аналогичную дату достиг 1,5 млрд. рублей, рост в целом сопоставим с показателем по стране, пояснили в ответ на запрос Infopro54 в пресс-службе компании ООО «Домашние деньги». На сегодня МФО выдает каждый третий займ в сегменте беззалогового розничного кредитования.
— Чаще всего — 56% клиентов МФО в Новосибирской области — берут займы в микрокредитных организациях на неотложные нужды, 26% — на ремонт, 4% — на покупку техники/мебели, 16% — на прочее. Доля повторных клиентов микрофинансовых организаций в регионе составляет уже 42% (35% рост за год), — констатирует главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов.
Согласно статистике компании, чаще всего заемщиком МФО в Новосибирске является женщина в возрасте 38-42 лет. По статистике, в среднем возраст заемщика-женщины на 4 года выше возраста заемщика-мужчины. При этом, средний возраст заемщика снижается. В 2016 году он снизился на 2,5 месяца и составил 38 лет. Услугами МФО в основном пользуются люди, не состоящие в браке. В Новосибирской области на долю этой категории заемщиков приходится 57,5% от всех клиентов микрофинансовых организаций.
Больше всего новосибирских заемщиков МФО работает в сфере услуг (34%) и сфере торговли (28%). Третьей по величине группой являются работники производственной сферы (17%). Самую меньшую группу образуют заемщики, работающие на государственной службе (8%). Прочее — 13%.
В целом на долю заемщиков Сибирского федерального округа пришлось 16% от выданных в России займов МФО. По этому показателю округ находится на втором месте после Центрального (41%).
— Соотношение долга к доходам на душу населения выше всего в СФО, в котором наиболее низкие доходы населения, а также высокий уровень бедности. То есть людям трудно делать накопления и, в случае задержек зарплаты или при необходимости совершения каких-либо крупных расходов, им приходится обращаться к привлечению заемных средств, — комментирует Андрей Бахвалов.
Он также напоминает, что в условиях кризиса многие банки пересмотрели свои бизнес-модели и приняли решение закрыть ряд офисов в регионах — на данный момент сокращение филиалов в целом по рынку составляет около 10%. В результате жители небольших городов лишились возможности оформить кредит на небольшую сумму в банке и вынуждены были обратиться за деньгами в МФО. В свою очередь снижение уровня доходов с одновременным ростом цен на товары первой необходимости способствовали спросу на небольшие суммы (до 20 тыс. рублей) и на короткий срок (до 6 месяцев).
— Банки в период кризиса не готовы выдавать такие виды кредитов, опасаясь их высокой дефолтности, и заинтересованы в выдаче залоговых кредитов (ипотека, автокредиты). В свою очередь основным направлением микрофинансовых организаций является выдача именно небольших сумм без залога. Все перечисленные факторы в той или иной мере повлияли на рост рынка микрозаймов, — говорит Бахвалов.
В компании отмечают, что для взыскания проблемных долгов по микрозаймам и проверки заемщиков на этапе выдачи ссуды микрофинансовые организации стали активнее использовать соцсети («Вконтакте», Facebook, «Одноклассники»). Это увеличивает эффективность взыскания на 10%. Кроме того, соцсети позволяют выяснить круг общения должников и сформировать мнение об их платежной дисциплине: как правило, люди с высокой платежной дисциплиной общаются с себе подобными и наоборот. Более 80 млн россиян в возрасте от 18 лет активно используют Сеть. У 85% пользователей интернета есть одна и более страниц в социальных сетях. Более 25 млн россиян разместили свои страницы в открытом доступе. 32% пользователей в Интернете зарегистрированы на сайте знакомств. 60% размещают информацию с указанием личных данных на сайтах бесплатных объявлений. По данным «Домашних денег», сейчас у 40% должников против 30% годом ранее есть страницы в соцсетях. На связь после отправки первого сообщения выходят до 20% должников от количества отправленных сообщений, отметили в компании.
В 2016 году в Сибирском федеральном округе было заключено 2,3 млн договоров микрозайма. По сравнению с 2015 годом, их количество выросло в 1,6 раза. При этом общая сумма выданных займов составила 16.5 млрд руб, из них 72% приходится на займы физлиц. По итогам 2016 года микрофинансовые организации (МФО) выставили на продажу 255 млн руб рублей просроченной задолженности новосибирцев.
58 новосибирских МФО выбрали статус микрокредитных компаний, 4 — микрофинансовых.
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье