Аналитики считают, что новым игрокам на рынке место найдется всегда.
Международная консалтинговая компания KnightFrank впервые составила рейтинг городов-миллионников Европы по уровню развития торговой недвижимости — Новосибирск вошел в топ-20 и по обеспеченности качественными торговыми площадями и по объему площадей.
На первом месте рейтинга по обеспеченности торговыми площадями Варшава (823 квадратных метра на тысячу жителей) и Мадрид (726 квадратных метров). Третью строчку заняла Самара (551 квадратный метр), оставив позади Бухарест (532 квадратных метра), Прагу (521 квадратный метр), Милан (400 квадратных метров) и Лондон (224 квадратных метра). При этом Самара лидирует по данному показателю на российском рынке, опережая Москву (444 квадратных метра) и Санкт-Петербург (542 квадратных метра).
В топ-10 также вошли Санкт-Петербург, Екатеринбург (539 квадратных метров) и Нижний Новгород (467 квадратных метров). Москва замыкает первую десятку в рейтинге из 24 городов. Однако, сообщают аналитики, с учетом строящихся и планируемых к строительству торговых центров обеспеченность торговыми площадями москвичей может вырасти до 609 квадратных метров на тысячу жителей уже к 2019 году.
— Таким образом, через три года Москва может войти в топ-5 европейских городов по уровню развития торговой инфраструктуры, — говорится в исследовании.
Новосибирск занимает 19-ю строчку рейтинга с 306 квадратными метрами торговых площадей на тысячу жителей, данные представлены по итогам первого полугодия 2016 года. На 18-м месте Омск (312 квадратных метров), на 20-м — Казань (301 квадратный метр).
— По объему предложения качественной торговой недвижимости рынок Москвы остается крупнейшим в Европе (GLA — 5,47 млн квадратных метров). Второе и третье места занимают Париж (GLA — 4,7 млн квадратных метров) и Санкт-Петербург (GLA — 2,83 млн квадратных метров), — сообщает KnightFrank.
Из региональных городов России по показателю объема предложения в «европейскую десятку» вошел Екатеринбург (GLA — 769,8 тыс квадратных метров), он на девятом месте. Новосибирск — на 15-м (485,1 тыс квадратных метров). Соседями по рейтингу у сибирского мегаполиса являются Милан (537 тыс квадратных метров) и Уфа (464,6 тыс квадратных метров).
В исследовании отмечается, что формирование рынков торговой недвижимости в российских городах в значительной степени зависит от условий кредитования, международной геополитической ситуации и спроса со стороны конечных потребителей, который пока оценивается как слабый (показатель индекса потребительской уверенности один из самых низких в Европе).
По словам директора департамента торговой недвижимости KnightFrank Александра Обуховского, уровень развития торговой инфраструктуры говорит не только о дефиците либо избытке торговых центров в городе, но и об инвестиционной привлекательности региона, уровне жизни населения и, в том числе градостроительной политике местных властей.
— Очевидно, что Москва обладает значительной емкостью рынка по сравнению с большинством российских городов, что объясняет высокую активность девелоперов даже в кризис. Также мы можем ожидать волны редевелопмента в Самаре и Петербурге и новое строительство в Перми и Красноярске, — сказал он.
Ситуацию на новосибирском рынке торговой недвижимости прокомментировала директор независимой аналитической компании RID Analytics Елена Ермолаева.
— На рынке всегда есть место для новых проектов, потому что новый проект может убить какой-то старый, что мы и видим, например, на площади Маркса. Здесь появление новых торговых центров приводит к тому, что кто-нибудь из старых начинает загибаться. Выигрывает тот, у кого наиболее продуманная концепция, у кого интересней пул арендаторов. У нас пока нет торгового центра с океанариумом, роллердромом. В принципе, ниша еще есть, и можно создать интересные «якоря», которые будут привлекать посетителей, — сказала она.
Некоторым торговым центрам города, по оценкам эксперта, нужно серьезно задуматься о реконцепции, а может быть, вообще поменять назначение объекта.
— Хватает Новосибирску торговых площадей или нет — субъективная оценка. Понятно, очередей у нас уже нигде нет, но, тем не менее, ритейлеры заполняют пространства, торговля идет. Есть объекты, где все время наблюдаются свободные площади, это может объясняться разными причинами, необязательно это только отсутствие спроса. Даже при удачном расположении торгового центра действия арендаторов, которые уходят, иногда продиктованы, например, качеством управления в нем, — сообщила Ермолаева.
Фото: Ростислав Нетисов
Мария Кормильцева
Ранее местные жители жаловались, что фуры начали ездить по кладбищу
В планах компании стать крупным сетевым игроком на американском рынке
Налоговики оценили результаты отраслевого подхода к анализу деятельности компаний и начислению налогов в регионе
По информации ведомства, пострадавших в результате ДТП нет
В этом году команда выиграла чемпионат России в пятнадцатый раз
Сервис биометрических оплат реализует Сбер