В Академгородке прошло совещание международной группы экспертов по проведению эксперимента COMET. В случае успеха учёные могут получить Нобелевскую премию.
В Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ) состоялось 16-е рабочее совещание международной коллаборации по проведению эксперимента СОМЕТ. В этом году совещание впервые проходило в Новосибирске. Участие в нём принимали представители семи стран, в том числе — руководители проекта из Японии. Над подготовкой эксперимента работает 164 специалиста из 37 институтов 12 стран.
Эксперимент будет проводиться на одном из крупнейших в мире ускорительном комплексе J-PARC в Японии, способном обеспечить самый мощный в мире импульсный пучок протонов с необходимыми параметрами.
Цель эксперимента — поиск процесса перехода одной частицы в другую, которая позволит физике перейти на новый уровень, о существовании которого сейчас можно только предполагать. Результаты эксперимента могут стать одним из важнейших достижений в области физики фундаментальных взаимодействий наряду с открытием бозона Хиггса, рассказывают учёные.
— Чтобы понять, что значит эксперимент такого уровня, представьте, что мы ищем одно зёрнышко, которое слегка отличается от других. Чтоб найти зерно с вероятностью десять в минус шестнадцатой степени, нужно перебирать по зёрнышку всю собранную в России пшеницу лет 10 и тогда будет шанс одно такое зёрнышко найти. Это редкий процесс, — объяснил заведующий сектором ИЯФ СО РАН, координатор участия ИЯФ СО РАН в эксперименте COMET Дмитрий Григорьев.
По его словам, участие в таком эксперименте означает то, что российские физики, в частности новосибирские, очень высоко котируются в мире. При этом учёный отметил, что физики ИЯФ часто участвуют в подобных экспериментах, например сам Дмитрий Григорьев занимается подобными экспериментами уже 25 лет.
— ИЯФ участвует во всех этапах. К сожалению, нет больших производств, потому что финансовые ресурсы ограничены, но, как правило, участие реализуется в приведение данных, запуске эксперимента, обработке результатов, — добавляет Дмитрий Григорьев.
Также физик попытался объяснить «на пальцах» цель эксперимента:
— Развитие науки и технологии позволяет достичь какого-то уровня точности и мы на него выходим. Если выйдем — будем готовиться к получению Нобелевской премии, если нет — то пройдёт 10 лет (характерный срок жизни эксперимента), — за это время технологии усовершенствуются — и мы попробуем новую попытку. Так будет до тех пор, пока не добъёмся результата. Мы точно знаем, что стандартная модель не полна, поэтому пытаемся понять, в какую сторону надо двигаться, чтобы найти более совершенную модель, которая опишет то, что не описывает стандартная модель, — рассказал Дмитрий Григорьев.
Он отметил, что у подобных экспериментов колоссальное практическое применение, только оно не очевидно: «Народному хозяйству не поможет — найдём мы эту вещь или нет, но в ходе проведения и подготовки таких экспериментов создаются уникальные технологии, которые применяются везде». Если не считать прямых применений (электростанции, двигатели внутреннего сгорания), то такие эксперименты вносят большой вклад в экономику, ядерную медицину и другие науки. Например, это влияет на проведение томографии или лечение рака.
— Основной вклад физики частиц — развитие технологий, — резюмировал учёный.
Фото: © Depositphotos.com и Ростислав Нетисов
Антон Сенопальников
Сегодня разница составляет 26 процентов
При этом цены на продажу и аренду складов растут более стабильно
Роспотребнадзор обнаружил в учреждении общепита нарушения СанПиНа
За крышевание полицейский выставил коммерсанту таксу в размере 80 тысяч ежемесячно
«Умная система» будет управлять инфраструктурными объектами кампуса
Ключевая причина — работодатели и студенты не доверяют друг другу