Categories: Наука

Новосибирские ученые готовят проекты для разработки Томтора и Попигайского кратера

Заявки будут переданы в Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) России на этой неделе.

— Мы готовим для представления в ФАНО документы по ряду проектов, в частности по освоению месторождения импактных алмазов Попигайского метеоритного кратера. Это уникальное месторождение, как по запасам сырья, так и по технологическим свойствам алмазов. В 1971 году замечательным геологом Виктором Масайтисом была доказана метеоритная природа Попигайской кольцевой структуры и одновременно в ее породах были найдены алмазы ударно-метаморфического происхождения, — рассказал Infopro54 кандидат геолого-минералогических наук, завотделом Института геологии и минералогии СО РАН Валерий Ермиков. — В использовании импактных алмазов очень заинтересованы различные компании, в том числе те, которые производят буровой инструмент, так как импактные алмазы обеспечивают больший срок службы инструмента и более высокую производительность. Они могут работать при больших температурах и при больших скоростях, чем инструмент на основе синтетических алмазов. Это важно при сложном бурении, особенно сланцевых месторождений. 

На сегодняшний день оцененные запасы импактных алмазов по двум фрагментам Попигайского кратера составляют 147 млрд карат. Прогнозная оценка превышает один триллион карат. Запасы всех синтетических алмазов в мире, которые применяются в промышленности, составляют 11 млрд. карат. 

Рассказывая о проектах, над которыми работает Институт геологии и минералогии СО РАН, Ермиков подчеркнул, что для разработки месторождения импактных алмазов нужно решить большое количество проблем. 

— Одна из них — обогащение алмазсодержащих пород, алмазы в которых имеют мелкокристаллическую форму и размер в доли миллиметра. Мы также планируем подать заявку в ФАНО на проведение доизучения Попигайского кратера на предмет алмазоносности. Еще одна задача, уже технологического плана, в каких отраслях промышленности и в каких технологиях использование импактных алмазов будет оптимальным. Все эти вопросы решаемы, но над ними нужно работать, — констатировал ученый. 

Кроме того, по его словам, институт готовит документы для реализации проектов, необходимых при освоении Томторского месторождения (Якутия) — крупнейшего в мире по ресурсам и концентрациям редкоземельных металлов. До его открытия самым крупным месторождением ниобия на планете считалось бразильская Араша, обеспечивающая на 90 % мировой рынок этого металла. Но в 1 тонне бразильской руды содержится 23 килограмма ниобия, тогда как в томторской руде — 63 килограмма, а кроме того 15 видов редкоземельных металлов, включая наиболее дефицитные и дорогие скандий и иттрий, которые широко применяются в высокотехнологичной промышленности. 

— Для освоения Томторского месторождения необходимо решить проблему выделения редкоземельных металлов — всего там более 20! Кроме того, исследования показали, что в руде содержится радиоактивный элемент — торий. Пока он не востребован, но не за горами ториевый бум, когда он будет более ценным, чем уран. Новые электростанции будут проектироваться уже с учетом использования тория, который считается более безопасным. Сегодня ученым необходимо разработать цепочку выделения радиоактивных элементов из общей массы руды, а также технологии по извлечению индивидуальных редкоземельных элементов. Например, отделить скандий от ниобия, чтобы каждый из этих металлов можно было эффективно использовать в промышленности, — говорит Валерий Ермиков. 

Ученый отметил, что в этом направлении также нужно проводить поисковые работы совместно с промышленными предприятиями. 

— С рядом из них у нас уже достигнута договоренность о сотрудничестве. По редкоземельным металлам с нами согласились работать красноярский ФГУП «Железногорский горно-химический комбинат» (ГХК, входит в госкорпорацию «Росатом»), ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (НЗХК) и «Завод редких металлов» (с. Барышево), у которых есть опыт работы с этими металлами. А у нас в институте работает Толстов Александр Васильевич, — первооткрыватель этого месторождения, который полностью владеет вопросами геологии, минерального состава и технологии обогащения этих поистине уникальных руд. Он открыл новую для института тему продолжения тонкого изучения вещественного состава этих руд с учетом имеющейся самой современной аппаратуры. Что касается импактных алмазов, то здесь мы ищем партнеров для проведения промразработок. Это слишком необычное сырье, — отметил собеседник Infopro54. 

Валерий Ермиков напомнил, что разработка названных месторождений могла начаться в 2015 году, но появилась проблема с кредитами, как следствие санкционной политики в отношении РФ, и дело пока застопорилось. 

В пресс-службе ФАНО корреспонденту Infopro54 пояснили, что месторождениями интересуются иностранные инвесторы. В частности, интерес к импактным алмазам выразила нефтегазовая сервисная компания мирового масштаба Baker Hughes (третья по величине после Schlumberger и Halliburton— ред). В перечень услуг компании входит бурение, оценка запасов, обустройство месторождений и т. д. Компания работает более чем в 90 странах мира. 

Высокий интерес к месторождению также проявляют китайские компании. 

— Россия в результате освоения этого месторождения может занять достойное место на рынке высокотехнологического инструмента, заместив в ряде технологий импактными алмазами традиционную синтетику. По расчетам экономистов, эксплуатация Попигайского месторождения будет достаточно выгодной и с учетом монопольного владения данным сырьем Россия может выполнить не только задачи импортозамещения, но и работать на экспорт высокотехнологичного инструмента и технологий с использованием импактных алмазов,— пояснили Infopro54 в пресс-службе ФАНО России. 

Перспективы у Томторского месторождения также впечатляющие. 

— Недавно президент РФ подписал программу развития отечественной высокотехнологичной промышленности, особенно военной, и до конца 2020 года на эти нужды планируется истратить 20 трлн. руб. В том числе несколько триллионов будет направлено на новые технологии. А реализация 14 из 28 критических технологий без редкоземельных материалов немыслима, равно как и переход России на пятый и шестой технологический уклады, — говорит член Научно-координационного Совета ФАНО, академик Российской академии наук, директор Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН (реализует проект по до разведке месторождения и вовлечению его в промышленное освоение – ред.), депутат Законодательного собрания Новосибирской области Николай Похиленко. 

Похиленко подчеркивает, что сейчас весь мир более 90 % редкоземельных металлов закупает у Китая. 

— В последнее время китайцы отказываются продавать сырье, предлагая уже готовые изделия. Благодаря Томтору Россия сможет уйти от китайской монопольной зависимости, — заявляет он. — Потребности России в редкоземельных металлах возрастают и к 2020 году могут вырасти до 20000 тонн. Освоение Томтора обеспечит нас этим сырьем при любой потребности в них промышленности на сотни лет вперед. 

Кроме того, по словам собеседника Infopro54, у месторождения хороший экспортный потенциал. В настоящий момент потребление редкоземельных металлов во всем мире уже выросло в 5 раз и эта тенденция продолжается. 

Специалисты Института геологии и минералогии совместно с технологами из Института Химиии и химических технологий (г. Красноярск) и экономистами из Института экономики и организации промышгленного производства (г. Новосибирск) разработали весь процесс освоения месторождения, включая транспортировку, переработку руды с Томтора до конечного потребителя. Подсчитано, что месторождение сможет выйти на самоокупаемость через два-три года после ввода в эксплуатацию. 

В пресс-службе ФАНО корреспонденту Infopro54 пояснили, что месторождением активно интересуются компании из Китая, Тайваня и Южной Кореи. 

— Основной поставщик редкоземельных металлов Китай хочет расширить свои запасы. Тайвань, Южная Корея — основные производители инновационной продукции — хотят обзавестись своей ресурсной базой, — уточнили в пресс-службе в ответ на запрос. —Поэтому ученые обязаны грамотно сформулировать программу освоения этого уникального объекта, чтобы Россия грамотно распорядилась своими сокровищами. 

Месторождение сверхтвердых алмазов, расположенное в зоне Попигайского метеоритного кратера, было открыто еще советскими учеными в 1970-х годах. Публично о нем заявили ученые Института геологии и минералогии СО РАН в 2012 году. Директор института Николай Похиленко рассказал о месторождении на инновационном форуме «Интерра-2012», отметив, что в ближайшее время оно совершит революцию в добывающей отрасли. 

Томторское комплексное редкометальное месторождение находится на северо-западе Республики Саха (Якутия) РФ, в пределах Оленёкского улуса, в 400 км к югу от побережья моря Лаптевых, на водоразделе рек Уджа и Чимара. Открыт Томтор в 1959 году, но в 1986 году были выявлены уникальные руды, предопределившие изменение отношения к объекту. В мае 2014 года дочернее предприятие ООО «Триарк Майнинг» (СП Госкорпорации Ростех и группы ИСТ) ООО «Востокинжиниринг» выиграло аукцион на право пользования участком недр Томторского месторождения для разведки и добычи руд ниобия, редкоземельных металлов, скандия и попутных компонентов. 

В июне 2015 года «Коммерсант» сообщал, что «Триарк Майнинг» планирует вложить около $1 млрд в разработку Томторского месторождения РЗМ в Якутии, отработку отвалов монацита в Красноуфимске и создание гидрометаллургического завода мощностью 4,5 тыс. тонн феррониобия и 10 тыс. тонн оксидов РЗМ (РЗО) в год. ООО «Восток Инжиниринг» приступила к разведке на участке «Буранный» Томтора в начале 2015 года, завершить ее планируется к 2018 году. Тогда же должны быть готовы технико-экономические документы по проекту, проведены проектирование и строительство инфраструктуры. Представители ГК «Ростех» заявляли, что планирует привлекать инвесторов в редкоземельный проект.

Фото: Александр Толстов

tkrasnova

Recent Posts