Ученые работают над созданием мультифункционального инструмента, который можно было бы применять на всех без исключения скважинах.
Добыча нефти на сибирских болотах — существенное достижение отечественных ученых. Молодые специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А Трофимука СО РАН продолжают это дело, применяя современные технологии и разрабатывая новые программы, сообщает журнал «Наука в Сибири».
Наладить каротаж (исследование разреза скважины с помощью геофизической аппаратуры) в процессе бурения — одна из первостепенных задач современных геофизиков. Над тем, чтобы процесс считывания и обработки информации проходил максимально точно и без ошибок, и работает сотрудник ИНГГ кандидат технических наук Александр Власов с коллегами. Этой темой Александр начал интересоваться еще во время учебы, и в 2007 году частично изложил свои идеи в магистерской диссертации. После успешной защиты он решил, что нужно активно использовать эти наработки, и на основе его информационной модели была создана программа RealDepth. Она стала следующим этапом в исследовании скважин с помощью автономной аппаратуры. Программа RealDepth значительно упрощает и ускоряет процесс считывания и обработки данных.
Работа ИНГГ по развитию и совершенствованию алгоритмов для более точного восстановления глубины измерений в сложных условиях поддержано грантом Президента Российской Федерации. Ученые хотят сделать мультифункциональный инструмент, который можно было бы применять на всех без исключения скважинах. Сейчас софт от ИНГГ входит в комплект поставки различной аппаратуры, и им активно пользуются сервисные и нефтяные компании. Но при обработке данных каждая организация применяет свои средства, и разработку новосибирских специалистов приходится встраивать в уже существующие решения.
— Периодически мне нужно выезжать на скважины — я их уже посетил несколько десятков, если не сотню. Самому побывать в полевых условиях необходимо для того, чтобы сделать программу наиболее удобной в использовании и пригодной для решения практических задач. Часто бывает так: ты создаешь новую версию, тебе кажется, что все уже продумано, но выезжаешь на объект, обкатываешь свое решение на практике и понимаешь, в какие еще аспекты подправить. Работа в каротажной партии достаточно утомительна, и в таких тяжелых условиях у человека должно быть минимум риска совершить ошибку, ведь она стоит очень дорого, — рассказывает Александр.
Сейчас, когда автономный каротаж стал массовой технологией, его планируют делать непосредственно в процессе бурения. Это поможет сэкономить не менее суток — все зависит от типа скважины. Такие методы активно используют за рубежом, а значит, все необходимые приборы и софт для подобной работы поставляются оттуда. В связи с последними событиями, покупка нужного оборудования и программ стала проблематичной, и было решено создать отечественные аналоги.
Фото предоставлены Александром Власовым
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется