Categories: Агропром

Новосибирскому АПК предлагают перейти на плановый метод работы

Минсельхоз региона советует разработчикам концепции не увлекаться политикой.

— Концепция развития агропромышленного комплекса региона возникла около года назад. Одним из инициаторов ее создания был действующий министр сельского хозяйства области Василий Пронькин. Сейчас, в рамках документа, мы предлагаем меры по преодолению кризиса на основе «вытягивающих проектов», в том числе программ «Развитие сельских территорий» и «Развитие агропромышленного комплекса» Новосибирской области, — заявил один из разработчиков концепции руководитель Ассоциации сельскохозяйственных предприятий региона, гендиректор АО «Новосибирский мясоконсервный комбинат» Анатолий Степанов, выступая на профильном комитете регионального парламента.

В разработке концепции также принимал участие Вадим Федоров директор ООО «Сибирская Научно-промышленная Корпорация», бывший заместитель главы администрации Новосибирской области — руководитель департамента экономического развития и промышленности региона.

Степанов отметил, что за 20 лет доля АПК в структуре ВРП региона сократилась с 14 % до 5 %, поголовье КРС с 2,6 млн до 350 тыс в 2015 году, надои молока с 1,5 млн тонн до 670 тыс тонн, поголовье овец — 1,1 млн до 20 тыс, свиней — с 600 тыс до 260 тыс. Безработица на селе составляет около 30 %, средняя урожайность с га — 15—18 центнеров с га.

— Строительство в регионе мощнейших агропромышленных комплексов не закрыло глубину падения отрасли. В свое время я возглавлял аграрный комитет парламента и участвовал в разработке 61-ОЗ («О господдержке АПК»). Сейчас мы видим, как он трансформируется из закона, стимулирующего комплексное развитие АПК в нормативный акт, который регулирует форму распределения бюджетных средств. Два года назад на заседании Госсовета президент РФ дал поручения по развитию АПК страны. Когда мы начали работать над этой тематикой, то увидели, что у нас огромные белые пятна, мы многое не сделали для того, чтобы реализовать сигналы, которые приходили сверху, — констатировал Степанов.

В частности, он отметил, что в инвестпрограммах, которые разработаны для каждого района области, нет данных по развитию АПК: сколько урожайности нужно достигнуть за определенное количество лет, сколько произвести продукции, с какой себестоимостью, какую получить прибыль, как обеспечить занятость.

Главная идея концепции, предложенная разработчиками, уход от стратегии либеральной экономики к стратегии протекционистского формирования структуры производительных сил и мощностей.

— Необходимо разрабатывать долгосрочное государственное планирование развития отрасли на региональном уровне. Необходимо сформировать эффективную систему поиска инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов в сфере АПК, а также просчитать структуру производительных сил на основе интеграции и кооперации. В отрасли АПК не должно быть изгоев. Для нее одинаково важны и крупные холдинги, и фермеры, и ЛПХ. Если эта связка разрывается, то всем становится плохо, — уверен Анатолий Степанов.

Кроме того, по его словам, техперевооружение сельской экономики необходимо делать на основе программы реиндустриализации промышленности области. Сегодня регион эти возможности практически не использует, хотя обладает колоссальными ресурсами.

— Посевная этого года подбросила цены на запчасти. Промышленность Новосибирска обладает колоссальными техническими возможностями и может это делать, мы разговаривали с коллегами в городе. Но для этого нужно сделать определенные шаги на уровне правительства, минсельхоза региона, — заявил Степанов.

Он также отметил, что более активно необходимо подключать передовые методы, технологии и разработки, накопленные сибирскими институтами и использующиеся в мире, разработать программу госстрахования урожая, а также обеспечить доступ аграриям к более дешевым кредитным ресурсам и провести налоговую реформу в интересах компаний отрасли.

— Нужен мощный проект развития АПК области, который должен базироваться на природно-климатическом районировании территорий, на их специализации, он должен учитывать специализацию всех предприятий интегрированных в технологическую цепочку и на кооперацию всех участников процесса, в том числе ритейлеров, промышленности, науки и т.д., — перечислил Степанов.

Разработчики концепции также предложили исполнительной и законодательной власти детально ознакомиться с опытом развития АПК Белгородской области, изучать и брать на вооружение стандарты, которые успешно работают в других регионах России, и дорабатывать их для собственной территории.

— Почитайте последний отчет губернатора Белгородской области перед Законодательным собранием региона. Он обозначил новый вектор развития отрасли на 2016—2017 годы — производство сои. Минсельхоз области посчитал какой эффект получит регион от замещения импортных комбикормов, сколько га нужно занять под сою, где и какие хозяйства ее должны посеять, сколько и какой техники необходимо для выращивания и переработки. Только по этой программе регион дополнительно получит 5 млрд рублей экономического эффекта! Вот о каком участии власти в развитии АПК мы говорим, — подчеркнул Анатолий Степанов.

Глава комитета, гендиректор ЗАО «Птицефабрика «Октябрьская» Олег Подойма так же отметил эффективность работы органов власти Белгородской области, акцентировав внимание на качество их взаимодействия с инвесторами.

— Инвестпроекты региона находятся на личном контроле губернатора, вплоть до фотоотчета о возведении объектов и глава территории владеет ситуацией в полной мере. Как результат, местный фарм-кластер не может похвастаться огромной инженерной инфраструктурой и качественными дорогами, в это вложено всего около 600 млн рублей, но он полностью заполнен. И это только один пример, — пояснил он.

Для привлечения денег в отрасль, по мнению экспертов Института экономики СО РАН и СО РАСХН, необходимо поработать с внутренними источниками: это прибыль от экономики области, депозиты предприятий, амортизационные отчисления, вклады населения и деньги на руках населения, куда входит серый рынок, который выведен из общего баланса и не участвует в инвестиционном процессе.

Степанов также отметил, что необходимо более эффективно привлекать федеральные средства в экономику области. Сегодня из 23 программ по линии АПК область работает с федеральным правительством только по 5.

— Мы больше года работали над концепцией, но в последнее время расходимся по ряду ключевых принципов. Я не сторонник того, чтобы в отдельно взятой области пытаться изменить нормативно-правовую базу и перейти от рыночной экономики к плановой. Она выдумана не нами, и мы вынуждены жить в той базе, которую приняли депутаты Госдумы и по которой развивается вся наша страна, — заявил Василий Пронькин, комментируя предложения концепции. — Что касается участия региона в федеральных программах по поддержке АПК, то они все завязаны на софинансировании. Мы можем участвовать в большем количестве программ, привлекать из федерального бюджета миллиарды, но вы все знаете состояние бюджета региона и понимаете, что необходимый объем софинансирования мы сегодня обеспечить не сможем…

В тоже время министр отметил, что в области рассматривается возможность оценки деятельности органов местного самоуправления на уровне глав районов, проводится инвентаризация и анализ использования сельхозземель, при губернаторе создана рабочая группа по совершенствованию правовой базы в земельных отношениях, в том числе 61-ОЗ.

— Не секрет, что на территории области не работает закон о семеноводстве и мы делаем все, чтобы разработать методику, которая позволит нам ввести его в действие.

Кроме того, многие хозяйства за последние годы потеряли специализацию и не могут проанализировать, что производить на данной территории и куда двигаться дальше. Мы привлекли ученых СО РАН, которые предоставили нам программы адаптивно-ландшафтной системы земледелия, привязанные к области, согласно которым территория региона разделена на 5 зон и 17 подзон. Ученые дают рекомендации, в какой зоне и каким видом сельхоздеятельности заниматься, какие сорта сеять, — констатировал он.

Председатель совета директоров ОАО «Половинновский элеватор», депутат Денис Субботин отметил, что большая часть предложений, озвученных разработчиками, относится к компетенции федерального уровня власти и президента. В тоже время он согласился, что сегодня для отрасли крайне необходимо понимание перспектив развития.

— Многие районы области живут в иллюзии, каждый год рисуют планы по приросту населения, строительству дорог, а на самом деле население сокращается, дороги разрушаются и т.д. У нас нет качественного прогноза, что будет с селом и областью, если мы не будем делать ничего, или будем вкладывать в отрасль те ресурсы, которые у нас есть. И если вкладывать, то во что их нужно размещать для получения большего эффекта, — добавил Субботин.

В итоге концепция, предложенная инициативной группой, была принята за основу для разработки стратегического документа.

— Думаю, что материал нужно доработать, добавить предложения, которые есть в министерстве сельского хозяйства региона и сделать хорошую программу развития сельского хозяйства Новосибирской области, — отметил председатель ЗАО племзавод «Ирмень», депутат Юрий Бугаков.

Василий Пронькин при этом посоветовал инициативной группе уйти от политических заявлений по поводу необходимости смены экономического курса стран.

Фото: пресс-служба Заксобрания

Юлия Данилова

tkrasnova

Recent Posts

Прогнозы на 2025 год: Все изменения происходят быстро ― как хорошие, так и плохие

Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…

3 часа ago

Проекты года в Новосибирской области

Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов

4 часа ago

Около миллиона новосибирцев вышли на фондовый рынок

На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей

4 часа ago