Эксперты «Сколково» считают, что мэрия должна больше внимания обращать на земельный и имущественный налоги.
Об этом заявила на урбанистической конференции в Новосибирске старший аналитик Московской школы управления «Сколково» Елена Короткова.
— У большинства городов РФ значительную часть поступлений в бюджет составляет НДФЛ, и с годами доля этого источника доходов растет. С нашей точки зрения, НДФЛ — не самый контролируемый доход для города, поскольку ни база, ни ставка этого налога не зависят от административног
о ресурса муниципалитета (в 2015 году 3,5 млрд рублей от базы НДФЛ города было перераспределено в пользу регионального бюджета — ред.). Неизбежно возникает вопрос в управлении: насколько город способен контролировать такую неустойчивую базу для своего бюджета, — подчеркнула в своем выступлении Короткова.
Коллегу поддержал Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково».
— НДФЛ вместе с налогом на прибыль компаний являются процикличными налогами: когда экономика развивается, и дела у физических лиц и предприятий идут в гору, то сборы получаются большими, а когда наступает кризис, то сумма собранных налогов падает, причем быстрее, чем экономика региона в целом. Поэтому, при опоре на НДФЛ есть риски — вы просто не управляете этими доходами и лишаетесь их, что ставит под угрозу обязательства по выполнению намеченного бюджета муниципалитета или субъекта РФ, — объяснил ситуацию эксперт.
Елена Короткова добавила, что НДФЛ невыгоден городскому бюджету не только с точки зрения малой доходности в кризис, но и с точки зрения плохой собираемости и низкого контроля со стороны налоговых служб.
— Мы все знаем о проблеме серых доходов, черных зарплат, о сокрытии части доходов населением (по данным минтруда, доля серых зарплат в области достигла 40 % — ред.), — уточнила она.
По оценкам представителей «Сколково», перечисленные риски не касаются земельных налогов и налогов с имущества, которое город либо продает, либо сдает в аренду или использует иным образом, поскольку доход с этих позиций есть всегда: и в кризис, и в благоприятные времена.
— В этом смысле объекты недвижимости априори не могут быть скрыты, не могут избежать подробной описи и фиксации в земельных реестрах, поэтому и аренда, и продажа, и налог с недвижимого имущества выглядят наиболее привлекательными и перспективными для бюджета города, особенно в кризисных ситуациях, — перечислила Короткова.
Представители «Сколково», в целом, отметили Новосибирск, как максимально независимый от дотаций из федерального бюджета город (40 %). Однако, по данным экспертов, сегодня только четверть доходов в бюджет связана с получением средств от использования земельных ресурсов.
Для решения этой проблемы, по словам Коротковой необходимо провести сбор и обработку данных о землях, более четко классифицировать их на муниципальные, региональные и федеральные, что позволит определить компетенцию города в установлении налоговых ставок и количество земель, которыми мэрия может непосредственно распоряжаться.
Следующим шагом, по мнению эксперта, должна стать спецификация земель перед аукционом и при определении налоговых тарифов.
— Сегодня количество разнообразных видов использования земель и гибкость их спецификации в Новосибирске оставляют желать лучшего. В Уфе, Казани и Самаре разработана значительная вариация земельных налогов в зависимости от спецификации земель. На наш взгляд, этот механизм может быть использован как транслятор воли города и инструмент развития конкретных городских территорий. Муниципальные власти могут на законных основаниях повышать налог на тот или иной вид земельных участков, стимулируя или ослабляя спрос на тот или иной принцип использования земли, — заключила эксперт. Она заметила, что Новосибирск этот налоговый потенциал полностью не задействовал, поэтому у города есть хороший задел на получение дополнительных доходов при работе в этом направлении.
Дифференциация земли под различные нужды и гибкие форматы ее использования, по мнению Елены Коротковой, также снимет проблему спроса на аукционах. Согласно анализу представителей «Сколково», в Уфе таким образом решилась проблема невостребованнос
В целом, по мнению экспертов Московской школы управления «Сколково», для получения бОльших доходов в бюджет город должен занимать проактивную позицию, эффективно используя имеющиеся территории и ресурсы, задействовав недоиспользованн
Комментируя выступление экспертов, мэр города Анатолий Локоть отметил, что над прозвучавшими предложениями необходимо серьезно подумать.
— Это интересно: смотреть на лица представителей муниципальной власти, которые 7 дней в неделю 24 часа в сутки занимаются темой и вдруг видят, что все данные по отдельности известны, а когда их складываешь вместе, то получается нелогичная картина, — заявил в разговоре с корреспондентом Infopro54 Андрей Шаронов.
По его словам, власти не всегда видят все ресурсы, которыми располагают и не всегда понимают, что нет заинтересованнос
— Власть вкладывается в одну часть города, но она по каким-то причинам уже не интересна бизнесу и он стоит в стороне. В результате, не происходит мультипликации ресурсов. Часто у власти «замыливается глаз» и они не видят этих вещей, поэтому время от времени им важно послушать стороннего наблюдателя, отойти от ситуации и увидеть, что на самом деле многое можно скорректировать простыми управленческими решениями, увеличением доступа к информации. За счет этого можно получить осязаемые результаты в рублях и квадратных метрах, во времени, в снижении ряда проблем, которые существуют в городе или регионе, — констатировал Шаронов.
Фото: Ростислав Нетисов, пресс-служба ВТБ
Анна Калинина
Объем портфеля составил — 27,4 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%
А для ее реализации — политическая воля, смелость в принятии решений, желание брать на себя…
Следственные действия прошли после возбуждения уголовного дела в отношении подчиненных министра
Это будет второй филиал «Аджикинежаль» в административном центре Алтайского края
Пока предпосылок для их дальнейшего роста участники рынка не видят