Новосибирский художник о художественном рынке и молодом поколении талантов.
«Ограниченное количество хороших мастеров снижает вкусовую планку у широкого зрителя»
— Нурлан, недавно новосибирскому отделению Союза художников, в котором вы также состоите, исполнилось 85 лет. Это событие ознаменовалось открытием выставки в арт-центре «Красный» и встречей сибирских художников. Насколько, по вашему мнению, эти встречи важны для творческого сообщества Новосибирска? И достаточно ли часто они происходят?
— Начну с того, что встречи важны для любого профессионального сообщества. Эта такая тонкая нить коммуникации, которая позволяет держаться вместе, обмениваться опытом, смотреть на свое творчество в разрезе работ других мастеров. Именно поэтому художнику необходимо участвовать в групповых выставках, где можно узнать, кто чем занимается, какие тенденции прослеживаются в отрасли. Посмотреть, как картина, которой ты доволен в мастерской, смотрится в общественном пространстве, городской среде. Ведь на выставке свои работы воспринимаются уже не с точки зрения автора, а с точки зрения зрителя — более требовательно и пристрастно. И если работа слабая, она рассыпается моментально. Это очень важный опыт, его нужно регулярно проходить.
Жаль, что встречи художников, да и в принципе творческой интеллигенции, в Новосибирске случаются не так часто, как хотелось бы. Хотя в среде художников и существует такая потребность. Сейчас, как правило, это открытие выставок — групповых или персональных. Стоит отдать должное Антону Веселову (Заместитель директора ГПНТБ СО РАН. — Ред.) — он организует творческие вечера с участием интересных людей, где формируется та самая площадка для общения.
— В Союзе сейчас состоит около 90 художников. Достаточно ли их для полноценной конкуренции?
— Помимо Союза художников в городе еще действует Творческий союз, где числятся около 60 человек. В общей сложности получается около 150 художников. Для такого большого города, как Новосибирск, с полуторамиллионным населением — это очень мало. Можно еще учесть около 50 профессиональных художников, которые никуда не входят. Но этого все равно слишком мало для нормальной конкуренции.
В Новосибирске не так много действующих художников моего поколения, в основном это профессионалы в возрасте 60-ти лет и старше, они уже постепенно уходят на покой и мало пишут. А я все-таки убежден, что пик активности современного художника — это плюс-минус 40 лет. Раньше, в эпоху Возрождения, когда была школа мастерских и мэтр набирал себе учеников, профессиональными художниками становились быстрее. Учитель быстренько передавал ученикам свой опыт, и они приступали к экспериментам, ища свой стиль. Сейчас в искусстве уже много сказано, и повторить опыт предыдущих мастеров все сложнее. Есть такое выражение «встать на плечи гигантов» — успеть освоить сделанные до тебя достижения и перейти к собственным открытиям. Поэтому форму современный художник набирает только к 40 годам, когда он полон сил и идей. И вот таких художников сейчас не хватает.
Эта ситуация — палка сразу о двух концах. С одной стороны, мне — как художнику — всегда хватает работы, локтями, как говорится, не толкаемся. С другой стороны, у клиента нет выбора, чтобы остановиться на «своем» художнике. Он зачастую даже не знает, где и как искать себе мастера, и попадает вместо портретиста к пейзажисту. И еще — когда не хватает конкурентов должного уровня, художник «расслабляется» и начинает снижать свою планку, чего делать нельзя ни в коем случае. Сейчас у меня есть друзья-художники, которым я по-хорошему завидую, к которым тянусь, но их совсем немного. К тому же ограниченное количество хороших мастеров снижает вкусовую планку и у широкого зрителя.
— Когда вы пишете свои авторские работы, то ориентируетесь на вкусы широких масс?
— Нет, я стараюсь этого не делать. Даже несмотря на то, что за последние несколько лет мне пришлось столкнуться с проявлением невежества. Неприятно слышать, когда о современных художниках отзываются дилетанты с притязанием на критику — и такие дилетантские высказывания постепенно становятся нормой. Если раньше они говорили: «Мы не разбираемся, но нам кажется…», то теперь их утверждения становятся безосновательно категоричными. Отчетливо видно, что общий уровень образованности у людей потихоньку падает.
Каждый художник-профессионал стремится к высокому искусству, элитарному, но становится все меньше людей, способных его постигать. А чем меньше образованных зрителей, тем меньше отклика на современное искусство. Иногда в моменты проявления такого невежества у меня опускаются руки, и мне кажется, что я сталкиваюсь с какой-то мрачной серой стеной. И тогда поневоле задаюсь вопросом — оставаться художникам в узком кругу или опуститься до уровня обывателя и работать на его вкус. И получается, что история Средних веков, когда каждого художника курировал свой меценат, а общая масса не понимала, куда тратятся такие большие деньги, может вернуться. Народу всегда были интереснее «пирожки» — повседневные нужды, которые понятнее и объяснимее.
«Деньги платят смешные»
— Как человек, успевший поработать преподавателем в Художественной Академии (Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств), могу точно сказать, что уровень образования у молодого поколения падает.
Причина, по которой, в том числе, я не задержался в качестве преподавателя — у нового поколения пустые глаза. Когда я увидел свой очередной курс, то понял, что не готов отдавать свое время в никуда. Студенты с каждым годом приходят в академию со все более потребительским настроем — смотрят на тебя, а в глазах читается: «Ну что, давай попробуй, научи меня». Статус преподавателя постепенно падает в глазах у студентов, они теперь хорошо знают свои права, забывая об обязанностях. Социальный статус учителя уже не так четко выражен, как это было раньше. К сожалению, профессия обесценилась.
Одновременно с этим профессия преподавателя — сложный путь, на котором нужно тратиться и тратиться. Ты полностью посвящаешь себя педагогике, а сам почти не развиваешься как художник, потому что две трети времени посвящаешь обучению других. Это очень энергозатратно, но у нас это не оплачивается по достоинству. Поэтому финансовый вопрос в нехватке кадров, для нашей академии в частности, — основополагающий. Деньги платят смешные, на которые не прожить, и приходится зарабатывать на чем-то другом, отнимая время у преподавательской деятельности. Думаю, что нас ожидает стагнация в художественном образовании.
— Художественное направление в фундаментальном образовании сейчас востребовано среди молодежи?
— Во-первых, сейчас все меньше идут учиться на художников. Во-вторых, на мой взгляд, часто это от безысходности. Такой вывод я делаю из того, что подготовка все слабее, и молодежь не знает куда им податься. Например, в архитектурную академию идут из-за статуса заведения — оно в центре города, с хорошим зданием. Если посмотреть на отделение МДИ (Монументально-декоративное искусство. — Ред.), где учат монументалистов работать с бетоном, камнем, стеклом, штукатуркой, росписью стен, то там одни девушки, хотя профессия далеко не женская. Эти хрупкие создания сидят на теории, но на практике не смогут осуществить свои проектные работы — они вряд ли выйдут на фасад, на экстерьер и раскрасят по 100-200-300 квадратных метров. Я уже не говорю о росписи храмов, о фасадной мозаике! Это тяжелый физический труд, мужская профессия, но мужчин сейчас в ней нет. Это происходит еще и от того, что после распада Советского Союза вымирает профессия художника-монументалиста — раньше она была заточена на идеологию, которой больше нет. И единственная ниша, связанная с художественно-архитектурной практикой, где теперь себя может воплотить монументалист — это храмовое искусство. Но и оно после определенного роста идет на спад.
— Если в целом рассматривать новосибирскую школу художников в широком смысле ее понимания, то можно назвать ее сильной?
Новосибирская школа живописи сильно отличается от других регионов. Это хорошо видно на больших мероприятиях, например, на третьей межрегиональной художественной выставке «Красный проспект. Искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока». На экспозиции, где было собрано больше тысячи работ, можно с легкостью различить картины из Иркутска, Алтая, Омска, Новосибирска, Красноярска. Сразу видно, откуда художники. Если где-то можно перепутать алтайских художников и красноярских, потому что там много пейзажистов, то в Новосибирске сформировалась школа, свойственная мегаполису — с его современной техникой живописи немного западного направления. Такая отличительная черта продиктована архитектурой города, его интересом к раннему конструктивизму, духом авангарда 20-х годов 20 века.
Золото и бриллианты через реализм
— Можно ли сказать, что Новосибирск повлиял и на ваш стиль живописи? Ведь ваши работы выполнены преимущественно в авангардном стиле.
— Да, отчасти так и есть, потому что я сразу же влюбился в этот город, как только приехал сюда. После окончания колледжа искусств в Казахстане, я приехал посмотреть Новосибирск, чтобы принять решение о поступлении в художественную академию. Выбирал между несколькими городами, но остаться решил именно здесь — мне приглянулся этот город, а городу приглянулся я. Наверное, поэтому без проблем поступил в академию, нашел себе друзей и соратников по творчеству, не обижен клиентами.
Но свой авторский стиль я нашел не сразу. После академии и колледжа, где мне была дана хорошая база — основы ремесла, я стал нарочно уходить в неизведанные для меня области авангарда и модернизма. Начинал писать картины, не зная, чем они закончатся. Я доверялся интуиции и чувствам, которые меня вели, и старался не думать рационально. И много, очень много работал! Потому что новое может родиться только тогда, когда каждый день работаешь физически. Я отвергаю понятие вдохновения. Вдохновение для меня — это быть в форме: хорошее самочувствие, здоровье, разогретое состояние, «набитая рука». Но никак не ожидание прихода идеи.
На тот момент мне было тяжело, но я понимал, как важно пройти этот этап. И если бы я не обладал тем монолитным фундаментом реализма, то «поплыл» бы, не понимая, что делаю. Знания реализма дают возможность работать в любом стиле, любом ключе, не теряя систему координат. Потому что законы искусства везде одни и те же: абстрактное полотно Кандинского с его красочными пятнами и фигуративные композиции на картинах передвижников построены на одних законах гармонии. Только где-то фигура смоделирована как плоскостной объект, а где-то как объемный.
Я часто вспоминаю слова Сальвадора Дали: «Сначала научись рождать своей кистью золото и бриллианты, а потом уже делай все, что хочешь». То есть начни сначала писать в стиле реализма, более понятном обывателю, и зарабатывать на нем, а потом уже переходи на свой авторский стиль, который может быть не всеми понят. Так случилось и со мной. Я постиг основы реализма, который часто меня «кормит», и совершенствую свой авторский стиль. Мне заказывают копии картин великих художников, портреты в стиле фотореализма, я оформляю интерьер, создаю логотипы и бренды. И я благодарен моим заказчикам! Но когда люди покупают мои авторские работы, меня это безумно вдохновляет и придает мне сил.
— Какие из персональных выставок вам запомнились больше всего?
Беседовала Мария Лисица
Фото: Аркадий Уваров
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется