Общепит на «удаленке». Вызов есть. Есть ли возможности?

Николай Перепёлкин, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова:

— В последние годы рынок доставки еды в России показывал рекордный рост. Демонстрировал рост и рынок общепита: кафе, ресторанов. Что происходит в этой сфере сегодня после режима самоизоляции? Стоит ли сейчас новичкам вкладываться в этот бизнес? Может быть, — самое время? Выясним…

Месяц падения и… новых идей. Посмотрим на цифры. Возьмем апрель – период разгара эпидемия и массовой самоизоляции в большинстве регионов. Оборот предприятий общественного питания в это время составил по стране – 64,5 млрд рублей. И по сравнению с апрелем 2019 года упал на 51,5%. Такие данные приводит Росстат.

В соответствии с данными Единой межведомственной информационно-статистической системы, падение оборота в апреле стало рекордным за все время наблюдений! По сравнению с мартом текущего года показатель в этом месяце сократился на 48,9%. Но за январь-апрель (если учесть относительно благополучные первые три месяца года) показатель снизился лишь на 11,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 454,7 млрд рублей.

Однако даже в период самоизоляции и других ограничений многие кафе и рестораны не закрылись полностью, а работали в формате доставки блюд или обслуживания на вынос.

Люди с коробами

В настоящее время ограничения в стране постепенно ослабляются, открываются летние веранды. Но самая привычная картина на улицах столицы и других крупных городов в последнее время — это яркие силуэты курьеров различных служб доставки на фоне городских пейзажей. Кто пешком, кто на велосипеде или самокате, а некоторые — на служебных автомобилях. Они развозят готовую еду и полуфабрикаты страждущим и голодным жителям.

По данным GFK, каждый пятый россиянин заказывал доставку еды на дом только в прошлом году. Что может показаться не таким большим числом, если не вспомнить, что это без малого 30 миллионов человек. Спрос на такие услуги продолжает расти: потребитель стремится экономить время и силы на покупку и приготовление пищи, а рестораторы увеличивают свою проходимость, средний чек и экономят на организации работы залов и посадочных местах.

В 2020 году в условиях пандемии и изоляции, спрос на услуги доставки продуктов и еды не только возрос, но и расширился на другие сферы. У россиян возникла необходимость доставки любых вещей повседневного спроса — от продуктов и хозяйственных товаров, до косметики и фармацевтики. В то же время, если опираться на статистику, количество предприятий, осуществляющих «деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» сократилось с почти 70 тысяч до 62 тысяч в период с 2017 по 2019 год. Как эти данные могут сочетаться с информацией о росте спроса и объема рынка по доставке?

Передел рынка

Наше мнение: на рынке происходит процесс естественной стабилизации и укрупнения, когда многие мелкие индивидуальные предприниматели и компании становятся частью более крупных и сильных брендов. Тенденция на укрупнение логистических центров известна давно, мы можем понимать, что собственная служба доставки любой компании, как правило, более эффективна, оперативна, профессиональна и клиентоориентирована. Но содержать собственный штат курьеров, логистические узлы, системы и площади хранения для части компаний становится сложно и затратно. Поэтому многие предприятия делегируют эти функции сторонним кампаниям.

Так на рынке доставки продуктов и еды теперь существует разделение на возможности собственной доставки из ресторана и реализации партнерской программы с известными агрегаторами.

Представьте, что вы делаете заказ горячего блюда. При наличии собственной службы доставки у ресторана, скорее всего, к вам приедет уже знакомый вам курьер, будет очень «домашняя» или авторская упаковка, курьер будет переживать о качестве и условиях доставки – не факт, что блюдо к моменту подвоза вообще останется теплым. Возможно, заказ привезет просто свободный менеджер ресторана на своем автомобиле.

У агрегаторов упор делается на четкую организацию логистических процессов по времени и маршрутам доставки, и научный подход. Крупные агрегаторы сегодня – это цифровые компании, которые работают в области аналитики и обработки больших данных, в том числе о потребительском поведении и «особенностях социальной урбанистической адаптации личности».

Будущее за доставкой?

В целом сетевые рестораны, крупные национальные агрегаторы и логистические компании сегодня – это серьезный бизнес с многомиллионными оборотами и значимыми инвестициями. Поэтому следуя принципам глобализации и унификации (объединение многообразия), через некоторое время мы сможем полноценно пользоваться едиными национальными сервисами доставки всего чего угодно на территории всей страны.

К этому будущему мы уже приближаемся. Сегодня службы доставки по сути уже есть там, где при наличии смартфона и доступа к интернету люди желают получить данную услугу. Но нужно понимать: к заказу доставки еды сегодня готовы далеко не все. Потребителю необходимо сформировать потребность и иметь серьезную мотивацию к получению данной услуги – для многих психологически тяжело воспринимать услугу по доставке еды как отдельную услугу. В отличие от посещения кафе и ресторана. Поэтому часто затраты на непосредственную доставку «камуфлируются» скидками, или входят в себестоимость и цену блюд.

В целом международные эксперты и профессионалы признают, что концентрация ресторанного бизнеса вокруг агрегаторов — это характерная особенность именно российского рынка в период пандемии. Большая часть ресторанов и пунктов общественного питания во всем мире в период изоляции приняли решение не работать вовсе или осуществлять ограниченную доставку собственными силами минимизируя контакты и деятельность.

Не будем судить, насколько это правильные решения. Достаточно вспомнить, что в обычном в сетевом ресторане с набором «пицца-бургеры» доставка в структуре доходов может занимать до 30% и более. И этот нехитрый расчет позволяет предположить, что грамотная организация приема заказов и доставки могла бы оказаться сейчас очень кстати. И позволить многим предприятиям с обширной лояльной базой клиентов с меньшими потерями пережить экономический кризис и спад, связанный с пандемией.

Материал предоставлен РЭУ им. Г.В. Плеханова

Фото: pixabay.com, автор- KaiPilger

tkrasnova

Recent Posts

Новогодняя встреча Партии Пенсионеров состоялась в Новосибирске

Представителям партии вручили Почётные грамоты Законодательного Собрания Новосибирской области

14 минут ago

Треть новосибирцев не планируют сами готовить салаты для новогоднего стола

Около двух процентов горожан поставят на стол только фрукты и шампанское

51 минута ago

Новосибирцу вынесен приговор за подготовку к теракту

В его квартире были обнаружены и изъяты подготовленные для теракта баллоны с кислородом, тысячи пуль…

15 часов ago