OCSiAl увеличит производственные мощности

Александр Зимняков, вице-президент по продажам в России и СНГ, рассказал Infopro54 о текущей ситуации на рынке одностенных углеродных нанотрубок и о том, что OCSiAl не собирается сдавать свои лидерские позиции в производстве.

Запуск второй производственной установки перенесли на 2018 год

— Александр, в сентябре на открытии «Точки кипения» в Новосибирске вы рассказали о планах по вводу второй установки синтеза нанотрубок. Когда ваша компания планирует его запустить?

— Мы планируем произвести запуск второй установки в 2018 году. Безусловно, это будет опытная эксплуатация и до конца 2018 года-начала 2019 он выйдет на полную производственную мощность. Это усовершенствованная версия, установка будет работать в абсолютно автоматическом режиме и позволит размещать производство в любой точке. В дополнение к этому скажу, что все параметры сертифицируются как по российским, так и по международным стандартам с точки зрения производительности, качества и безопасности.

— Изменились ли параметры проекта?

— Нет, ничего не изменилось. Максимальная мощность составит, как и планировалось, 50 тонн в год.

— Как решается вопрос со зданием, которое занимает ваше производство в Новосибирске?

— В настоящий момент этот вопрос на повестке дня не стоит. Интерес к зданию сохраняется, и это в первую очередь связано с устойчивостью нашего бизнеса и возможностью привлечения денежных средств, которые мы расходуем на науку и исследования. В данное здание с точки зрения технологического оборудования, доведения его до стандарта производственной и научной площадки уже вложены сотни миллионов рублей. Но у нас заключен долгосрочный договор его аренды — еще около 10 лет. Поэтому вопрос не острый, он касается перспективы развития компания.

— То есть пока вы остаетесь в Технопарке?

— Развитие нашей компании очень тесно связано с Академгородком. Я бы не хотел говорить слишком пафосно, но это действительно достаточно уникальная среда, что связано как с местоположением, так и с окружением площадки, с теми научными организациями, институтами, которые позволяют создавать открытые кооперационные связи. Мы в них очень заинтересованы на этапе развития продукции. Кроме того, это и специалисты, и научный потенциал Новосибирска в целом, и близость к НГУ. И, в дополнение ко всему этому, зачем что-то хорошее менять на что-то другое?

— Вы рассматриваете вопрос о передислокации производства?

— Да, как и любая крупная компания с глобальными планами, мы рассчитываем на открытие производств в различных регионах мира — рядом с крупнейшими потребителями наших продуктов. В перспективе это будут производственные мощности на большинстве континентов с высоким рыночным спросом на одностенные углеродные нанотрубки и продукты на их основе. При этом R&D центр, занимающийся фундаментальными исследованиями и разработкой новых технологий и продуктов, находится и навсегда останется именно в Новосибирске, — это наша принципиальная позиция. В других странах возможно только производство и техническая поддержка существующих иностранных клиентов.

Предвосхищая потребности рынка

— Сколько сейчас продукции, которую производит ваша компания, находит покупателей?

— Мы занимаем 90% рынка одностенных углеродных нанотрубок в мире. С одной стороны, это связано с тем, что мы единственная компания, которая выпускает продукцию подобного качества, и с другой стороны, низкой ценой синтезируемого материала. Продукция более низкого качества на мировом рынке стоит в десятки раз дороже, и в этом заключается наше конкурентное преимущество.

В настоящее время мы можем производить до 10 тонн продукции в год. В этом году уже произведено около 7 тонн одностенных углеродных нанотрубок.  При этом ещё пять лет назад весь рынок одностенных углеродных нанотрубок составлял сотни килограммов. Мы предложили качественный продукт по цене на порядок ниже, чем у конкурентов, и это привело к формированию рынка.

Сегодня 250 компаний по всему миру являются нашими постоянными покупателями. Около 350 клиентов используют нашу продукцию в производстве. Порядка 850 компаний активно тестируют наш материал. Еще примерно полторы тысячи компаний, с которыми мы находимся на различных стадиях переговоров. Планируется, что это общение приведет к практическим результатам в конце 2017 — начале  2018 года. Каждый клиент, который  использует нашу продукцию, обеспечивает увеличение объема продаж. Эти проекты имеют достаточно глобальный потенциал, так как спрос измеряется в тоннах, а иногда даже в десятках тонн. Поэтому в перспективе мы можем столкнуться с нехваткой сырья, и только расширение производственных мощностей позволит нам избежать эту проблему.

— То есть вы торопитесь ввести новую установку?

— Конечно. Предложение должно соответствовать спросу.

— А что будет с ценой на вашу продукцию, в связи с вводом новой установки? Не думаете, что она может упасть?

— В ближайшей перспективе нет, но с запуском новых установок по всеми миру цены на наши нанотрубки будут снижаться. На данный момент мы единственный поставщик данного материала на мировой рынок, то есть мы устанавливаем на него цену. Дело в том, что 50 тонн материала — это вопрос перспективы. И если в следующем году мы столкнемся с нехваткой нанотрубок, которые способна произвести 10-тонная установка, то возможности 50-тонной будут исчерпаны уже до конца 2019 года.

Нанотрубки на практике

— Можете привести примеры инновационных производств, в которых используется ваша продукция? Какие из них превзошли ваши ожидания?

— Есть примеры, которые запомнились, которые вносят вклад в развитие нашего совместного бизнеса с точки зрения идей и их применения. В Новосибирске есть компания под названием НПФ «Гранч». Они производят системы безопасности и оборудование для работы в угольных шахтах. У нас очень интересный совместный проект, который направлен на изготовление корпусов для их оборудования. Компания использует нашу продукцию, и мы очень довольны сотрудничеством, считаем этот проект одним из самых перспективных.

Другой пример — ОАО Завод «Экран». С ними у нас также очень интересный проект, связанный с введением нашего материала в их технологию. Наши нанотрубки дадут возможность упрочнить стеклотару, уменьшить толщину стенки, а значит количество дефектов на партиях. Данный проект находится в стадии реализации.

Совместно с ООО «ГеоПласт» мы выпускаем новую продукцию, аналогов которой еще нет на мировом рынке. Это антистатическая полиэтиленовая пленка, которая имеет постоянную антистатику, прозрачность. У нее достаточно широкое применение.

В целом, нам категорически важно иметь заинтересованность компаний-партнеров в инновациях.

— Кого вы можете назвать среди клиентов по России, за пределами региона?

— В России у нас уже 45-50 постоянных клиентов. Это компания ООО «Тэохим», которая производит антистатические наливные полы. Это бийское ЗАО «НПП «Алтик», которое выпускает композитные антистатические упрочненные трубы. Очень интересный проект компании АО ФПК «Чайковский текстильный дом». Они создают ткань со специальным покрытием, обладающую целым рядом свойств, таких как антистатика, защита от загрязнений, пыленепроницаемость и других, актуальных для шахтеров, горняков, нефтяников. Производство этой продукции планируется запустить уже в этом году. Есть целый ряд питерских компаний, которые работают в области покрытий и используют наши материалы для придания им антистатических свойств. Также мы работаем с московскими предприятиями, которые являются лидерами в своих отраслях. Например, это компания ОАО «СУЭК», НИИ «Графит».

Есть крайне интересные проекты, которые в настоящее время находятся в окончательной стадии тестирования, поэтому рассказать о них я не могу.

— На каких условиях вы сотрудничаете с партнерами? Если речь идет о создании новых технологий, то настаиваете ли вы на создании совместных предприятий?

— Нет, мы стараемся концентрировать все наши усилия на развитии базовой технологии синтеза нанотрубок и изготовлении концентратов на их основе. Потому что просто так взять их, «посолить» и отправить в эксплуатацию — не получается. Есть целый ряд факторов, которые препятствуют использованию сухого порошка. Наши партнеры являются теми опорными точками, которые помогают нам внедрять в материалы те или иные технологии. Есть три кита, на которых стоит компания: первое — это синтез, второе — технологии применения и третье — это наши партнеры. Мы не существуем в вакууме. Мы можем модифицировать порядка 70% материалов, которые нас окружают, начиная от ДСП, заканчивая экраном вашего смартфона — это все наши потенциальные рынки. Нужны колоссальные ресурсы для проникновения в них. Это возможно только на построении кооперационных связей с партнерами. И чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество, мы стремимся открывать новые ниши.

От НГУ ждем специалистов

— В этом году вы открыли кафедру в НГУ. Каких результатов ждете от сотрудничества с вузом?

— НГУ — это один из ведущих вузов страны. Если мы говорим о базовых специальностях в областях химии, физики, вуз очень хорошего мирового уровня. Наше пребывание в Академгородке и Технопарке во многом связано именно с наличием здесь этого вуза. У нас есть ожидания по трем направлениям. Это уже готовые специалисты, которых мы с удовольствием принимаем на работу. Кроме того, создание кафедры поможет нам подготовить новых сотрудников, которые в дальнейшем будут работать в OCSiAl.  Второе направление, которое мы развиваем совместно с Технопарком — это переподготовка специалистов. Наша работа часто связана с изменениями технологий партнеров, поэтому нам необходима площадка для обучения их сотрудников работе с нашим материалом. И третье направление — это большое количество публикаций НГУ, мы настроены на синергию наших усилий и продвижение наших разработок в научном сообществе.

— Каковы перспективы дальнейшего развития проекта OCSiAl?

— Я уже говорил о трех направлениях развития, это перспектива 5-7 лет, и это путь, который позволит нам кратно увеличивать объемы продаж.

 Не-монополисты

— Можно ли назвать вашу компанию монополистом?

— Слово «монополист» имеет в русском языке несколько отрицательный контекст. Мы — единственный производитель в мире, который применяет технологию промышленного производства одностенных углеродных нанотрубок. Если у кого-то хватит ресурсов, знаний, опыта, чтобы воссоздать то, что делаем мы, то тогда они все же столкнутся со следующим вопросом — создание концентратов для внесения нанотрубок в материалы. В этой области мы также обладаем результатами, не имеющими аналогов в мире. А если потенциальным конкурентам хватит сил, энергии и ресурсов на создание концентратов, то им нужно будет убедить наших партнеров, почему они лучше.

Фото: из личных архивов

Подготовила Дарья Савельева

 

tkrasnova

Recent Posts