Замминистра призвал аэропорты конкурировать друг с другом, а авиакомпании — радикально сокращать расходы.
Объем авиаперевозок в мире растет, а в России по итогам четырех месяцев 2016 года пассажиропоток снизился более чем на 4 %, сообщил на конференции по воздушному транспорту в рамках V международного форума «Транспорт Сибири», который проходит в МВК «Новосибирск Экспоцентр», заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.
— Снижение перевозок по пассажирокилометрам, есть такой показатель, составило 9,2 %. Летать на короткие расстояния еще хватает денег, на дальние уже не хватает. Эта тенденция просматривается полтора года, — сказал он.
Окулов отметил, что, несмотря на то, что с рынка ушла авиакомпания «Трансаэро», для авиакомпаний облегчение не наступило в силу снижения покупательной способности. Наиболее доходное направление — международные перевозки — провалилось более чем на 20 %.
— Рост на внутреннем рынке объеме 12—13 %, к сожалению, не компенсирует то падение, которое имеется на рынке международных перевозок. Это касается не только наших компаний. Мы видим, что с российского рынка уходят международные перевозчики, — сообщил замминистра.
Одни полностью прекращают полеты в Россию, другие сокращают маршрутную сеть, частоту полетов.
— Безусловно, эти вызовы требуют как принятия мер со стороны самих перевозчиков, со стороны отрасли, так и со стороны регулятора — государства, — сказал Окулов.
Со своей стороны государство с 1 июля 2015 года снизило ставку НДС на внутренние воздушные линии с 18 % до 10 %. Эффект за второе полугодие прошлого года составил 10 млрд рублей. Также сохранены все программы субсидирования примерно на том же уровне, при этом многие программы в других отраслях секвестированы. Гражданской авиации даже добавили 200 млн рублей на развитие туристических направлений. По заявкам Ростуризма была сформирована маршрутную сеть, в которую вошли 19 маршрутов. Программа субсидирования перевозок в Крым, по словам замминистра, была полностью пересмотрена. Ее удлинили до 30 ноября и сделали социальной.
— Если в прошлом году программа распространялась на всех, поэтому не получал никто, единицы, то сейчас мы сделали эту программу только в отношении молодежи до 23 лет, пенсионеров и инвалидов 1 и 2 групп. Спасут ли эти меры отрасль? Ни одна мера не спасет, спасет только набор действий как со стороны регулятора, так со стороны авиакомпаний и со стороны аэропортов, — подчеркнул Окулов.
Он отметил, что аэропорты по определению являются естественной монополией, и зачастую это положение недобросовестно используют, повышая цены на аэропортовые сборы, прежде всего, на нерегулируемые. Ситуация перевернулась в некоторых аэропортах после значительного уменьшения пассажиропотока. Например, во Внуково, где приняли меры, в результате чего именно его авиакомпании «Победа» и «Россия» выбрали аэропортом своего базирования.
— Видя эту ситуацию, аэропорт Пулково тоже создает мотивационную программу, чтобы привлечь перевозчиков. Не хватает собственных финансовых ресурсов, чтобы конкурировать с Внуково, правительство Санкт-Петербурга решает дофинансировать ее, чтобы уменьшить регулируемые тарифы до уровня на 3—5 % ниже сборов во Внуково. Это реальная конкуренция и борьба за перевозчика, — сказал Окулов.
По его словам, инвесторы, которые вложились в строительство нового терминала Пулково, понимают, что маршрутная сеть тает на глазах, сокращаются частота и количество маршрутов на международных линиях в первую очередь, которые наиболее доходные для аэропорта, сокращается количество транзитных пассажиров. Сейчас такие же меры принимает аэропорт Ростова.
— Считаем, что этот очень положительный пример будет заразителен для наших аэропортов. Но главное направление — то, что делают сами авиакомпании. Мало кто верил в то, что в «ЮТэйр» выплывет. Уж слишком тяжела была финансовая гиря, которая еще висит на шее этой авиакомпании, слишком неохотно банки шли на реструктуризацию, и слишком охотно ряд банков подавали иски на банкротство. Компания радикально сократила расходы. Принятые программы, в том числе социально непопулярные — с сокращением персонала, зарплат, рабочей недели, ведением неоплачиваемых отпусков — позволили оздоровить ситуацию. И компания сегодня реально демонстрирует небольшую, но прибыльность, — сообщил замминистра.
Он считает, что без мероприятий по санации в существующей ситуации перевозчикам не выжить.
Также Окулов рассказал, что на этой неделе получил окончательный отчет по результатам завершившейся в конце 2015 года проверки российской гражданской авиации Международной организацией гражданской авиации (ICAO).
— Они неплохие. Самое главное, к нам нет серьезных замечаний по организации деятельности гражданской авиации. Показатель по тем замечаниям, которые есть, в процентном отношении выше среднемирового. То есть мы находимся в тридцатке стран с лучшими показателями по результатам проверки ICAO. Это нас ни в коей мере не расхолаживает и не ведет к навешиванию лавровых венков, понимаем, что настолько динамично развивается ситуация в нашей отрасли, она требует очень серьезной, постоянной работы по совершенствованию нормативной базы, законодательства, контроля за его исполнением, его осуществления как регулятором, как надзирающими органами, так и хозяйствующими субъектами. Это к тому, что не все скверно в нашей отрасли, у нас есть самый главный капитал — ответственные профессионалы, которые и будут обеспечивать результат, — сказал замминистра.
Фото: Мария Кормильцева
Мария Кормильцева
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье