Замминистра призвал аэропорты конкурировать друг с другом, а авиакомпании — радикально сокращать расходы.
Объем авиаперевозок в мире растет, а в России по итогам четырех месяцев 2016 года пассажиропоток снизился более чем на 4 %, сообщил на конференции по воздушному транспорту в рамках V международного форума «Транспорт Сибири», который проходит в МВК «Новосибирск Экспоцентр», заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.
— Снижение перевозок по пассажирокилометрам, есть такой показатель, составило 9,2 %. Летать на короткие расстояния еще хватает денег, на дальние уже не хватает. Эта тенденция просматривается полтора года, — сказал он.
Окулов отметил, что, несмотря на то, что с рынка ушла авиакомпания «Трансаэро», для авиакомпаний облегчение не наступило в силу снижения покупательной способности. Наиболее доходное направление — международные перевозки — провалилось более чем на 20 %.
— Рост на внутреннем рынке объеме 12—13 %, к сожалению, не компенсирует то падение, которое имеется на рынке международных перевозок. Это касается не только наших компаний. Мы видим, что с российского рынка уходят международные перевозчики, — сообщил замминистра.
Одни полностью прекращают полеты в Россию, другие сокращают маршрутную сеть, частоту полетов.
— Безусловно, эти вызовы требуют как принятия мер со стороны самих перевозчиков, со стороны отрасли, так и со стороны регулятора — государства, — сказал Окулов.
Со своей стороны государство с 1 июля 2015 года снизило ставку НДС на внутренние воздушные линии с 18 % до 10 %. Эффект за второе полугодие прошлого года составил 10 млрд рублей. Также сохранены все программы субсидирования примерно на том же уровне, при этом многие программы в других отраслях секвестированы. Гражданской авиации даже добавили 200 млн рублей на развитие туристических направлений. По заявкам Ростуризма была сформирована маршрутную сеть, в которую вошли 19 маршрутов. Программа субсидирования перевозок в Крым, по словам замминистра, была полностью пересмотрена. Ее удлинили до 30 ноября и сделали социальной.
— Если в прошлом году программа распространялась на всех, поэтому не получал никто, единицы, то сейчас мы сделали эту программу только в отношении молодежи до 23 лет, пенсионеров и инвалидов 1 и 2 групп. Спасут ли эти меры отрасль? Ни одна мера не спасет, спасет только набор действий как со стороны регулятора, так со стороны авиакомпаний и со стороны аэропортов, — подчеркнул Окулов.
Он отметил, что аэропорты по определению являются естественной монополией, и зачастую это положение недобросовестно используют, повышая цены на аэропортовые сборы, прежде всего, на нерегулируемые. Ситуация перевернулась в некоторых аэропортах после значительного уменьшения пассажиропотока. Например, во Внуково, где приняли меры, в результате чего именно его авиакомпании «Победа» и «Россия» выбрали аэропортом своего базирования.
— Видя эту ситуацию, аэропорт Пулково тоже создает мотивационную программу, чтобы привлечь перевозчиков. Не хватает собственных финансовых ресурсов, чтобы конкурировать с Внуково, правительство Санкт-Петербурга решает дофинансировать ее, чтобы уменьшить регулируемые тарифы до уровня на 3—5 % ниже сборов во Внуково. Это реальная конкуренция и борьба за перевозчика, — сказал Окулов.
По его словам, инвесторы, которые вложились в строительство нового терминала Пулково, понимают, что маршрутная сеть тает на глазах, сокращаются частота и количество маршрутов на международных линиях в первую очередь, которые наиболее доходные для аэропорта, сокращается количество транзитных пассажиров. Сейчас такие же меры принимает аэропорт Ростова.
— Считаем, что этот очень положительный пример будет заразителен для наших аэропортов. Но главное направление — то, что делают сами авиакомпании. Мало кто верил в то, что в «ЮТэйр» выплывет. Уж слишком тяжела была финансовая гиря, которая еще висит на шее этой авиакомпании, слишком неохотно банки шли на реструктуризацию, и слишком охотно ряд банков подавали иски на банкротство. Компания радикально сократила расходы. Принятые программы, в том числе социально непопулярные — с сокращением персонала, зарплат, рабочей недели, ведением неоплачиваемых отпусков — позволили оздоровить ситуацию. И компания сегодня реально демонстрирует небольшую, но прибыльность, — сообщил замминистра.
Он считает, что без мероприятий по санации в существующей ситуации перевозчикам не выжить.
Также Окулов рассказал, что на этой неделе получил окончательный отчет по результатам завершившейся в конце 2015 года проверки российской гражданской авиации Международной организацией гражданской авиации (ICAO).
— Они неплохие. Самое главное, к нам нет серьезных замечаний по организации деятельности гражданской авиации. Показатель по тем замечаниям, которые есть, в процентном отношении выше среднемирового. То есть мы находимся в тридцатке стран с лучшими показателями по результатам проверки ICAO. Это нас ни в коей мере не расхолаживает и не ведет к навешиванию лавровых венков, понимаем, что настолько динамично развивается ситуация в нашей отрасли, она требует очень серьезной, постоянной работы по совершенствованию нормативной базы, законодательства, контроля за его исполнением, его осуществления как регулятором, как надзирающими органами, так и хозяйствующими субъектами. Это к тому, что не все скверно в нашей отрасли, у нас есть самый главный капитал — ответственные профессионалы, которые и будут обеспечивать результат, — сказал замминистра.
Фото: Мария Кормильцева
Мария Кормильцева
В 2025 году ремонт Димитровского моста продолжится
В мэрии рассчитывают, что подрядчик подготовит и согласует проект за год
Самые популярные развлечения за год подорожали на четверть
Сумма задолженности по контракту составила 3,7 миллиона рублей
Клиника продолжит прием пациентов во время строительных работ
В последние годы уголовные дела по таким делам возбуждались редко, и лишь в исключительных случаях…