«Оригинальные препараты — не пирожки. Каждый год их печь невозможно»

Учредитель ГК «SFM» Андрей Бекарев в кулуарах форума «Технопром-2018» рассказал Infopro54 о специфике работы инвестора в фармацевтической отрасли, нюансах продвижения новых препаратов и возможностях их вывода за рубеж.

— Естественный интерес, Андрей Александрович, на каком этапе находятся ваши фармацевтические проекты? В частности, по тромбовазиму?

— Он прошел от и до все обязательные этапы вывода оригинальных лекарственных препаратов на рынок, и я на личном опыте убедился, что ускорить процесс не удастся… Работа над этим проектом началась в 2002 году, я к нему подключился в 2005. Минимум 10 лет нам потребовалось на его разработку и продвижение. Это стандартный срок на мировом рынке для НЕ дженериков. На старте, конечно, были сомнения у врачебного сообщества, затем пошли первые примеры применения и полученные результаты, люди стали делиться своим опытом друг с другом, спрашивать у врачей и фармацевтов в аптеках. То, что мы наблюдаем сейчас — нарастающий естественный интерес, а не искусственно раздутый огромными маркетинговыми бюджетами и технологиями, которые в народе зовутся «push». Препарат активно потребляется, его дистрибуцией занимается компания «Катрен», что дает нам широкое распространение по аптечным сетям, а результаты его применения очень пристально изучаются врачебным сообществом, не одна диссертация уже была защищена на эту тему.

Конечно, как инвестору и производителю, мне бы хотелось, чтобы продажи шли более активно, необходимо компенсировать вложенные затраты, но пока все идет достаточно плавно: тренд роста потребления пока кратный — год от года.

— Можете уже озвучить, сколько инвестиций вложено в его разработку?

— Цифра большая, я не хотел бы пугать народ, но это десятки миллионов и не рублей. В среднем на мировом рынке минимальные сроки реализации проекта оригинального препарата составляют около 10 лет, а затраты — около 1 млрд долларов. У нас цифры, конечно, меньше, но это очень длительный и тяжелый процесс. Именно этим объясняется тот факт, что в России за постперестроечное время появилось очень мало оригинальных препаратов. Два года назад в Новосибирск с визитом приезжала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова и отмечала, что сейчас зарегистрировано всего 3 оригинальных препарата (один из них тромбовазим. — ред.), а в разработке находится еще 44. Объясняется это просто: их сложно разрабатывать, производить и потом сложно продвигать.

Когда ты выпускаешь дженерики или дженерики с признаками оригинальности, то их судьба более предсказуема: можно сократить часть этапов доклинических и клинических исследований, потребность на рынке в препарате уже сформирована и, выбирая аналог, потребитель, как правило, руководствуется только ценой. У производителя дженериков есть возможность конкурировать на ценовом поле, в отличие от производителя оригинальных лекарств.

Дополнительная сложность в выводе оригинальных препаратов на рынок — это консерватизм врачебного сообщества.  По нашим оценкам, всего 5% медиков готовы применять новые зарегистрированные лекарственные препараты, прошедшие все обязательные этапы исследований и доказавшие свою эффективность. Основная масса врачей берет на вооружение уже чей-то готовый опыт применения.

— На какой объем производства вы сейчас вышли?

— В годовом исчислении около 30 тысяч упаковок. Надеемся, что в следующем году подойдем к 100 тысячам. Действующих площадей компании на улице Софийской пока достаточно для наращивания объемов. В этот объект уже вложено много средств, напомню, что мы чуть ли не первые в регионе создали фармпроизводство, соответствующее стандартам GMP, и сейчас останавливать отлаженное действующее производство и переводить его в Биотехнопарк бессмысленно.

Часть технологического цикла, физический синтез действующего вещества, который нам необходим для создания всех препаратов, мы уже перенесли в Кольцово. Там же подготовлена площадка, где мы будем выпускать тромбовазим, когда полностью загрузятся линии на Софийской.

— Вы планируете в следующем году в три раза увеличить объем выпуска продукции, а рынок сбыта сформирован?

— Да, он уже есть. Дистрибьюцией нашего препарата, как я уже упоминал, занимается АО «Катрен», которое также является резидентом Биотехнопарка. Это один из примеров кооперации и синергии.

Ждут своего времени

— Можете рассказать о новых разработках, которые вы сейчас ведете?

— Оригинальные препараты — не пирожки: каждый год их печь невозможно. У нас в разработке есть препарат для рынка восстановительной регенерационной медицины — G5, но это еще не лекарство. При этом срок его «жизни» уже 6 лет. Он прошел полную доклинику: большой цикл исследований, но мы его пока не вывели на клинические исследования.

Кроме того, мы ведем работу над лямбда-интерфероном для лечения гепатита С. Назвать его полностью оригинальным сложно, так как есть аналоги в России и за рубежом, но это один из немногих противовирусных препаратов с элементами оригинальности, который может лечить гепатит С. Он готов к выводу на рынок и будет существенно дешевле, чем импортный аналог. Мы его специально делали под отечественное потребление.

Цикл разработки и вывода на рынок лямбда-интерферонов меньше, чем «оригиналов», так как в его состав входит известное и зарегистрированное действующее вещество, нам же пришлось только подтвердить его идентичность. Но в такой ситуации возникает другой нюанс. Если на рынке уже есть подобные препараты, которые хорошо продаются, то новичкам приходится либо вступать в конкурентные войны на полях продвижения и ценообразования, либо вступать во взаимодействие, чтобы продвигаться комплементарно.

— А тромбовазим разве не конкурирует с другими препаратами?

— С тромбовазимом получилась очень интересная история. Сейчас вся медицина в РФ переходит на стенты. Для этого существует экономическое объяснение: государство выделяет субсидии, и достаточно приличные, поэтому учреждения здравоохранения могут на них зарабатывать. Согласитесь, выгоднее человека положить в больницу и поставить стент, чем прописать ему лекарство, которое он купит в аптеке и пропьет курс дома. Это неинтересно системе, которая сейчас сформирована в РФ.

— Сейчас многие фармкомпании занимаются БАДами. Вам этот сегмент рынка интересен?

— Да, у нас в разработке есть линейка БАДов «Диэнай», которую мы планируем выпускать на новой площадке в Кольцово. Кроме того, здесь мы планируем разместить производство питания для спецподразделений — СМП-17. История его появления некоммерческая. Несколько лет назад я был серьезно впечатлен последствиями командировки сотрудников одного из спецподразделений России на Кавказ, когда вместо двух дней, на которые был взят паек, они провели в горах, где полностью отсутствовал «подножный» корм, две недели. Для многих последствия были очень серьезные, с потерей веса до 15 кг. Тогда я вышел с предложением о разработке спецпитания для случаев, когда с собой нужно брать больше боеприпасов, чем еды. В его создании принимали участие сотрудники регионального спецподразделения ФСБ с рекомендациями, какие корректировки нужно внести в состав, испытывали, давали отзывы. Так что это совместная разработка, и пока в проекте нет бизнеса — это, скорее, шефская помощь, продукт для конкретной целевой аудитории. Его состав уникален, в нем совсем нет химических консервантов: он производится согласно действующим нормам производства фармпрепаратов на нашем предприятии. За счет этого мы добились высокой чистоты продукта и можем гарантировать срок его хранения — минимум 2 года. Хотя у меня есть образцы, которым уже 8 лет — и микробиология по ним отличная.

Лично я всегда беру СМП-17 с собой, когда хожу по горам. Одного брикета хватает на сутки. У него есть один недостаток — однообразие вкуса. Уже через несколько дней хочется корочку хлеба. Но добавлять вкусовые ингредиенты — это, в большинстве случаев, добавлять в продукт химию, а мы принципиально от этого отказались. Еще раз повторю: он предназначен для людей, которым жизненно важен вес и состав продукта, когда не стоит выбор «хочу кисленького или солененького».

Существует еще ряд наработок, которые ждут своего времени. Ведь «придумать что-то» — это даже не начало. Комплекс исследований, которые необходимо проводить по каждому препарату, стоит довольно больших денег, и выполнять работу по всем одновременно никаких сил не хватит, по определению.

В поисках зарубежного партнера

— Планируете выходить со своими препаратами на зарубежный рынок?

— Тромбовазим мы уже два года представляем на зарубежных выставках. С выходом на иностранные рынки связан ряд нюансов. Для того, чтобы это сделать, нужно вложить сотни миллионов на проведение любимых за рубежом многоцентровых клинических исследований — и при этом без всякой гарантии, что препарат будет продаваться… С учетом всех обстоятельств может и не нужно самим заниматься регистрацией препарата на иностранном рынке? Гораздо эффективнее найти правильного партнера, и сейчас мы идем по этому пути.

Возможно, с G-5 мы даже не будем выходить на клинику в России. Для меня принципиально, что по этому препарату мы провели всю доклинику и даже чуть шире, мы знаем принцип его действия, для чего он применяется. Я могу сказать, что он уникален и перспективы у него будут не хуже тромбовазима.

— Когда окупаются вложения в фармпрепараты? Вы уже получаете эту отдачу?

— Мы находимся в зоне производственной окупаемости только по тромбовазиму. Но даже по этому оригинальному препарату пока нет окупаемости инвестиционных вложений, вложенных в исследовательскую часть. Для этого нужно перейти на более активные продажи.

Подготовила Юлия Данилова

Фото автора

tkrasnova

Recent Posts

«Новосибирскхлебопродукт» выплатит дивиденды за 2023 год

На эти цели компания направит 111 млн рублей из чистой прибыли.

15 часов ago

Квартирные предпочтения новосибирцев оценили в группе «Самолет»

В топ приоритетов вошли минималистический дизайн, умный дом и большое количество мест для хранения.

16 часов ago