Подъезд как зеркало новосибирского девелопмента.
«Подъезд» и «парадная» ― взаимоотношение этих понятий довольно причудливо. С одной стороны, все в курсе, что парадная ― это подъезд на «петербургском русском». С другой стороны, отнюдь не всякий подъезд ― парадная. Некоторые ― не более чем вертикальная связка между квартирами. В Санкт-Петербурге, откуда родом первые российские доходные дома-многоквартирники, разницу понятий прописали еще в 1820-х годах. Величавый путь в жилище для хозяев и их гостей ― через парадную, рутинный маршрут для прислуги и коммунального персонала ― по черной лестнице. Через парадную входили в прихожую и гостиную, черная лестница связывала по вертикали задние двери кухонь или угольных чуланов.
Ось света
Архитектурное оформление парадной было, фактически, особым жанром: зачастую сдержанные, даже чопорные, снаружи петербургские дома скрывали в своем каменном теле настоящую вертикаль роскоши ― ограждения лестниц расцветали коваными фиалками, своды лестничных площадок подпирали кариатиды, вестибюли стерегли львы и сфинксы.
В многоэтажных домах 1920-х и ранних 30-х подъезд перестал служить ареной декораторской фантазии, но эстетической функции не утратил. Архитекторы той поры любили ярко выделять лестничные клетки подъездов сквозными лентами витражей, стеклянными коробами или барабанами. Эпоха, влюбленная в простор и свет, громко сказала «нет» черной лестнице: подъезды первых советских многоквартирников при взгляде с улицы напоминают шкалу градусника или высокий бокал. И никаких финтифлюшек на лестничных ограждениях ― они теперь напоминали палубные парапеты парохода или делались сплошными, похожими на боковые панели эскалаторов.
Впрочем, в Сибири этот гимн воздуху и свету быстро затих: ленточные витражи, пронизывающие дома с цоколя до крыши, в нашем климате оказались непрактичны. В итоге уже к концу 1930-х авангардистское ленточное остекление во многих новосибирских домах заменили на обычные окна «в разрезку».
― Вертикальный ленточный витраж в подъезде ― простой, но очень эффектный прием, ― отмечает Динар Зарипов, директор по продажам «Сибакадемстрой» (Компания «Брусника» в Новосибирске). ― Он дает подъезду максимум естественной освещенности, а зданию добавляет стройности и воздушности. Но, конечно, шарм ленточного витража раскрывается лишь при безупречном исполнении и надлежащем уходе. В модернистских домах 20-30-х архитектура была смелее технологии. Фактически потенциал витражного остекления подъезда раскрылся только в наши дни ― когда в арсенале архитекторов появились надежные технологии и материалы. Например, в домах квартала «Дунаевский» мы объединили остекление и лестницу, процитировав наработки советского и голландского конструктивизма. Пустили лестничные марши не поперек, как обычно принято, а вдоль внешнего контура ― параллельно большому вертикальному витражу. Такое решение наполняет лестничную клетку светом, создается ритм лестничных маршей и межэтажных площадок.
Наркомовский шик
В середине тридцатых, когда прошла мода на дома-коммуны и дома-машины, подражавшие своей пластикой кораблям и аэропланам, подъезду вернули представительскую функцию. В некоторых домах даже вновь появился тандем двух лестниц ― ярко освещенной, декорированной парадной, ведущей в прихожую, и узкой «черной», на которую выходили двери кухонь.
Подобные дома в изобилии появились на обновленной московской Тверской и даже в Новосибирске ― в довоенной очереди улицы Станиславского, предназначались они руководству заводов, генералитету, творческим союзам и академиям.
Впрочем, даже в домах, где не было иерархического разделения лестниц, в предвоенные годы подъезды вновь обрели торжественность. Их стали делать сквозными: выход на тыльную сторону ― во двор ― был утилитарным и никак не оформлялся, зато на магистральные улицы с фасадов на прохожих глядели величественные порталы с портиками, фризами и колоннами. Внутреннее пространство тоже стало эффектнее.
Характерен в этом смысле знаменитый Стоквартирный дом работы А.Д. Крячкова и особенно его боковые подъезды на скругленных углах. На сквер с памятником создателю дома глядят два просторных вестибюля под сенью каменных ваз, колонны египетского силуэта подхватывают плавно взлетающие лестницы. И даже масляная краска унылого зеленого цвета, столь типичная для отечественных подъездов, не омрачает элегантность крячковского замысла.
Величественные фасадные порталы, противостоящие нейтрально-заурядной двери во двор, еще использовались в домах 1940-50-х годов, горожане даже ненадолго стали называть их парадными. Но функцию свою они не сохранили почти нигде: почти все фасадные входы новосибирских «сталинок» сейчас либо заколочены, либо превращены в торговые точки. Примечательно, что в титульной роли эти порталы не помнят даже старожилы. Закрыли/замуровали их еще лет сорок-пятьдесят назад. С резоном «сквозняки у нас от сквозного подъезда, да и чтоб не шастали с улицы всякие».
― Двусторонний вход в подъезд ― это не роскошь, а современный тренд, ― комментирует Динар Зарипов. ― Качественная проработка входных групп, двери с доводчиками и уплотнителями, тепловые завесы и системы видеоконтроля исключают появление сквозняков, шума и непрошенных посетителей. Подъезд с двусторонним входом ― типичный элемент для большинства наших объектов. Прозрачные входные группы и стена подъезда пускают внутрь максимальное количество света. Большие знаки-литеры, обозначающие номера подъездов, обеспечивают визуальную навигацию, освещение и служат украшением дома.
К слову, в домах «Сибакадемстроя» входные группы не именуются «крыльцом». Здесь нет ни порогов, ни ступеней. Подъезд представляет собой безупречную плоскость, выходящую на тротуар. Так формируется удобный маршрут для пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, велосипедистов и родителей с колясками.
― Крыльцо, приподнятый вход ― традиционный способ уберечь дом от дождевой воды и грязи, ― поясняет Динар Зарипов. ― Современные водоотводные и дренажные системы позволяют обходиться без перепада высот, практически сомкнув тротуар и пол подъезда. Вместо того чтобы поднимать подъезд над уровнем грунта, проектировщики опускают грунт и грязь ниже уровня подъезда. В итоге чистым становится не только подъезд, но и вся территория двора.
Просто и темно
В 1960-х подъезд превратился в сугубо утилитарный элемент: путь с улицы до своей квартиры. В этой роли он предстает в типовых пяти- и девятиэтажках. Здесь нет холлов и вестибюлей. Только необходимый минимум функциональных плоскостей: узкая квартирная и межэтажная площадка, пятачок перед лифтом.
В домах, перешагнувших отметку в десять этажей, лифтовые площадки заметно просторнее, но на смену тесноте пришла тревожная затененность и обилие «слепых» зон. Яркий образец этой проблемы ― типовая кирпичная 12-14-этажка, тиражировавшаяся по всей стране с середины 1970-х. В Новосибирске массовым стал ее 12-этажный вариант. Большое количество квартир в единственном подъезде заставило проектировщиков сгруппировать их в несколько блоков-рукавов, а пожарные нормативы обеспечили обособление лестницы. В итоге коридоры, расходящиеся от лифтового холла, даже днем почти не имели притока естественного света. А лестница, связанная с квартирными площадками проходом через внешнюю лоджию или балкон, превращалась в зону отчуждения.
Впрочем, эта проблема характерна и для совершенно новых домов–новостроек, где на каждом этаже теснится по дюжине маленьких квартир. Разместить такое количество квартир в одном единственном подъезде можно только в режиме коридорной компоновки. А чем пространнее коридоры этажа, тем больше на нем темных зон.
Свет, цвет, стиль
― Конечно, наиболее оптимальный путь ― вообще отказаться от коридоров, ― рассуждает Динар Зарипов. ― Но даже там, где коридор конструктивно необходим, можно создать уютную, визуально комфортную среду. Решением может быть принцип «световых горизонталей». Например, в жилом квартале «Панорама» нет коридоров, торец которых замыкает глухая стена или дверь. Каждый торец снабжен витражом, обеспечивающим приток солнечного света в коридор. Хорошей освещенности способствуют также оттенок и текстура отделки. В наших подъездах практически нет тяжелых цветов ― только оттенки белого, кремового, лиственной зелени. Это оттенки, отражающие свет. Серый или графитово-черный используются как акценты, их роль ― составлять контраст светлым поверхностям.
Новосибирск не перестает удивлять своих жителей. Иногда здесь появляются дома с подъездами, повторяющими облик дореволюционных парадных ― с колоннами и скульптурами в вестибюлях, с мозаичными полами и даже с каминами. Означает ли это скорое возвращение парадных в обиход?
― Ностальгические цитаты ― это личный выбор конкретного девелопера, ― говорит Динар Зарипов. ― Если такой подход сообразен общей стилистике здания, то почему бы и нет? «Сибакадемстрой» использует иной подход в обустройстве подъездов и следует современным трендам: технологичность и дизайн в сочетании с умными проектировочными решениями. В подъездах мы создаем открытое, безопасное и дружелюбное пространство, которое жители воспринимают как неотделимую часть их дома.
Фотографии представлены компанией«Сибакадемстрой». На правах рекламы. Проектные декларации на сайте
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется