Подъезд как зеркало новосибирского девелопмента.
«Подъезд» и «парадная» ― взаимоотношение этих понятий довольно причудливо. С одной стороны, все в курсе, что парадная ― это подъезд на «петербургском русском». С другой стороны, отнюдь не всякий подъезд ― парадная. Некоторые ― не более чем вертикальная связка между квартирами. В Санкт-Петербурге, откуда родом первые российские доходные дома-многоквартирники, разницу понятий прописали еще в 1820-х годах. Величавый путь в жилище для хозяев и их гостей ― через парадную, рутинный маршрут для прислуги и коммунального персонала ― по черной лестнице. Через парадную входили в прихожую и гостиную, черная лестница связывала по вертикали задние двери кухонь или угольных чуланов.
Ось света
Архитектурное оформление парадной было, фактически, особым жанром: зачастую сдержанные, даже чопорные, снаружи петербургские дома скрывали в своем каменном теле настоящую вертикаль роскоши ― ограждения лестниц расцветали коваными фиалками, своды лестничных площадок подпирали кариатиды, вестибюли стерегли львы и сфинксы.
В многоэтажных домах 1920-х и ранних 30-х подъезд перестал служить ареной декораторской фантазии, но эстетической функции не утратил. Архитекторы той поры любили ярко выделять лестничные клетки подъездов сквозными лентами витражей, стеклянными коробами или барабанами. Эпоха, влюбленная в простор и свет, громко сказала «нет» черной лестнице: подъезды первых советских многоквартирников при взгляде с улицы напоминают шкалу градусника или высокий бокал. И никаких финтифлюшек на лестничных ограждениях ― они теперь напоминали палубные парапеты парохода или делались сплошными, похожими на боковые панели эскалаторов.
Впрочем, в Сибири этот гимн воздуху и свету быстро затих: ленточные витражи, пронизывающие дома с цоколя до крыши, в нашем климате оказались непрактичны. В итоге уже к концу 1930-х авангардистское ленточное остекление во многих новосибирских домах заменили на обычные окна «в разрезку».
― Вертикальный ленточный витраж в подъезде ― простой, но очень эффектный прием, ― отмечает Динар Зарипов, директор по продажам «Сибакадемстрой» (Компания «Брусника» в Новосибирске). ― Он дает подъезду максимум естественной освещенности, а зданию добавляет стройности и воздушности. Но, конечно, шарм ленточного витража раскрывается лишь при безупречном исполнении и надлежащем уходе. В модернистских домах 20-30-х архитектура была смелее технологии. Фактически потенциал витражного остекления подъезда раскрылся только в наши дни ― когда в арсенале архитекторов появились надежные технологии и материалы. Например, в домах квартала «Дунаевский» мы объединили остекление и лестницу, процитировав наработки советского и голландского конструктивизма. Пустили лестничные марши не поперек, как обычно принято, а вдоль внешнего контура ― параллельно большому вертикальному витражу. Такое решение наполняет лестничную клетку светом, создается ритм лестничных маршей и межэтажных площадок.
Наркомовский шик
В середине тридцатых, когда прошла мода на дома-коммуны и дома-машины, подражавшие своей пластикой кораблям и аэропланам, подъезду вернули представительскую функцию. В некоторых домах даже вновь появился тандем двух лестниц ― ярко освещенной, декорированной парадной, ведущей в прихожую, и узкой «черной», на которую выходили двери кухонь.
Подобные дома в изобилии появились на обновленной московской Тверской и даже в Новосибирске ― в довоенной очереди улицы Станиславского, предназначались они руководству заводов, генералитету, творческим союзам и академиям.
Впрочем, даже в домах, где не было иерархического разделения лестниц, в предвоенные годы подъезды вновь обрели торжественность. Их стали делать сквозными: выход на тыльную сторону ― во двор ― был утилитарным и никак не оформлялся, зато на магистральные улицы с фасадов на прохожих глядели величественные порталы с портиками, фризами и колоннами. Внутреннее пространство тоже стало эффектнее.
Характерен в этом смысле знаменитый Стоквартирный дом работы А.Д. Крячкова и особенно его боковые подъезды на скругленных углах. На сквер с памятником создателю дома глядят два просторных вестибюля под сенью каменных ваз, колонны египетского силуэта подхватывают плавно взлетающие лестницы. И даже масляная краска унылого зеленого цвета, столь типичная для отечественных подъездов, не омрачает элегантность крячковского замысла.
Величественные фасадные порталы, противостоящие нейтрально-заурядной двери во двор, еще использовались в домах 1940-50-х годов, горожане даже ненадолго стали называть их парадными. Но функцию свою они не сохранили почти нигде: почти все фасадные входы новосибирских «сталинок» сейчас либо заколочены, либо превращены в торговые точки. Примечательно, что в титульной роли эти порталы не помнят даже старожилы. Закрыли/замуровали их еще лет сорок-пятьдесят назад. С резоном «сквозняки у нас от сквозного подъезда, да и чтоб не шастали с улицы всякие».
― Двусторонний вход в подъезд ― это не роскошь, а современный тренд, ― комментирует Динар Зарипов. ― Качественная проработка входных групп, двери с доводчиками и уплотнителями, тепловые завесы и системы видеоконтроля исключают появление сквозняков, шума и непрошенных посетителей. Подъезд с двусторонним входом ― типичный элемент для большинства наших объектов. Прозрачные входные группы и стена подъезда пускают внутрь максимальное количество света. Большие знаки-литеры, обозначающие номера подъездов, обеспечивают визуальную навигацию, освещение и служат украшением дома.
К слову, в домах «Сибакадемстроя» входные группы не именуются «крыльцом». Здесь нет ни порогов, ни ступеней. Подъезд представляет собой безупречную плоскость, выходящую на тротуар. Так формируется удобный маршрут для пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, велосипедистов и родителей с колясками.
― Крыльцо, приподнятый вход ― традиционный способ уберечь дом от дождевой воды и грязи, ― поясняет Динар Зарипов. ― Современные водоотводные и дренажные системы позволяют обходиться без перепада высот, практически сомкнув тротуар и пол подъезда. Вместо того чтобы поднимать подъезд над уровнем грунта, проектировщики опускают грунт и грязь ниже уровня подъезда. В итоге чистым становится не только подъезд, но и вся территория двора.
Просто и темно
В 1960-х подъезд превратился в сугубо утилитарный элемент: путь с улицы до своей квартиры. В этой роли он предстает в типовых пяти- и девятиэтажках. Здесь нет холлов и вестибюлей. Только необходимый минимум функциональных плоскостей: узкая квартирная и межэтажная площадка, пятачок перед лифтом.
В домах, перешагнувших отметку в десять этажей, лифтовые площадки заметно просторнее, но на смену тесноте пришла тревожная затененность и обилие «слепых» зон. Яркий образец этой проблемы ― типовая кирпичная 12-14-этажка, тиражировавшаяся по всей стране с середины 1970-х. В Новосибирске массовым стал ее 12-этажный вариант. Большое количество квартир в единственном подъезде заставило проектировщиков сгруппировать их в несколько блоков-рукавов, а пожарные нормативы обеспечили обособление лестницы. В итоге коридоры, расходящиеся от лифтового холла, даже днем почти не имели притока естественного света. А лестница, связанная с квартирными площадками проходом через внешнюю лоджию или балкон, превращалась в зону отчуждения.
Впрочем, эта проблема характерна и для совершенно новых домов–новостроек, где на каждом этаже теснится по дюжине маленьких квартир. Разместить такое количество квартир в одном единственном подъезде можно только в режиме коридорной компоновки. А чем пространнее коридоры этажа, тем больше на нем темных зон.
Свет, цвет, стиль
― Конечно, наиболее оптимальный путь ― вообще отказаться от коридоров, ― рассуждает Динар Зарипов. ― Но даже там, где коридор конструктивно необходим, можно создать уютную, визуально комфортную среду. Решением может быть принцип «световых горизонталей». Например, в жилом квартале «Панорама» нет коридоров, торец которых замыкает глухая стена или дверь. Каждый торец снабжен витражом, обеспечивающим приток солнечного света в коридор. Хорошей освещенности способствуют также оттенок и текстура отделки. В наших подъездах практически нет тяжелых цветов ― только оттенки белого, кремового, лиственной зелени. Это оттенки, отражающие свет. Серый или графитово-черный используются как акценты, их роль ― составлять контраст светлым поверхностям.
Новосибирск не перестает удивлять своих жителей. Иногда здесь появляются дома с подъездами, повторяющими облик дореволюционных парадных ― с колоннами и скульптурами в вестибюлях, с мозаичными полами и даже с каминами. Означает ли это скорое возвращение парадных в обиход?
― Ностальгические цитаты ― это личный выбор конкретного девелопера, ― говорит Динар Зарипов. ― Если такой подход сообразен общей стилистике здания, то почему бы и нет? «Сибакадемстрой» использует иной подход в обустройстве подъездов и следует современным трендам: технологичность и дизайн в сочетании с умными проектировочными решениями. В подъездах мы создаем открытое, безопасное и дружелюбное пространство, которое жители воспринимают как неотделимую часть их дома.
Фотографии представлены компанией«Сибакадемстрой». На правах рекламы. Проектные декларации на сайте
С начала года в городе ликвидировано более 250 подобных объектов
Сейчас по городу работает до 10 комплексов фотовидеофиксации
В финальный список также попал проект, связанный с гастротуризмом
Средний чек кредита, напротив, увеличился
Два конкурса не состоялись из-за отсутствия заявок
Перед зачислением их проверят на знание русского языка и законность пребывания в РФ