По оценкам общественников, ущерб от использования в системе организации школьного питания фирм-посредников составляет около 1 млрд рублей в год.
«Сибирский Федеральный центр оздоровительного питания» (НП «СФЦОП») совместно с общественниками проверил качество питания в социальных учреждениях Новосибирска. Согласно выводам, сделанным в ходе проверок, в школы и детские дома города по-прежнему поставляются некачественные продукты.
— В 2012 году мы уже проводили подобный круглый стол и заявляли о фактах продажи в школы тухлого мяса и фальсифицированного масла, в 2015 году мы продолжили проводить такие проверки. Никаких изменений не произошло. Никаких шагов со стороны власти мы не наблюдаем, проблема не решена. Конечно, создавались рабочие группы и комиссии, но все осталось на уровне разговоров. По результатам 2015 года, больше половины отобранных для анализа продуктов — фальсифицированы. Больше всего распространены суррогаты коровьего молока, например, сухое молоко. Очень часто при приготовлении социального питания используются продукты с высоким содержанием пальмового масла. Пальмовые жиры добавляют и в питьевое молоко, и в масло. Также мы нашли контрафактный шоколад и крупы с металлопримесями, опасные для жизни и здоровья, — заявил на пресс-конференции Яков Новоселов, директор НП «СФЦОП», эксперт по организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз.
Кроме качества продуктов, которые используются в школьном питании, эксперты на общественных началах анализировали соотношение закупочных и розничных цен на продукцию, а также схему оказания услуг поставки питания.
— Часто приходится слышать от руководства школ, что они закупают всякую гадость потому, что у них нет денег, бюджет города не финансирует их в достаточном объеме, а родители не могут компенсировать затраты. Мы проанализировали закупочные цены питания, которое поставляется в социальные учреждения. И наши эксперты выяснили, что закупочные цены школ в ряде случаев превышают розничные цены этих же самых продуктов с суррогатами. Причем превышают в 2-3 раза. А если говорить об оптовых ценах, то закупочные превышают их в разы. Поэтому ссылаться на экономию школы не имеют права, — подчеркнул Яковлев и привел в качестве примера несколько закупок.
Так стоимость закупки питьевого молока для школьных нужд от Утянского молочного комбината установлена в размере 50 рублей, тогда как любой потребитель может купить это же молоко по розничной цене в 30 рублей. При этом качество продукции не соответствует санитарным нормам. По словам главы НП «СФЦОП», несмотря на очевидную переплату и нарушения санитарных норм, школьные учреждения не стремятся разрывать контракты с недобросовестными поставщиками.
Государственные закупки тоже предполагают завышенную предельную стоимость продукции. Так, согласно материалам портала zakupki.gov.ru, стоимость килограмма картофеля может доходить до 65 рублей, а стоимость килограмма мяса — до 600 рублей.
Общественники утверждают, что конкуренции среди поставщиков продукции для школьных столовых и детских домов как таковой не существует.
— Руководство школы перед проведением торгов прописывает такие технические условия поставки продукции, что под них подходит товар только одного конкретного производителя. Кроме того, прописывается конкретная технология производства, так что участвовать может только один производитель продукции, поскольку технические условия производства у каждого свои. Не будет же предприниматель менять всю линию производства, чтобы взять контракт в школе? Иногда директора школы даже пишут конкретные названия продуктов, конкретного производителя, что является грубейшим нарушением законодательства о защите конкуренции и закона о государственных закупках, — объяснил ситуацию Евгений Митрофанов, исполнительный директор новосибирского Фонда защиты прав потребителей.
Митрофанов утверждает, что между учебными учреждениями и поставщиками есть скрытые договоренности, поэтому поставкой школьного питания в городе годами занимаются одни и те же люди. При попытке проверить качество поставляемой продукции, общественники сталкиваются с агрессивными действиями служб безопасности поставщиков, которых вызывает руководство проверяемой школы.
По данным «Сибирского Федерального центра оздоровительного питания», Комбинаты социального питания Управления образования мэрии Новосибирска зачастую уходят от проведения публичных торгов, заключая до 15 договоров на сумму до 100 000 рублей ежедневно (закупки на эти суммы можно осуществлять без торгов), при это часть поставок носит фиктивный характер. Согласно материалам дела Арбитражного суда Новосибирской области № А45-3802/2015, МАУ «Комбинат питания» заключило 86 договоров на поставку продуктов питания на сумму около 5 млн рублей без проведения торгов с ООО «АДАМАНТ» с декабря 2014 года по январь 2015 года. По информации УФНС России по Новосибирской области, данные налоговой отчетности ООО «АДАМАНТ» опровергали существование хозяйственных операций предприятия в том объеме, который был заявлен. У поставщика не было управленческого и технического персонала, производственных активов, складских помещений, транспорта для предоставления этой услуги. Представители МАУ «Комбинат питания» (в данном деле фигурировали как ответчик) заявили об этом факте сами, признавшись, что между заказчиком и поставщиком был организован формальный документооборот с целью «незаконного получения материальной выгоды в виде денежных средств составляющих разницу между ценой на продукты питания, поставляемых от реальных поставщиков», говорится в материалах дела. По факту ООО «АДАМАНТ» закупал продукцию у ООО «Мясокомбинат «Обской», ООО «Алсиб», ИП Цирикидзе, ООО «ЮниМилк» и т.д. В этом случае ООО «АДАМАНТ» выступал как «транзитная фирма». При этом, в документообороте между МАУ «Комбинат питания и ООО «АДАМАНТ» цены были указаны выше предельных цен с учетом доставки и фасовки, установленных Управлением образования мэрии города Новосибирска для образовательных учреждений и обязательных для МАУ «Комбинат питания» на 2014 год, констатирует Арбитражный суд.
Общественники уже оценили ущерб от использования в системе организации школьного питания фирм-посредников и предположили, что он составляет около 1 млрд рублей в год. Кроме того, проверки инициативных групп показали, что во многих школах отсутствуют кассовые аппараты в столовых, и ежедневная прибыль в них никак не учитывается. При этом через систему безналичного расчета в школьных столовых «Инфошкола» проходит неосновной поток средств. Яков Новоселов оценил рынок организации социального питания в 3 — 5 млрд рублей в год. По его словам, мэрия Новосибирска давала оценку рынка до 8 млрд. рублей в год.
По итогам пресс-конференции, Яков Новоселов, Евгений Мирофанов и председатель РОО «Родительский комитет» Владимир Кириллов объявили о том, что направят результаты проверок в прокуратуру, Роспотребнадзор, губернатору и мэру Новосибирска. Также общественники составили заявление, где попросили Владимира Городецкого издать постановление о предельной наценке на пищевые продукты по закупкам для государственных и муниципальных нужд, ориентируясь на средние оптовые цены новосибирских производителей.
Кроме того, общественники предложили сформировать реестр недобросовестных поставщиков питания, который позволял бы расторгать контракты с утратившими доверие предпринимателями. Кроме того, общественники потребовали массово проверить организацию питания в социальных учреждениях вместе с Роспотребнадзором и прокуратурой.
Сибирский Федеральный центр оздоровительного питания входит в реестр Центров оздоровительного питания Российской программы «Здоровое питание — здоровье нации». Его деятельность регламентирована распоряжением Правительства РА №18-73 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года».
МАУ «Комбинат питания» создан распоряжением мэрии г. Новосибирска в 2008 году и занимается организацией питания в ряде социальных учреждений города. По данным 2015 года, комбинат обеспечивает горячей продукцией 65 общеобразовательных учреждений Новосибирска, среди них школы, расположенные на территории Калининского (19), Октябрьского (11), Первомайского (8), Дзержинского (7) районов и Центрального округа (20). В том числе, 43 школы подписали договор с комбинатом на организацию бригад. В 18 школах осуществляется доставка готовых обедов и завтраков в виду отсутствия необходимых условий для производства и приготовления пищи на месте.
Фото: Анна Калинина
Собственники квартир на вторичном рынке менее охотно двигаются по цене
Любимые всеми напитки снижают усвоение железа из-за полифенолов в составе
В эти дни в городе ожидается безветренная погода
При этом, количество выданных новых кредиток сократилось на 20%
Налоговики подали иск о банкротстве компании
Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей