— По итогам 2020 года во всех регионах Сибири мы выполнили финансовые цели, вошли в топ-5 налогоплательщиков. В Новосибирске, несмотря на все, что происходило в 2020 году, мы вошли в топ-2 крупнейших плательщиков налогов — это очень впечатляющий финансовый результат, — сообщила на пресс-конференции председатель Сибирского банка ПАО «Сбербанк» Татьяна Галкина. — К основным глобальным результатам я бы также отнесла тот факт, что мы выполнили обязательства по выплате дивидендов: наблюдательный совет банка рекомендовал собранию акционеров выплатить 422,4 млрд дивидендов всем акционерам. Из них 211 млрд рублей (после утверждения на собрании акционеров 24 апреля) пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Мы также выполнили все наши обещания, прописанные в стратегии до 2020 года, и стали крепкой экосистемой.
Сегодня в экосистему банка входят более 60 компаний, представляющих нефинансовые сервисы. Самыми востребованными в прошлом году были услуги из индустрии здоровья и образования, госуправления, а также фудритейл, транспорт, безопасность и недвижимость. В целом же, все компании экосистемы банка прирастали в оборотах и клиентах, это говорит о том, что курс на ее формирование был выбран правильно.
— Во время пандемии многие оставались дома, поэтому были востребованы услуги по заказу еды, доставке продуктов. Наша компания «СберМаркет» в прошлом году вошла в топ-3 лидеров по доставке продуктов. На рынке доставки готовой еды из ресторанов и кафе мы стали абсолютным лидером, — говорит Татьяна Галкина. — В Сибири в сегментах b2b и b2c через «СберМаркет» прошли более 1 млн заказов. Более 50 тысяч клиентов воспользовались услугами «СитиМобил». Уже 37% жителей регионов Сибири (5-6 млн человек) в 2020 году воспользовались нашей экосистемой на общую сумму 5,5 млрд рублей.
Во всех сегментах корпоративного бизнеса — b2b — через экосистему Сбербанка в прошлом году в Сибири прошли более 27 тысяч сделок. Среди наиболее востребованных сервисов у этой категории клиентов оказались оптимизация электронного документооборота, облачные технологии, предложения «Работа.ру» по подбору персонала.
— В корпоративном и розничном сегменте мы активно развивали сервис телемедицины, в том числе с использованием искусственного интеллекта, который упрощал работу врачей, повышал эффективность их взаимодействия с клиентами. В двух регионах — Кемерово и Омск — мы запускали сервис комплексного телемедицинского решения, и наши врачи брали на себя основную нагрузку работы с ковидными больными, освобождая коллег в поликлиниках и больницах для очных приемов пациентов, — рассказывает Галкина. — После перевода школьников на дистанционное обучение более 400 школ Сибири были подключены к образовательной системе Сбера, это свыше 100 000 пользователей — школьников с 5 по 11 класс и учителей.
Диджитал-разработки Сбера, в том числе в сфере безопасности (система распознавания лиц), активно используются в правоохранительных структурах, федеральных органах власти, некоторые регионы Сибири также планируют «пилотировать» эти решения с последующим внедрением. Подразделениям СО РАН Сбербанк в 2020 году открыл доступ к своему суперкомпьютеру «Кристофари» для расчета исследовательских задач. Сейчас ведутся переговоры по подключению к этой программе образовательных вузов, где также много инновационных проектов, требующих большого объема мощностей и высоких скоростей.
Доход от нефинансовых сервисов экосистемы Сбербанка сегодня составляет около 1% от общей прибыли банка. По словам Татьяны Галкиной, в планах на 2023 год — увеличить этот результат до 5%, а к 2030 году — до 30%.
Детализируя итоги развития корпоративного блока, зампредседателя Сибирского Сбербанка Сергей Кузнецов пояснил, что в 2020 году банк выдал более 670 млрд рублей, а в остатках прирос на 12% к 2019 году. То есть объемы кредитования в Сбере в 2020 году выросли, несмотря на пандемию. Объем остатков на счетах при этом вырос на 45%, из них 30 млрд дали счета эскроу.
— В 2020 году мы начали мощное движение на рынок проектного финансирования и сейчас занимаем на нем около 50%. Под нашим контролем в рамках нового законодательства реализуются 143 проекта — на 70% больше, чем в 2019 году, более чем в 3 раза выросло количество проектов со счетами эскроу, — перечисляет банкир.
В 2020 году банк заключил на этом сегменте рынка сделки на общую сумму более 60 млрд рублей (рост в 2,2 раза) и намерен дальше двигаться в работе со стройиндустрией.
— По привлечению клиентов предыдущий год был довольно экстремальным. Мы привлекли на 30% меньше новых юрлиц и ИП, но при этом чувствуем себя намного лучше, чем рынок в среднем. За прошлый год к нам пришли 64 тысячи новых клиентов, то есть падение к 2019 году составило всего 7%, — поясняет Кузнецов. — Мы активно участвовали в программе господдержки бизнеса: через наш банк ее получили более 17 тысяч клиентов на сумму более 30 млрд рублей. Наибольшей популярностью пользовалась программа по кредитованию под 2% — 80% от всего объема господдержки. На займы под выплату зарплаты — 12%.
Сергей Кузнецов подтвердил, что в 2020 году представители бизнеса активно использовали услуги банка в дистанционном формате и в режиме 24/7, тем более что скорость проведения операций была снижена до 1 секунды. Многие оценили тот факт, что банк запустил около 40 нефинансовых сервисов для предпринимателей и постоянно расширяет это предложение.
— В нашей стратегии работы произошло важное культурное изменение. Наша цель — не зарабатывать на клиенте, а делать все, чтобы его бизнес развивался, был успешным, чтобы мы помогали ему улучшать его бизнес-модель, чтобы он зарабатывал больше, а тратил меньше. Тогда, находясь рядом с такими компаниями мы тоже будем расти, — уверен Кузнецов.
В результате в 2020 году выручка компаний экосистемы банка с корпоративными клиентами составила более 226 млн рублей, проведены более 26 тысяч сделок. Причем большая часть из них не разовые, а системные продажи, то есть, попробовав, клиент начинает пользоваться сервисами компаний группы Сбера регулярно.
Взаимодействие с розничными клиентами в 2020 году банку пришлось переформатировать в наибольшей степени. Введенный в регионах Сибири режим самоизоляции, с одной стороны, потребовал ужесточить меры санитарной безопасности в офисах, с другой — привел к появлению новых сервисов.
— Нашим достижением является тот факт, что 100% филиальной сети нам удалось поддерживать в боевом состоянии. Хотя для этого потребовалось вносить серьезные изменения в работу сотрудников: социальная дистанция, масочный режим, дезинфекция помещений, — говорит зампредседателя Сибирского Сбербанка по розничному бизнесу Максим Волков. — В мае-июне мы начали доставлять на дом пенсию клиентам пожилого возраста, также организовали доставку карт на дом и в офисы. На пандемийный год пришелся огромный перевыпуск карт «МИР», что потребовало от нас колоссального объема работы.
В рознице, по его словам, также наблюдались активные процессы диджитализации. В итоге в Сибири через мобильное приложение банка по завершению 2020 года выдаются уже 72% потребкредитов (+22%). Торговый оборот в фудритейле составил 629 млрд рублей, то есть объем расчетов картами в рознице вырос на треть. Доля платежей в диджитал-каналах составила 68% (+5%), общий оборот эквайринга — 30 млрд рублей (+71%). При этом выдача наличных через банкоматы осталась на уровне 2019 года.
Комментируя изменения кредитного портфеля, Волков отметил, что за 2020 год банк в регионах Сибири выдал более 1 млн потребкредитов на 215 млрд рублей (+20%). В 1,7 раза выросли выдачи по ипотеке — до 168 млрд, почти 90 тысяч штук. При этом 30% выданных кредитов пришлись на покупку жилья в новостройках, 70% — на вторичке. На долю ипотеки с господдержкой пришлись 15 тысяч займов на 33,3 млрд рублей, средняя сумма займа составила 2,3 млн.
— Несмотря на падение ставок по вкладам, объем средств физлиц, привлеченных в банках, вырос на 11% — до 936 млрд рублей. На наш взгляд, это показатель того, что реализовалась сберегательная модель поведения наших клиентов: они старались сохранить свои средства в надежных инструментах. Около 43% вкладов (+16%) мы также привлекаем в удаленных каналах, — говорит Волков. — При этом клиенты банка открыли 233 тысячи брокерских счетов на 3,2 млрд рублей, что в 2,2 раза больше, чем в 2019 году.
К ключевым небанковским проектам розницы, которые банк продвигал в 2020 году, Максим Волков отнес транспортный. Сейчас с помощью карты банка можно рассчитаться за проезд во всех городах округа с населением более 100 тысяч человек. В Новокузнецке обкатывается «пилот» по бесконтактной оплате, а в Красноярске — по оплате через мобильного оператора.
— Когда наши основные продукты — кредиты и депозиты — переходят в онлайн — это говорит о том, что количество клиентов, переходящих в наши филиалы за продуктами, становится меньше, и у нас появляется возможности предлагать продукты экосистемы в нашей филиальной сети, — говорит Волков.
В частности, сегодня в филиалах банка уже представлены сервисы 6 индустрий: «СберЛогистика», «СберАвто», «СберДевайсы», индустрия развлечений («СберЗвук» и онлайн-кинотеатр «Okko»), «СберАптека» и «Е-ком». Какие-то из них банк только обкатывает, а какие-то уже прошли пилотные продажи и реализуются в составе основной подписки «СберПрайм».
— «СберПрайм» — наш фокусный продукт экосистемы в розничном бизнесе, который состоит из 9 предложений. В этом году подписка будет развиваться и пополняться новыми сервисами, банковскими услугами. «СберПрайм» — это вход и знакомство клиентов с новой для нас сферой и с продуктами экосистемы. В рамках этого предложения предусмотрено много скидок, так как нам важно рассказать о сервисах экосистемы и научить клиентов ими пользоваться, — поясняет Максим Волков.
В стратегической перспективе Сбербанк намерен продолжать расширение экосистемы, наполняя ее сервисами, полезными для всех категорий клиентов.
— Мы уже получили лицензию на развитие сервиса «E-аптеки», с помощью которого будем в течение часа осуществлять доставку лекарств клиенту на дом. В 9 регионах округа будут созданы магазины-склады, где разместятся около 70 тысяч наименований безрецептурных лекарств, — пояснила Татьяна Галкина. — Кроме того, мы будем сотрудничать с крупными аптеками в регионах по доставке лекарств их клиентам.
В ближайшее время в регионах Сибири стартует еще один сервис экосистемы Сбера — «Самокат». Речь идет о доставке небольших партий продуктов из магазинов «у дома» в течении 10-15 минут. В качестве «пилота» он будет запущен в 5 городах округа: Новосибирске, Томске, Барнауле, Кемерове и Новокузнецке.
Смена продуктовой полки вновь привела к серьезным переменам в физической сети банка. В 2021 году Сбербанк приступает к новому этапу переформатирования филиальной сети. Во втором квартале банк планирует открыть 3 офиса нового формата в Новосибирске, в третьем квартале — по одному в Томске, Омске, Барнауле, Красноярске и Кемерове. Затем будет запущена отдельная программа по переформатированию более 100 офисов в сельской местности.
— В рамках смены продуктов должен поменяться формат нашего общения с клиентом, модель обслуживания. На это будет ориентировано пространство внутри офиса, зоны девайсов и т.д., — пояснил Максим Волков. — Наша задача или мечта — создать такую экосистему, где человек сможет удовлетворить все свои потребности в одном месте.
Еще один тренд 2020 года, который получит развитие в стратегической перспективе, — ESG (Environment, Social & Governance — рейтинг оценки влияния компании на экологию).
— Международное законодательство сейчас сильно изменяется с учетом повестки ESG. Мы готовы обучать наших клиентов, в том числе выходящих на зарубежные рынки, учитывать эти факторы в своих бизнес-моделях и при принятии решений, — говорит Сергей Кузнецов. — Кроме того, мы намерены расширять спектр услуг, в том числе в диджитал-каналах, чтобы быть максимально комфортным партнером для бизнеса. Будем разрабатывать уникальные предложения с учетом отрасли, а также точечной потребности партнеров, помогать им продвигать свои товары через маркетплейсы.
Кроме того, во все услуги банка и сервисы экосистемы будут внедряться голосовые помощники. Использование искусственного интеллекта для решения большого спектра задач — один из основных трендов развития банковской системы.
— Ключевая цель нашей новой стратегии до 2023 года — стать доверенным помощником и навигатором в стремительно меняющемся мире, помогать как частным клиентам, так и бизнесу развиваться, предлагать им самые лучшие и востребованные сервисы, не только финансовые, но и нефинансовые, чтобы клиенты экономили время и росли вместе с нами, — резюмирует Татьяна Галкина. — Мы понимаем, что это очень амбициозная задача, но мы готовы к таким вызовам.
Кроме того, оказалось, что до сих пор не готова документация для начала строительства инфраструктуры в…
За субсидией на благоустройство контейнерной площадки обратилась лишь одна УК
Об этом он заявил на выездном совещании с представителями СГК
Цель — координация научной работы по математике и физике
Он подделал паспорта на часть приобретённого оборудования для получения госсубсидий
Он будет курировать восстановление прав дольщиков и работы на новых территориях