Пандемия выступила катализатором процессов очищения в отрасли

— Особый режим, в который российская экономика перешла во время пандемии, конечно, повлиял на бизнес-процессы в строительной отрасли. С одной стороны, да, стройки стояли в Новосибирской области всего неделю. С другой — достаточно много производителей так называемых заказных позиций, необходимых для строительства и расположенных в европейской части страны, находились в самоизоляции гораздо дольше, что сказывалось на темпах работы застройщиков. Кроме того, многие участники рынка попали в неожиданные квесты, связанные с тем, что была заморожена трудовая миграция рабочих из Узбекистана и Азербайджана. Они должны были приехать в регион в апреле, но из-за карантина остались на своей исторической родине. Из-за пандемии не работали многие федеральные структуры. В результате процесс получения разрешительных документов превратился в бег со множеством препятствий. С точки зрения организации бизнес-процессов, тут возникло очень много новых (и порой странных) нюансов.

Колоссальный разброс эмоций был у покупателей. Они в очередной раз оценили инвестиционный потенциал недвижимости, но решения о таких вложениях принимались очень нелегко. Здесь количество возникавших проблем, эмоциональных срывов также серьезно превышало докарантинный уровень.

К ключевым трендам, которые сформировались во время пандемии, я бы отнес следующий: все, что должно отмереть — отомрет. Причем, благодаря коронавирусу, это произойдет гораздо быстрее, чем при естественном развитии ситуации. Пандемия фактически выступила катализатором процессов очищения в отрасли. Очень болезненным. Речь идет не о самих застройщиках, а скорее, о привычках, устоях, стереотипах и шаблонах самого рынка, поведенческих стереотипах, принципах ведения бизнеса. Коронавирусный карантин показал, что мы, как отрасль, носили в себе огромное количество ненужных вещей, и освободил нас от большей части этой шелухи. У нас тоже были свои ноу-хау и разработки, которые нам удалось внедрить в этот кризис и которые дали очень хороший эффект. О чем идет речь — не скажу, чтобы конкуренты не смогли взять их на вооружение и продублировать. Не дай бог, это станет всеобщим трендом.

Интересно, что основная часть покупателей оказалась готова к переходу в онлайн-режим общения со строительными компаниями. А вот у большей части застройщиков в 90% случаев слова о цифровизации бизнеса оказались информационным шумом, декларацией о намерениях. Реальной онлайн-работы было не так много, как требовалось рынку. На мой взгляд, эту ситуацию необходимо детально проанализировать и взять на вооружение. К сожалению, я вижу, что после прохождения острой фазы кризиса большая часть строительного рынка вернулась в старое русло. На мой взгляд, это очень опасная позиция. Потребитель ждет цифровизации. Тому, кто упустит эту тему, не отнесется к ней серьезно, с должным вниманием, будет очень сложно попасть в ожидания рынка.

В канун Дня строителя предлагаю коллегам поблагодарить судьбу за то, что она подкинула нам такой квест, как коронавирус. Пандемия открыла для строительного рынка новые возможности. Это подарок судьбы, который нужно проанализировать, реализовать и обналичить.

Фото предоставлено пресс-службой ГК «Стрижи»

tkrasnova

Share
Published by
tkrasnova

Recent Posts