Вообще-то, автор этой идеи работает в автомастерской. Одним из первых он начал предлагать в Новосибирске услуги по выправлению вмятин — сегодня это уже целое направление в автосервисе — а на досуге мечтал переделывать машины.
— Сергей, как пришла идея так трансформировать Оку? Зачем?
— Честно говоря, вынашивал ее давно. Лет пять точно, с тех пор как сделал багажник для перевозки инструмента – он получился по форме, напоминающей танковую башню. Вспоминал перед Днем Победы, когда видел на улицах машины с наклейками, но как-то руки не доходили. А тут собрался. За три дня подобрал краску, колеровку, коллеги помогли переделать багажник, сварить трубы.
Зачем — люблю когда люди улыбаются.
— А где гусеницы?
— Первоначально были планы сделать навесы в виде гусениц, либо фактурный рисунок, но просто не хватило времени. Работать тоже нужно. Пока решил так оставить.
— Как реагируют водители, пешеходы?
— В основном улыбаются, фотографируют.
— А сотрудники ГИБДД?
— Пока не останавливали, но по закону это не запрещено. Раньше я просто ездил с багажником, а сейчас он дополнился двумя элементами: декоративным дулом и люком с головой манекена. Кстати, они снижают скорость движения автомобиля: побаиваюсь, что труба может съехать из-за встречного ветра. Без них Ока вполне может разогнаться до 120 км в час.
— После Дня Победы планируете снимать элементы модификации?
— После дня пограничника, может быть… пушку откручу, да и манекен уберу с флагом — не очень удобно ездить. Тогда Ока станет похожа на БМП (смеется), может еще добавлю элементов. Универсальная машина.
— Вы поклонник World of Tanks?
— В принципе никогда не играл, ни в World of Tanks, на в компьютерные игры. Не было нужды в таких эмоциях — их в жизни хватает. Скорее, с бОльшим интересом смотрю программу «Тачка на прокачку!» на Discovery channel. Периодически думаю о том, что можно собрать машину самому, просматриваю «самоделки» на drom.ru, восхищаюсь, как у людей работает мысль и руки, но регистрация такой техники очень муторный процесс, поэтому ездить на ней можно только в отдаленных районах — подальше от города.
— Планируете такой же сервис открыть в Новосибирске?
— У нас нет для этого рынка. Такие переделки стоят больших денег и, если в Америке, они рассчитаны на средний класс, то есть доступны большинству автовладельцев, то у нас по карману только премиум-сегменту. Это штучные заказы и для их реализации нужно большое СТО, чтобы загружать сотрудников другой работой во время простоя, а у меня частная мастерская. Кроме того, мне больше нравится работать с металлом — я его чувствую и он меня слушается, а электроника — это не мое.
Хотя, может быть после более широкого распространения 3D-принтеров, к этой идее вновь можно будет вернуться. Если можно будет напечатать детали для автомобилей, различные прибамбасы, то машины проще будет модифицировать и даже собирать что-то новое. Может тогда соберусь реализовать еще одну мечту — собрать мотоцикл.
— Как в принципе пришли в автосервис? Давно работаете в этой сфере?
— Ну, отечественные машины я могу перебирать, как, наверное, большинство представителей нашего поколения, детство которых прошло в Советском Союзе. Тогда был особый шик, свиснуть отцовский Запорожец или Жигуленок и по полям с друзьями.., а потом восстанавливать его в гараже после мелких ДТП…
Непосредственно в автосервис я пришел 7 лет назад, когда попал под сокращение на основной работе. Тогда друг-собственник СТО рекомендовал обратить внимание на такой сервис, как выправление вмятин. В Новосибирске таких мастеров тогда были единицы и к ним стояли очереди в несколько месяцев. Большинство специалистов работали по американской технологии. Я изучил рынок, в том числе за рубежом, отзывы и поехал учиться в Москву по немецкой технологии, она считается более совершенной и продвинутой, с точки зрения техники удаления вмятин.
— Насколько востребована оказалась услуга?
— Как и у всех новичков клиентская база нарабатывалась сложно. Не хватало опыта, инструментов — они стоят достаточно прилично. Однако, считаю, что мне повезло. В 2010 году в Междуреченске прошел сильный град и мне рекомендовали поехать в этот город. Около года жил и работал там. Познакомился с коллегами, которые приехали с Украины и из Белоруссии и так же занимались удалением вмятин. Очень многому у них научился. Кстати, один из этих мастеров был, фактически, первопроходцем в нашем бизнесе в России — он привез эту технологию из Германии в начале 90-х годов прошлого века. Я тогда только школу оканчивал. Они настоящие «охотники за градом»: отслеживают, где в каких странах проходит сильный град и выезжают на место на заработки. Таких бригад, на самом деле, много. Они работают даже в Дальнем зарубежье.
На сегодняшний день, конечно, я уже оброс своей клиентской базой. Приезжают люди из других городов, иногда я выезжаю и работаю на СТО в других городах и регионах. Присылают своих мастеров ко мне на учебу.
— Оборудования много пришлось покупать?
— Я пробовал работать с автоматизированными комплексами, но не понравилось — продал машину коллеге из другого города. Не чувствую с ней металл, не удобно. Так что весь инструмент ручной, кое-какие разработки я внес в технологию сам, усовершенствовал. Для непосвященного человека инструмент мастера нашей профессии вызывает легкий шок — огромное количество крюков, вытяжек. После школы я планировал поступать в медицинский университет на хирурга, одно время я хотел стать кузнецом, но в итоге не получилось. Хотя, в нынешней профессии, по сути, занимаюсь схожими операциями — работаю с металлом, выправляю вмятины. Металл, кстати, очень разный. На машинах пятилетней давности хорошо тянется, держит форму. В более свежих моделях совсем слабый — может потерять форму (образоваться вмятина) просто оттого, что кто-то облокотиться на машину.
— Выправлять приходится только машины?
— Разные бывают ситуации. Иногда привозят двери от холодильника. Как-то клиент привез входную дверь от квартиры. Пришел вечером навеселе, супруга домой не пустила, он выместил весь гнев на двери и лег спать в подъезде, а утром глаза открыл и ужаснулся…. Как–то раз просили поправить билборд, но я «не прошел по весу» — не рискнул лезть на такую высоту со своими 120 кг.
— А кто ваши клиенты? Обычно автовладельцы заявляют, что вмятины и царапины на скорость не влияют….
— Ну, да, есть такое дело. Но тут с какой стороны посмотреть…. Когда человек продает машину, то у него вмятины, сколы и царапины «на скорость не влияют», а если покупает, то очень даже влияют.
Клиенты разные приезжают и на отечественных авто, и на очень дорогих машинах. Бывает, что один из супругов слегка стукнул авто и не хочет, чтобы знал второй, поэтому едут не на лицензированные авто, а к частным мастерам. Был случай, когда приезжали два одинаковых джипа: владелец первого отремонтировал градовое авто на официальном СТО — ему срезали и заменили крышу, второй отказался от столь кардинального решения вопроса, предпочел взыскать средства через суд и приехал ко мне через «сарафанное радио». После ремонта владелец первого выяснил, что второй заплатил в два раза меньше. Стали разбираться почему, я посмотрел его машину с аппаратом, который замеряет толщину краски и оказалось, что первому на СТО крышу вовсе не срезали, а просто положили сверху шпаклевку и покрасили. Вот так. Все в жизни бывает.
Фото: из личных архивов
Объем инвестиций в проект составил 2,3 млн рублей
Её строительство планировалось начать в 2024 году
На суде выяснилось, что мужчина часто садился за руль пьяным
Этот фермент также выявили в сосисках, которые ранее продавались в магазинах Новосибирска
Это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года
Всего под ярмарки мэрия отвела семь площадок