Мэрия хочет контролировать все финансовые потоки отрасли и четко регламентировать правила игры на рынке.
— Мы долго ждали №220-ФЗ, который должен был регламентировать взаимоотношения между муниципалитетом и перевозчиками, он вступил в силу. В прошлом году, в соответствии с требованиями закона, был принят ряд нормативно-правовых актов. Сейчас предстоит большая работа на местном и федеральном уровне по определению начальной цены муниципального контракта, — заявил замначальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса – начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Роман Дронов, выступая на дискуссионной площадке «Общественный транспорт» проекта «Городские приоритеты. Транспорт и дороги».
Он отметил, что мэрии Новосибирска в 2017 году необходимо разработать документ планирования, который будет «дорожной картой» по выполнению требований №220-ФЗ. Он определит комплекс мероприятий по оптимизации и построению новой маршрутной сети, внедрению сетевых тарифов, поэтапного перехода к контрактной системе регулирования пассажирских перевозок.
Дронов напомнил, что сегодня маршрутная сеть Новосибирска — это, по сути, ряд узаконенных направлений движения транспорта, которые получили сертификаты, свидетельства, карты маршрутов или договоры на перевозку. В результате, в большинстве своем эти маршруты проходят параллельно по центру города, их движение не урегулировано и не взаимосвязано между различными видами транспорта, в том числе метрополитеном, который должен быть костяком транспортного узла в центре Новосибирска.
— Сейчас мы подходим к разработке новой транспортной сети. Это не прост набор маршрутов — это единая сеть, которая должна включать перевозку пассажиров из пункта А в пункт Б с наиболее оптимальным использованием всего подвижного состава и всех видов транспорта, которые есть в Новосибирске. Да, это приведет к увеличение количества пересадок, но и одновременно, к уменьшению количества транспорта в городе и увеличению скорости движения на общественном транспорте, — уверен Дронов.
Для обеспечения этого процесса мэрия разрабатывает механизм оплаты на нескольких видах транспорта в рамках одного маршрута — «сетевую поездку». В рамках такой поездки пассажир при пересадке платит не два – три тарифа, а меньше. Насколько — будет зависеть от себестоимости поездки. Когда город сформирует новую маршрутную сеть, начнется переход к муниципальному заказу в общественном транспорте.
— Сегодня мы видим гонки подвижного состава, нерегламентированный отстой на конечных и промежуточных пунктах, что автоматически накладывает отпечаток на всю культуру обслуживания на общественном транспорте. Что такое муниципальный заказ? Это ситуация, когда не пассажир платит перевозчику, а муниципалитет нанимает перевозчика для работы на маршруте и платит ему за фактически совершенную работу: за один километр пробега, количество рейсов и т.д. — все прописывается в контракте, но ни в коем случае не количество перевезенных пассажиров. Тогда перевозчик не будет заинтересован в погоне за пассажирами, ему будет все равно когда ездить: вечером или днем, он начнет работать на выполнение графика и расписания, — заявил Дронов, отметив, что это и есть основная цель перехода к муниципальному заказу.
Инструментом для перехода на новую систему является создание платформы пассажиропотока в Новосибирске, оценка денежных средств, необходимых муниципалитету для обеспечения работы всей системы общественного транспорта. Ответ на этот вопрос, по словам Романа Дронова, может дать только расширение системы учета денежных средств путем развития системы «электронный проездной», ввода дополнительной функции регистрации наличности, выхода из теневой экономики денежного оборота, существующего сегодня на общественном транспорте города.
— «Электронный проездной» — это система, которая с каждым годом совершенствуется и развивается. Только в прошлом году в ней было совершено более 200 млн транзакций, провезено пассажиров на сумму более 3,5 млрд руб, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года, — констатировал Дронов.
Для того, чтобы перейти к следующему этапу развития системы и в полной мере обозначить пассажиропоток в прошлом году в Новосибирске был начат эксперимент: на электротранспорте и муниципальном автотранспорте было введено новое оборудование, которое позволяет в реальном времени в режиме онлайн передавать в процессинговый центр всю информацию о совершенных транзакциях. Кроме того, пассажиру выдается уникальный чек-билет, который содержит информацию о времени, стоимости и маршруте следования. На немуниципальном транспорте кондуктор сдает терминал и «сливает» информацию в центр только вечером.
— В результате внедренного нововведения стал возможным подсчет пассажиропотока, анализ «населенности» подвижного состава, информации о движении пассажиров, денежном потоке на данном маршруте. Получив эти данные им можно оперировать при построении маршрутной сети и работе с муниципальным заказом. Задача текущего года — внедрение аналогичных терминалов на всех категориях общественного транспорта. Для этого готовятся изменения в правовой базе, — резюмировал Дронов.
Присутствовавшие на дискуссионной площадке общественники предложили внедрить систему безналичной оплаты на маршрутных такси, которые сегодня работают на многих ветках городского общественного транспорта и пока принимают только наличные.
На сегодняшний день муниципальная маршрутная сеть наземного следования в Новосибирске включает 160 маршрутов регулярных перевозок, в том числе 14 троллейбусных, 12 трамвайных, 77 автобусных и 57 — маршрутных такси. Общая протяженность сети — 2,8 тыс км. Регулярные перевозки осуществляют 74 перевозчика, в том числе 3 муниципальных предприятия, 71 немуниципальный перевозчик. В перевозках задействовано 1846 единиц транспорта, в том числе 283 троллейбуса, 139 трамваев, 771 автобус, 652 маршрутных такси. В 2016 году перевезено 372 млн человек, 164 млн по безналичной системе. Из них 285,7 млн — немуниципальные перевозчики.
Фото: Юлия Данилова
Юлия Данилова
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%