Известный финансовый аналитик и биржевой эксперт Григорий Бегларян (Москва, на фото) провел в Новосибирске семинар о глобальных экономических тенденциях. Он акцентировал внимание на последствиях выборов президента США, и новосибирские бизнесмены в конце встречи задали эксперту не один уточняющий вопрос по данной теме.
— Когда станет понятно, что мировой регулятор не в состоянии остановить кредитное сжатие, у нас появится момент истины. То есть политическое решение властей западного мира будет ориентироваться на две идеи — либо обрушить всю систему с непредсказуемыми последствиями для своего населения, либо попытаться избежать худшего и начать масштабные госрасходы, резко наращивая бюджетный дефицит. Я склоняюсь ко второму варианту, вопрос только, когда это произойдет.
Соответственно тогда долговой рынок разрастется до огромных объемов, и будет понятно, что фундамент провалится, в этот момент и начнется стрессовый сценарий развития мирового финансового рынка. Начнется резкое движение на рынке долгов сначала в виде резкого усиления цен, падения доходности до еще более немыслимых низких значений. Потом произойдет резкий разворот и скачок доходности.
Скорее всего, это будет связано с неизбежным осознанием политиками необходимости увеличения госрасходов, то есть наращивания бюджетного дефицита. В нашем случае понятно, что катализатором станет решение американских властей, а здесь все будет в зависимости от исхода выборов — если побеждает Хиллари Клинтон, то агония, которую мы видим сейчас, будет длиться еще три-четыре года. У нее программа предполагает сокращение дефицита бюджета до 1 %, это попытка еще больше усилить роль Федеральной резервной системы, попытаться еще больше смягчать политику.
Если к власти придет Дональд Трамп, все кончится быстро, будет резкое увеличение госрасходов. Это не нейтрализует эффект мирового стресса, когда начнет резко трясти мировой рынок облигаций, и все это будет влиять на все сегменты рынка, валютный в том числе.
С одной стороны, это непонятный процесс, мы этого еще не видели, и внутренне страшно. С другой стороны, когда это все реализуется, если к этому быть готовыми и понимать, как процесс будет развиваться, на этом можно даже заработать. Тем более понимая, что в итоге произойдет. Процесс разрушения системы неизбежен, это вопрос времени. При Трампе за два года, при Клинтон — дольше.
По тому, кто придет к власти в Америке и пойдет в политику, мы поймем, будет ли попытка оттянуть момент мирового обрушения системы, либо это произойдет быстрее.
Приход Трампа означает, что республиканская администрация попытается нарастить бюджетный дефицит, и обрушение будет быстрее. Система будет в состоянии мощнейшего стресса, но зато все кончится быстро. Этот вариант нам всем выгодней, потому что ждать очень долго — страшнее всего. Делать какие-то инвестиции, спекулировать сложно, манипуляций стало много из-за этих абсолютно невидимых для нас действий регулятора, поэтому управляющие крупными фондами и бывшие финансовые гуру теперь ошибаются, потому что никто не может понять, как регуляторы проводят координацию друг с другом.
Объем долларов, которые имеются в системе, он в разы меньше объема обязательств. И когда кредитное сжатие будет усиливаться, а регуляторы будут не торопиться с расширением своих стимулов, это будет локально усиливать позицию доллара. Но, с другой стороны, сильный доллар работает против американской финансовой системы, и в 2016 году это впервые проявилось. Впервые за 14 лет и доходы, и продажи американских компаний синхронно упали.
Программа Трампа предполагает прогрессивное снижение налогов корпораций, снижение налогов на репатриацию капитала. Когда вы понижаете налоги на корпорации, естественно увеличивается дефицит бюджета. Его программа — попытка перезагрузить экономику, именно реальный сектор. У Клинтон программа — развитие социального обеспечения, сокращение бюджетного дефицита за счет роста налога на богатых и символичное снижение налогов на компании.
При ее муже в 90-е годы было то же самое, они сокращали бюджеты. Билл Клинтон попал на волну сверхпотребления, она была в начальной фазе, и он получил все преимущества, поэтому у США был профицит бюджета. Хиллари Клинтон пытается повторить то, что он сделал. Но условия за эти 20 лет изменились кардинально.
Самое опасное, что Клинтон — это война, потому что они будут пытаться, когда ситуация зайдет в тупик, действовать внешними шоками. Трамп — это небольшая война, подумали, попыхтели, а Клинтон достаточно большая. Нам тоже не надо, чтобы в Европе бурлило. Мы ж понимаем, что не нас будут лопатить, а Европу. В этом плане Трамп лучше.
Вообще логика процесса на Трампа показывает, хотя в это мало верится, но посмотрим.
Российская экономика, российская финансовая система не являются чем-то особенным. Наши проблемы не являются чисто российскими, просто в мире изменилась парадигма.
Расскажу, что у нас творилось последние 30-40 лет. Особенно в конце 80-х, когда началась перестройка, когда СССР, по сути, еще не развалившись, присоединился к так называемому Вашингтонскому консенсусу — это некое негласное соглашение между Западом и остальным миром. Запад, который развивал свои экономики на идее сверхпотребления, предложил остальному миру делиться благами и распределял их между странами, которые мы называем странами с развивающейся экономикой. И элиты этих стран были в целом довольны, с 90-х годов каждый получал по своему куску.
Когда произошел кризис 2008 года, и модель сверхпотребления приказала долго жить, Запад перестал генерировать эти блага в части распределения их по всему остальному миру. В итоге по всему миру произошел тупик развития. Китай, Россия, Бразилия – у всех тупик, потому что блага от Запада получать перестали, он сам в ловушке, и выход пока не найден.
Мы сегодня постоянно находимся на минном поле. Поэтому когда мы прогнозируем и рассуждаем, где будет нефть, курс рубля, акции, мы должны понимать, что это наше предположение, так как в мире происходит то, чего никогда не было.
СПРАВКА
В этом году в США пройдут 58-е выборы президента, они назначены на 8 ноября. В июле Демократическая и Республиканская партии проведут общенациональные съезды, на которых будут избраны их кандидаты на пост главы государства.
По данным СМИ, среди демократов наибольшие шансы стать кандидатом у экс-госсекретаря Хиллари Клинтон и у сенатора от штата Вермонт Берни Сандерса. В лагере республиканцев выдвинулось наибольшее число кандидатов в новейшей истории США. Фаворитами долго были сенаторы от Техаса и Флориды Тед Круз и Марко Рубио, а также миллиардер Дональд Трамп.
На прошлой неделе по заказу американского телеканала NBC был проведен онлайн-опрос общественного мнения. Его результаты показали, что Хиллари Клинтон опережает по популярности республиканца Дональда Трампа примерно на 3 %. В опросе приняли участие 14,1 тыс взрослых американцев.
Если выборы прошли бы сейчас, то за Клинтон отдали бы голоса 48 % опрошенных, а за Трампа — 45 %. Еще 7% респондентов затруднились с ответом. При этом разрыв между Клинтон и Трампом сократился: в период с 2 по 8 мая, согласно опросам, Клинтон поддерживали 49 %, а Трампа — 44 %.
Трамп долгое время уверенно лидировал на праймериз Республиканской партии. В итоге все его соперники прекратили предвыборную борьбу, и Трамп фактически обеспечил себе выдвижение кандидатом в президенты от республиканцев.
Клинтон продолжает борьбу на праймериз Демократической партии с сенатором от Вермонта Берни Сандерсом. Она значительно опережает соперника и, по мнению наблюдателей, должна без проблем добиться выдвижения своей кандидатуры в президенты США.
Фото: Мария Кормильцева
Мария Кормильцева
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье