«Большая четверка» операторов единодушно возобновила продажи безлимитных тарифов — ровно также, как и отказалась от них ранее.
Слаженная работа
Первыми в августе «выбросили» на рынок свои предложения МТС и «Билайн». Однако «красный» оператор все же опередил и стал активно раскручивать свой «Тарифище», подчеркивая, что он первым закрыл свой безлимитный интернет — весной 2017 года — и первым же снова его открыл — летом 2018 года. «Билайн» догнал конкурента буквально на следующий день и в своем официальном объявлении к тарифу «Анлим» заявил, что первенство по праву должно принадлежать именно ему, а «МТС» случайно обошел их на самом финише.
Такой дата-ориентированный оператор, как «МегаФон», поступил по-своему: он не стал запускать шумных рекламных кампаний, а ввел свой безлимитный тариф тихо. Даже не тариф, а целую линейку предложений «Включайся!», предлагая их в частном порядке своим абонентам. И если у МТС и «Билайна» безлимитный интернет был скорее орудием завоевания чужой абонентской базы, то «МегаФон» действовал исключительно из соображений обороны. Поэтому первыми, кто узнал о возвращении безлимита у «зеленого» оператора, стали его собственные абоненты, лояльность которых дала трещину. Проще говоря, на поданные заявки о переходе с номером «Мегафона» к конкурентам в ответ отправлялось «персональное предложение» с одним из четырех безлимитных тарифов на выбор.
В течение следующего месяца единственным мобильным оператором, который не возвращал безлимитный тариф и не планировал этого делать, в том числе и со слов руководителей высшего звена, оставался Tele2. Но в начале октября «сломался» и он — в списке тарифов «черного» оператора появился «Мой безлимит», в котором месячный лимит трафика обозначили знаком бесконечности. Мотивы Tele2 довольно ясны — им не хотелось оставаться белой вороной, когда «у всех есть, а у нас нет». Но зачем операторы вообще начали эту кампанию по возрождению интернет-безлимита?
Выгода для операторов неочевидна
На первый взгляд, момент для возвращения в строй безлимитных тарифов операторами сотовой связи выбран максимально неудачно. Вступление в силу «пакета Яровой», предельное насыщение рынка, общее снижение покупательской способности абонентов, начало внедрения в практику 5G — все работает против удешевления и умножения передаваемых данных.
Если говорить о безлимитном интернете как о двигателе прогресса, то эти две вещи, по мнению операторов, сочетаются чуть больше, чем никак. В конце сентября в Москве «Билайн» впервые в России продемонстрировал, как может в будущем работать голографическая связь через 5G. Тогда же генеральный директор оператора Василь Лацанич (уже после выхода «Анлима») назвал безлимитный интернет врагом прогресса. В чем, спрашивается, смысл наращивать количество и скорость передачи данных, если абонент все равно будет платить за них столько же?
То же самое можно сказать и о материальной выгоде, но только на первый взгляд. В действительности, если вооружиться законами психологии, безлимит, как это ни парадоксально, может помочь заставить абонентов больше тратить, потребляя столько же.
Психологический прием
Покупая, допустим, 20 гигабайт в месяц, абонент стремится потратить их все. Если же он понимает, что 20 гигабайт ему много, он меняет тариф на более «бюджетный» — и оператор начинает получать с него меньше денег. Частично эту миграцию сдерживает такой сервис, как перенос неиспользованных остатков на следующий месяц, который предлагают некоторые операторы. Но на другой чаше весов — общий тренд на постоянное и непрерывное утяжеление пакетов интернета. Раз в несколько месяцев все операторы значительно увеличивают продаваемый в своих линейках трафик — за ту же или почти ту же цену.
В таких условиях мало кто согласится добровольно перейти на более дорогой тариф. При том что можно, при желании, «обезлимитить» самые загруженные направления вроде Facebook или Instagram за меньшую цену.
И вот тут на сцену выходит «общий» безлимит, где значительную роль играет психология потребления. Для примера можно привести аналогию предложения некоторых фастфуд-заведений, когда за фиксированную цену продается неограниченный доступ к газированным напиткам. Как показывает опыт, покупатели безлимитного количества напитков выпивают в среднем менее двух порций при возможности пить их сколько душе угодно. Но при этом потребители считают «безлимит» газированных напитков выгодной покупкой.
Тот же психологический прием срабатывает и на «абонентах-безлимитчиках». Покупая тариф, аналогичный по цене пакетам в 30-50 гигабайт, он может тратить всего 10 гигабайт и иметь в качестве довеска возможность потратить 100, 200 и вообще сколько угодно, если потребуется. А если нет — не беда, хватит и десяти. Купить десятигигабайтный пакет вдвое дешевле — нет, а вдруг мне понадобится больше? Доплачивать потом? Тоже нет, давайте лучше сразу безлимит, вдруг понадобится.
Ну а если в забегаловку вдруг зайдет человек с канистрой для кока-колы — владелец учел и это. У оператора способов обрезать крылья заядлому «качальщику», даже в условиях действующего сетевого нейтралитета, существует великое множество. Например, ограничить использование «безлимитных» симок одним гаджетом, а не USB-модемами. Или отключить поддержку p2p протоколов (то есть торрентов), ввести ограничения на работе в «режиме модема». В конце концов просто плавно снижать скорость тем, кто накачает в течение месяца слишком много (такие непубличные инструкции уже не раз утекали в Сеть). А если операторам еще разрешат самостоятельно определять приоритетность того или иного трафика (с внедрением 5G в практику этот вопрос обязательно поднимется), возможностей открывается еще больше.
Получается, что безлимитный мобильный интернет — это не просто рекламная акция, это вполне осознанный и выверенный шаг, от которого сами операторы останутся в немалом плюсе. И эти тарифы, вполне может быть, перейдут и в следующее поколение сетей связи. Пусть и с ограничениями на доступ к файловым архивам.
Какие безлимитные тарифы сегодня предлагает «большая четверка»:
Тариф и оператор | Цена (руб./мес.) | Пакеты услуг | Бонусы | Ценообразование |
«Тарифище» (МТС) | 650-1550 | 500 минут, 500 СМС | Конструктор с возможностью нарастить пакеты СМС и минут до 3000 | |
«Анлим» («Билайн») | 450-540 | 500 минут | «красивый» номер в подарок при подключении | Фиксированная цена (+90 рублей за HD-видео на максимальной скорости) |
«Включайся!» («МегаФон») | 450-540 | от 1000 минут | Различные, в зависимости от конкретного тарифа | Линейка из 4 разных тарифов с фиксированной ценой |
«Мой безлимит» (Tele2) | 450 | 500 минут, 50 СМС | Фиксированная цена |
Евгений Стрелецкий
Фото: Мария Лисица
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей