В противном случае, региональный оператор не будет иметь права с ними работать.
— Согласно статьям № 89-ФЗ, которые вступят в силу с 1 января 2017 года, полигоны по утилизации мусора должны быть вынесены за пределы городской черты. В противном случае, их придется закрыть и региональный оператор, который будет заниматься утилизацией отходов (планируется, что он будет выбран на конкурсной основе к осени 2016 года — ред), не сможет работать с этими площадками. Сейчас уже май. Осталось полгода. Нужно принимать какое-то решение, — заявил на заседании комитета по строительству и ЖКХ депутат Заксобрания Вадим Агеенко.
Заместитель министра ЖКХ Новосибирской области Денис Архипов отметил, что в регионе до конца мая пройдет конкурс по определению концессионера на строительство двух новых полигонов по утилизации и переработке твердых коммунальных отходов (ТКО), которые будут расположены в сельских районах.
— Новые полигоны появится уже к 2017 году. Инвестор подтверждает свои намерения и возможности по проектному финансированию. Новые требования закона № 89-ФЗ вступили в силу, мы уже работаем в новых условиях. Сейчас нам нужно сделать все, чтобы быстрее построить эти объекты, и они были введены в эксплуатацию, — пояснил он, отвечая на вопросы депутатов.
Озвученные замминистра сроки ввода объектов парламентарии не оценили, отметив, что разговоры об этом идут уже 2,5 года. Итоги тендера по выбору концессионера будут известны в конце мая. До сентября, по словам министра строительства области Сергея Боярского, с победителем планируется заключить концессионное соглашение.
— Ситуация с полигонами ТКО, действительно, странная. Согласно требованиям №89-ФЗ свалки не должны размещаться на землях населенных пунктов, но при никто не продумал и не прописал в Земельный кодекс РФ механизм: на каких основаниях любое поселение или город может иметь земельный участок за пределами своей черты. Таким образом, муниципалитеты заведомо ставятся в ситуацию, когда они обязаны арендовать землю. Но, в случае, например, с Гусинобродской свалкой, город хотел в свое время расширить ее за счет аренды дополнительного участка у Новосибирского района, но не получил его, — заявил корреспонденту Infopro54 эксперт, знакомый с ситуацией на рынке утилизации ТКО в регионе.
Кроме того, при введении в действие земельного кодекса многие поселковые свалки существовавшие десятилетиями оказались по упомянутой причине, преимущественно, на землях сельхозназначения, и процесс их легализации — межевание, перевод в земли промышленности и энергетики очень сложен, даже если сельскохозяйственное значение этих земель уже десятки лет как утрачено.
— В этой конкретно ситуации механизмы защиты земель сельхозназначения от вывода из сельхозоборота, как говориться, «сыграли злую шутку», — констатирует эксперт.
В государственный реестр объектов размещения отходов в Новосибирской области (ГРОРО) включены 17 объектов. Из них на 10 можно складировать промышленные отходы, на 7 — твердые коммунальные. Только один из расположенных в районе Новосибирска объектов — эксплуатирует ФГУП «ЖКХ Новосибирского научного центра СО РАН» — соответствует новым нормативам. Из районных полигонов требованиям соответствует площадка, которая находится рядом с Бердском — эксплуатирует МУП «СпецАвтоХозяйство», с селом Прокудское — ООО «Водолей», деревней Шадрино — МУП «Расчетно-кассовый центр р.п. Линево», Болотное — МУП «Коммунальное хозяйство» города Болотное, селом Колыбелька — МУП Краснозерского района Новосибирской области «Краснозерский полигон ТБО», р.п. Горный — ООО «ЭнергоРесурс».
— В тоже время, у нас в регионе есть полигоны, которые построены в полном соответствии со всеми санитарными требованиями, со всеми заключениями экспертиз, но они оказались на «городской земле», так как их проектирование и строительство началось до внесения этой поправки в закон. Это полигоны в Искитиме, в Куйбышеве. Сейчас администрациям этих муниципальных образований нужно искать деньги на межевание земельного участка, которые занимает полигон, или ждать пока он отмежуется в рамках проведения землеустроительных работ по прилегающим участкам, — говорит собеседник Infopro54.
Эксперт подтвердил, что региональный оператор, который должен появиться к 2017 году, будет обязан оперировать только теми полигонами, которые приведены в соответствие с требованиями №89-ФЗ.
— Формально уже сейчас можно ездить и штрафовать все организации, которые эксплуатируют полигоны для размещения отходов, не включенные в ГРОРО. Они уже живут под дамокловым мечом, — резюмирует он.
Для урегулирования этого вопроса, по словам собеседника Infopro54, необходимо внести поправки в Земельный кодекс РФ, в которых прописать, что в ведении поселений может быть земля не только селитебная, а предназначенная именно для размещения отходов, и упростить процедуру ее перевода из земель иных категорий при условии длительного использования для размещения отходов.
В Новосибирске сегодня работает 4 полигона для утилизации ТКО. Два из них расположены в городской черте: в Калининском районе на земельном участке площадью 3,22 га, емкостью 2,8 млн м куб (эксплуатирует ООО «НовосибВторРесурс»), в Дзержинском — Гусинобродский полигон площадью 49 га, емкость 107,7 млн м куб (МУП «Спецавтохозяйство»). За пределами города находится полигон, который утилизирует мусор с территории Ленинского района — 9,3 га, емкость 9 млн м куб (МУ «ДЭУ-3»), а также полигон в районе Кольцово 4,2 га, 3,5 млн м куб (ФГУП «ЖКХ Новосибирского научного центра СО РАН»).
За 2015 год в Новосибирской области 5,3 млн м3 твердых коммунальных отходов размещено на полигонах, имеющих установленный тариф.
Фото: James
Юлия Данилова
А также устанавливают автоматику для более оперативного реагирования при коммунальных авариях
Из общей суммы расходов 63% будут направлены на реализацию соцпрограмм
Общая стоимость изъятого алкоголя составляет более 5,4 миллиона рублей
Самая востребованная категория — мужская и женская одежда
С 15 по 17 ноября спецслужбы будут активно патрулировать трассы
Соответствующий указ был подписан накануне